Суббота , 19 апреля 2025

СУДЕЙСКАЯ МАНТИЯ С ПЯТНАМИ ПОЗОРА

Похоже, судья Нуржан Жолдасбеков, председательствующий на уголовном процессе по делу «Казатом­прома» (КАП), выведен из-под юрисдикции ЗАКОНА.

Судебное разбирательство еще на стадии допроса свидетелей, а главный «герой» нового блога во всемирной паутине – doska pozora.presscom.org – своеобразной доски позора для казахстанских судей, вынесших, по мнению авторов интернет-ресурса, несправедливые и политически мотивированные решения, уже подтверждает свой новый статус. Заявления, которые судья сделал на заседании в пятницу, 19 февраля, как говорится, ни в какие ворота не входят.

Чего стоит, например, его реплика, связанная с заявлением ныне подсудимого экс-главы КАП Мухтара Джакишева о вызове в суд для дачи показаний одного из свидетелей обвинения, который до 11 февраля якобы находился за пределами нашей страны. «Мухтар Еркинович, зачем вам это надо? Если этот свидетель придет в зал суда, он расскажет о ваших преступлениях», – иронично заметил г-н Жолдасбеков. А на вопрос адвоката Нурлана Бейсекеева (на фото), почему суд позволяет себе такие вольности в адрес его подзащитного, ответил, что нисколько не сомневается в том, что вина Джакишева уже фактически доказана. Коль так, то судья Жолдасбеков косвенно признал, что приговор Мухтару Джакишеву был вынесен задолго до начала судебного процесса, а само судебное разбирательство – это так, пустая формальность, игра в законность. Вольная интерпретация судьей отечественных законов этим не ограничилась.

Мало того, что он запретил адвокату экс-главы нацкомпании заявлять какие-либо ходатайства, выступать с заявлениями или протестом, он к тому же пригрозил ему административным арестом на трое суток. Прозвучавшая из уст судьи угроза вполне осуществима, потому что он, оказывается, согласовал свои подобные действия с Верховным судом!

Запрет на ходатайства не позволил Нурлану Бейсекееву заявить суду о необходимости допроса и свидетелей стороны защиты, что предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом. В связи с этим возникла реальная угроза, что суд приступит к следующей стадии судебного разбирательства – оглашению материалов – без показаний свидетелей защиты, что явится вероломным нарушением казахстанского законодательства и международного судопроизводства.

Судья наложил табу и на ознакомление подсудимым и его адвокатом с 20 томами приложений, на которые в качестве доказательной базы ссылалась сторона государственного обвинения. Мухтару Джакишеву представили на обозрение лишь 8 томов с материалами предварительного следствия. Для ознакомления с этим объемом документов, их изучения и анализа судья отвел ему всего один день – 22 февраля, когда в судебном заседании объявлен перерыв в связи с тем, что в этот день Н.Бейсекеев должен был присутствовать на другом судебном процессе.

Мягко говоря, удивляет пренебрежительное (если не сказать – жестокое) отношение судьи к правам подсудимого. В то время как, находясь в условиях СИЗО, Мухтар Джакишев перенес более 10 приступов гипертонического криза, дважды падал в обморок в зале суда и вызывали «скорую», как врачи зафиксировали у него крайне опасную для жизни 3-ю стадию криза с 4-й степенью риска, как конвоиры волоком доставляли его в зал суда, – в это же время судья Жолдасбеков воспылал необъяснимым чувством сострадания к свидетелям, которые прислали в суд справки о том, что они два-три месяца назад якобы тоже перенесли гипертонический криз. Суд не стал проверять достоверность справок (зато поручил прокурорам проверить подлинность больничного листа Нурлана Бейсекеева) и объявил, что огласит письменные показания не явившихся в суд свидетелей. Возражения подсудимого и его адвоката, их требование обеспечить уклоняющихся от явки свидетелей обвинения не были приняты к рассмотрению.

Отказав адвокату Нурлану Бейсекееву в заявлении ходатайств, т.е. в его праве на полноценное осуществление защиты, в реализации принципа равноправия и состязательности, под предлогом того, что адвокат препятствует-де деятельности суда, г-н Жолдасбеков, тем не менее, не моргнув глазом, воспрепятствовал профессиональной деятельности и другого адвоката.

Хамиду Айткалиеву, которую другой подсудимый – Талгат Кыстаубаев, телохранитель Мухтара Джакишева, выбрал себе в качестве защитника, не пустили не то чтобы в зал суда, даже за порог коридора. Несмотря на то, что она имела на руках справку из Департамента юстиции о том, что КНБ РК выдал ей разрешение на допуск к секретным и совершенно секретным материалам по делу «Казатомпрома».

Напомню, допуска Х.Айткалиева добивалась с начала ноября прошлого года. Получила документ лишь 18 февраля 2010 года. И это в то время, как адвокат экс-телохранителя Ахан Байканов, без стеснения заявлял журналистам, что и сам не знает, как получил допуск. А справку о допуске адвоката Болата Исатаева, назначенного Мухтару Джакишеву КНБ, его коллега Нурлан Бейсекеев и в глаза не видел. В суде была зачитана лишь информация о том, что таковая имеется.

Однако в случае с Хамидой Айткалиевой музыка играла всего лишь сутки. Департамент юстиции Астаны как дал ей справку, так и отобрал. Случилось это после того, как суд взял ее у адвоката на обозрение, но при этом лишил ее возможности лично присутствовать в зале заседания, что тоже является незаконным. Другими словами, Департамент юстиции фактически дезавуировал документ КНБ.

В связи с этим любопытно было бы знать, каким образом отреагируют на случившиеся 19 февраля вопиющие факты игнорирования законности, которые предали гласности через СМИ Нурлан Бейсекеев и Хамида Айткалиева, в Верховном суде, Министерстве юстиции и КНБ? Если, конечно, они опять не закроют глаза на происходящую вакханалию в деле «Казатомпрома».

Кроме того, хотелось бы узнать позицию Союза адвокатов Казахстана, который по сей день и пальцем не пошевелил, чтобы публично защитить профессиональную честь и достоинство адвокатов Нурлана Бейсекеева и Хамиды Айткалиевой.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн