СТРАШНАЯ СЕРА ДОССОРА

На двух огромных баннерах, установленных при выезде из Темиртау в Караганду, цитата: «Главное – не достаток. Главное – единство и согласие». Мысль, возможно, и гениальная (авторство неизвестно), но не бесспорная. И вот почему.

5 мая «колыхнуло» поселок Доссор, что в Макатском районе Атырауской области. Казалось бы, какая связь между событиями в Доссор и цитатой на баннере в Темиртау? Самая что ни на есть прямая.

ТРИ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПРОТЕСТА

Народ Доссора, а это около 9 тысяч жителей, взбунтовался за свое право на жизнь. Мало того, что в поселке страшная безработица, при сказочных природных богатствах региона люди нищенствуют, живут в тех же социально-бытовых условиях, что их отцы и деды (кстати, доссорской нефти нынче исполнится 100 лет), так они еще стали заложниками собственного богатства – нефти.

Дело в том, что на территории поселка появился завод-терминал по хранению, переработке и упаковке серы – производного вещества от добытой нефти. Кто и как строил терминал – неизвестно даже местным органам государственной власти, не говоря уже о лидерах неправительственных общественных организаций.

По крайней мере, так утверждали на пресс-конференции в Астане, которая состоялась на прошлой неделе, ее организаторы.

О предназначении терминала дос­соровцы догадывались еще год назад. В феврале этого года они обратились за разъяснениями в региональные органы власти и Генпрокуратуру. Ни от кого ответ не получили. Подозрения доссоровцев подтвердились 29 апреля, когда на железнодорожную станцию прибыли 16 вагонов с серой. Возмущенный «молчанием ягнят» народ штурмом пошел сначала на поселковый акимат, потом перекрыл железнодорожную линию Атырау-Кашаган. Призывы избавить их от терминала с серой мгновенно сменились другой риторикой: в лица представителей власти (в пожарном порядке на место события стянулись полицейские, правда, обошлось без выкручивания рук) полетели гневные обвинения во всех людских несчастьях. По словам председателя атырауского НПО «Каспий табиғаты» Махамбета Хакимова, руководство и персонал терминала, едва узнав о начале акции протеста, трусливо сбежали с объекта.

Все успокоилось тем, что госчиновники пообещали протестующим, что во всем разберутся, и попросили тайм-аут на две недели.

Завод-терминал – как сфинкс-монстр. Никто, даже органы государственной власти, не знает, кто и как его строил. Официальная Астана признает, что строительство никто с ней не согласовывал. От Махамбета Хакимова известно, что оператором строительства является компания «Аджип», следовательно, вся ответственность на ней. Кроме того, отвечая на вопрос «ДАТа», он сообщил, что из поселкового люда на строительство были привлечены несколько десятков человек, однако трудовые отношения с ними никоим образом не были оформлены, а потому наемным рабочим руководство компании не выплатило ни тиына. Труд дос­соровцев оказался хуже крепостного.

Говорят: беда одна не приходит. Доссорлықтардың соры қалың (буквально – «печальная участь доссоровцев толстая»).
Вторая беда доссоровцев – завод Карабатан – огромный комплекс между Атырау и Доссором, где, по некоторым данным, планируется очищать всю добытую на Каспии нефть. Чистая нефть пойдет на экспорт, а вся «бяка», в том числе сера, останется на этой территории. В зависимости от направления ветра выбросы будут лететь на Доссор и Атырау. Что сие означает, знает любой школьник. С этим объектом «Аджипа» у доссоровцев давние счеты.

Третья беда – газопровод «Западный Ескине – Интергаз Центральная Азия». Он проходит в непосредственной близости от Доссора. Как заверили СМИ организаторы пресс-конференции, газопровод компания «Аджип Казахстан Каспиан Оперейтинг» построила без согласования с соответствующими госорганами нашей страны, без учета норм безопасности, СНиПа, проигнорировала требования Экологического кодекса РК.

По информации г-на Хакимова, на Тенгизском месторождении в радиусе 40–50 км жители выселены. И это неспроста. Сера оказывает сильнейшее воздействие на дыхательные пути, отлагается в кровеносных сосудах. Люди жалуются на сердце, головные боли, сонливость.

