Вторник , 8 июля 2025

СУДНЫЙ ДЕНЬ СВИДЕТЕЛЕЙ

Если уж при­чи­нять вред сосе­ду,то, по воз­мож­но­сти, – непоправимый. 

Джордж Бер­нард Шоу

В любом суде сви­де­тель, преж­де чем давать пока­за­ния, зачи­ты­ва­ет текст клят­вы: ниче­го, кро­ме прав­ды. Одна­ко не слу­чай­но одна из судей­ских пого­во­рок гла­сит: «Врет, как очевидец».

Вот и гене­раль­ный дирек­тор ТОО «Киік» Алек­сандр Ниса­нов так изво­ра­чи­вал­ся в суде, что запу­тал боль­ше себя, чем дру­гих. Откро­вен­но он топил и учре­ди­те­ля фир­мы, а ныне под­су­ди­мо­го Сери­ка Тур­жа­но­ва (на фото), и сво­е­го заме­сти­те­ля по орга­ни­за­ции и пла­ни­ро­ва­нию Оль­гу Самой­лен­ко. Посвя­щать газет­ную пло­щадь подроб­но­стям того, как адво­ка­ты в ходе допро­са лови­ли его «бло­хи» – мно­го чести для ген­ди­рек­то­ра с шаг­ре­не­вой кожей. Доста­точ­но ска­зать, что даже про­ку­рор Берик Кул­ма­гам­бет то и дело ука­зы­вал ему на про­ти­во­ре­чия в пока­за­ни­ях, дан­ных на пред­ва­ри­тель­ном след­ствии и в суде.

Такую линию пове­де­ния навер­ня­ка сле­ду­ет объ­яс­нить стра­хом сви­де­те­ля перед пер­спек­ти­вой ока­зать­ся рядом со сво­им шефом.

30  мая про­шло­го года, когда уже след­ствие шло пол­ным ходом, Ниса­нов был задер­жан и пре­про­вож­ден в изо­ля­тор вре­мен­но­го содер­жа­ния. На тре­тий день после аре­ста напи­сал явку с повин­ной, где при­знал свою вину в том, что халат­но отно­сил­ся к доку­мен­там. Хотя, соглас­но УПК, как ска­зал в суде адво­кат Нур­лан Бей­се­ке­ев, в отно­ше­нии Ниса­но­ва явка с повин­ной не мог­ла быть при­ме­не­на для его осво­бож­де­ния от уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния, так как он являл­ся лицом, кото­ро­го уже обви­ни­ли в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния. Про­дер­жав ген­ди­рек­то­ра фир­мы в изо­ля­то­ре шесть меся­цев, его отпу­сти­ли. Надо пола­гать, за ту «прав­ду», кото­рую ему посо­ве­то­ва­ли напи­сать в заяв­ле­нии, а не за ту, кото­рую он гово­рил до задержания.

Не столь высо­ка цена клят­вы и для дру­гих сви­де­те­лей. Напри­мер, для мене­дже­ра алма­тин­ской фир­мы «Мак­центр-Казах­стан» Кон­стан­ти­на Кюне, прак­ти­че­ски пра­вой руки ее учре­ди­те­ля Ержа­на Амирханова.

Напом­ню, из-за колос­саль­но­го объ­е­ма рабо­ты и крайне сжа­тых сро­ков по изго­тов­ле­нию пере­пис­но­го инстру­мен­та­рия фир­ма-побе­ди­тель в тен­де­ре по гос­за­куп­ке агент­ства по ста­ти­сти­ке ТОО «Киік» было вынуж­де­но заклю­чить дого­вор с суб­под­ряд­ной орга­ни­за­ци­ей, кото­рой и стал «Мак­центр». В дого­во­ре «Киік» с агент­ством пункт о воз­мож­но­сти тако­го аль­ян­са не был преду­смот­рен. А то, что не ого­во­ре­но дого­во­ром, выхо­дит, позволительно.

Кто и как на кого вышел – «Мак­центр» на «Киік» или наобо­рот, уста­нав­ли­ва­ет­ся в судеб­ном раз­би­ра­тель­стве. Пока­за­ния сви­де­те­лей противоречивы.

Итак, дого­вор был заклю­чен на почти 1 млрд. тен­ге. Под­пи­ся­ми его скре­пи­ли Ниса­нов и Амир­ха­нов. Все­го тен­дер сто­ил 1 млрд. 144 млн. бюд­жет­ных тен­ге. Но фиш­ка в том, что «Мак­центр» нико­гда не имел ника­ко­го отно­ше­ния к про­из­вод­ству бла­ноч­ной про­дук­ции. Он зани­мал­ся постав­кой на казах­стан­ский рынок и реа­ли­за­ци­ей ком­пью­тер­ной техники.

Уже зная, что бла­ноч­ная про­дук­ция для пере­пи­си насе­ле­ния печа­та­ет­ся в типо­гра­фии «Взлет» в Санкт-Петер­бур­ге, «Мак­центр» пере­за­клю­ча­ет дого­вор с аста­нин­ской фир­мой «Экс­пресс­СтройНС». Про­исходит это за спи­ной Тур­жа­но­ва. Кюне и иже с ним не сочли нуж­ным поста­вить «Киік» в извест­ность. Как заявил в суде Кюне, «это бизнес».

Дого­вор с «Экспресс­СтройНС» совер­шен­но зер­каль­ный, он сло­во в сло­во повто­ря­ет дого­вор «Мак­цен­тра» с «Киік», изме­не­ны в нем лишь рек­ви­зи­ты сто­рон да сум­ма – более 800 млн. тен­ге. За «Мак­цен­тром» оста­ва­лась лишь его мар­жа – 2% , более 19 млн. тен­ге. Кста­ти, в суде этот сви­де­тель цинич­но при­знал­ся, что он с само­го нача­ла знал, что по дого­во­ру с «Киік» «Мак­центр» ниче­го делать не будет.

Под напо­ром вопро­сов адво­ка­та Вене­ры Нур­га­ли­е­вой, пред­став­ля­ю­щей в суде инте­ре­сы Сери­ка Тур­жа­но­ва, Кюне вынуж­ден был при­знать, что во вре­мя пред­ва­ри­тель­но­го след­ствия ого­во­рил Самой­лен­ко, пото­му что вме­сте с Амир­ха­но­вым они зара­нее… выстро­и­ли такую линию защи­ты. Не смог отве­тить топ-мене­джер «Мак­цен­тра» и на вопрос, каким обра­зом фир­ма неод­но­крат­но выиг­ры­ва­ла кон­кур­сы в агент­стве по ста­ти­сти­ке, поче­му в этом госу­дар­ствен­ном ведом­стве граж­да­нин Рос­сии Шмер­линк пози­ци­о­ни­ро­вал себя как пред­ста­ви­тель «Мак­цен­тра».

Весь­ма туман­ны и про­ти­во­ре­чи­вы пока­за­ния Кюне и в отно­ше­нии его вза­и­мо­от­но­ше­ний с ген­ди­рек­то­ром фир­мы «Экс­пресс­СтройНС» Царе­го­род­це­вым, кото­рый, так же, как и Шмер­линк, ныне очень дале­ко от казах­стан­ских орга­нов след­ствия и правосудия.

Крас­но­ре­чив диа­лог меж­ду Тур­жа­но­вым и Кюне. Т.: – Вы ска­за­ли, что «Мак­центр» – надеж­ная ком­па­ния. Но поче­му не сооб­щи­ли нам, что пла­те­жи отпра­ви­ли Царе­го­род­це­ву? К.: – Это биз­нес. Я бы остал­ся без при­бы­ли. Т.: – И поэто­му я здесь? Мы же столь­ко лет дру­жи­ли! Раз­ве я мог знать, куда день­ги будут пере­го­нять? К.: – Не знаю. Т.: – Но от это­го же моя судь­ба зави­сит! К.: – Я понимаю.

Дума­ет­ся, диа­лог не нуж­да­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях. А на память при­хо­дит ста­рая казах­ская посло­ви­ца о том, что при выбо­ре неко­то­рых дру­зей не вред­но бы и топор при себе иметь.

Дове­ри­тель­ны­ми, если не ска­зать боль­ше, были отно­ше­ния и у Амир­ха­но­ва со Шмер­лин­ком. Ска­зать о них крат­ко – ниче­го не ска­зать, поэто­му читай­те сле­ду­ю­щий номер «DАТа».

Жума­би­ке ЖУНУСОВА

Республиканский еженедельник онлайн