ЛЮДИ МРУТ, КАК ТЮЛЕНИ

Изучая причины ухода из жизни населения Доссора в последнее время, экологи заметили весьма симптоматичную их связь с гибелью тюленей на Каспии. Люди, как и тюлени, все чаще умирают во сне.

Первый факт массовой гибели тюленей в Атырау был зафиксирован зимой 2000 года. Аккурат после того, как была окончательно пробурена и испытана первая нефтяная скважина и в воздух было выброшено около 200 тыс. кубов сероводородного газа.

По данным Махамбета Хакимова, до начала нефтяной эйфории на казахстанском шельфе Каспийского моря насчитывалось около 0,5 млн. особей тюленей, сейчас – около 100 тыс.

ЭКСПЕРТИЗА

НЕ В ПОЛЬЗУ «АДЖИП»?

Атырауский эколог поведал об удивительных приключениях аджиповцев в МГУ, куда они обратились относительно экспертизы о влиянии серы на организм человеческой особи. Ей предшествовала инициатива НПО «Каспий табиғаты» в 2002 году. Махамбет Хакимов и его единомышленники тогда отвезли образцы серы с Каспия на экспертизу на химфак МГУ им. Ломоносова. Услуги оплатили за свой счет. Данные анализа подтвердили худшие прогнозы: все несчастья людей и тюленей от серы.

Не согласившись с выводами московских ученых, представители «Тенгизшевройла» в пику экологам обратились с челобитной туда же. Но странным образом впоследствии прекратили всякие отношения с МГУ. Результаты анализа, проведенного на свои деньги, нефтедобывающая компания предпочла оставить за семью печатями.

Тогда НПО «Каспий табиғаты» предложило создать трехстороннюю комиссию, отобрать образцы серы и сделать анализ в любом институте. «Тенгизшевройл» отклонил это предложение.

НАЗОВИТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ…

Аксиома: не бывает безвыходных ситуаций, надо просто очень постараться, чтобы найти ее.

По мнению обреченных жителей Доссора и их защитников – общественных экологов, ситуацию можно разрешить, не мудрствуя лукаво. А именно: во-первых, убрать терминал по хранению серы с территории поселка, хранение, упаковку серы делать на территории Тенгизского месторождения; во-вторых, газопровод «Западный Ескине – Интергаз Центральная Азия» только после согласования проекта с казахстанскими госорганами проложить по безопасному маршруту; установить жесткий экологический и общественный контроль над осуществлением всех проектов; внести соответствующие поправки в законы вплоть до уголовного преследования нарушителей экологии, лишения лицензии добывающих компаний.

Говоря об этих требованиях доссоровцев, Махамбет Хакимов заметил, что, по некоторой информации, в официальной Астане блуждает идея о создании Национального центра серы в Атырау. Априори он поддерживает эту идею как альтернативу, которая, возможно, упредит экологическую катастрофу и социальные пожарища в регионе.

По мнению директора ОО «Институт демократии и прав человека» Болатбека Блялова, в случае с Доссором, если власть опять проигнорирует требования населения, то народ, в соответствии с Орхусской Конвенцией вправе требовать от правительства Карима Масимова соблюдения принятых на себя международных обязательств по прекращению хозяйственной и иной деятельности любых лиц, в том числе иностранных, которые оказывают пагубное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

ЧТО МНЕ ОТ БАННЕРА ТВОЕГО?

Вкратце резюмируя увиденное и услышанное на пресс-конференции, хотелось бы сказать.

Голодному, безработному, порабощенному иноземным капиталом, социально и экологически не защищенному родной властью, униженному и бесправному в собственном Отечестве гражданину в каждодневной битве за элементарное выживание не до высоких «штилей» о единстве и согласии. Голодный сытого не разумеет, как, впрочем, и наоборот. Когда в самом богатом регионе Казахстана, откуда происходит львиная доля мощи нашего государства, народ нищенствует и подвергается физическому истреблению, первой ценностью для «единственного источника государственной власти» (по Конституции РК) является тот самый достаток, который инкогнито-автором цитаты на придорожном баннере низвергнут с пьедестала элементарных мерил человеческих ценностей. Наверное, оттого, что сам автор сыт до неприличия.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн