В конце минувшей недели в Санкт-Петербурге прошли переговоры премьеров стран Таможенного союза. Предполагалось, что в результате достигнутых договоренностей Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана полноценно заработает с 1 июля текущего года, после принятия Таможенного кодекса. В ТК прописаны вопросы перемещения товаров через таможенную границу, хранение, декларирование, таможенный контроль, уплаты таможенных платежей. Однако сделать этого не удалось. Таможенный союз реальностью не стал…
Напомним, что в тестовом режиме ТС работает с первого января 2010 года и постоянно сталкивается с трудностями и разногласием партнеров. У белорусов проблемы с Таможенным союзом начались еще в январе, причем местные СМИ писали, что союз, не успев родиться, уже приказал «долго жить», когда случился «нефтяной скандал» между Минском и Москвой. Россия хотела повысить экспортные пошлины на нефть, в то время как Белоруссия настаивала на сохранении прежних льгот и требовала отменить пошлину на экспорт нефти в Белоруссию, поскольку это противоречит логике Таможенного союза. Россия соглашалась на поставку в 2010 году только 6,3 млн тонн нефти беспошлинно.
Затем подобный конфликт в феврале произошел между Россией и Казахстаном. Когда компания «ЛУКОЙЛ» заявила, что «с февраля приостановила поставки нефти в Казахстан, ожидая прояснения ситуации по экспортной пошлине». Конфликт удалось уладить, что еще раз подтвердило мнение экспертов о весьма сырой проработке правовой базы Союза и документооборота.
В марте Министерство юстиции Республики Беларусь подало в суд на Россию, то есть обратилось в Экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, с исковым заявлением по взиманию таможенных пошлин на продукты нефтехимии, поставляемые из России в Белоруссию. Суть искового заявления сводилась к тому, что заключенные международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭс, а также соответствующие международные договоры между Белоруссией и РФ предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли. Минск считает, что позиция Москвы по нефтяным поставкам «крайне негативно влияет» и «подрывает базовый принцип добрососедства во взаимоотношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией». Посему «белорусская сторона не видит иного способа защиты своих законных прав и интересов, кроме как путем обращения в международные судебные инстанции», – резюмировал Минюст.
В свою очередь, российские эксперты посчитали, что обращение в суд – это попытка «шантажировать Москву» и нежелание Лукашенко идти на уступки. Также в марте стало известно, что белорусская Belavia и казахская Air Astana обратились к комиссии Таможенного союза с просьбой освободить авиакомпании от уплаты пошлин на самолеты и запчасти к ним. Пошлины на иностранные самолеты введены в России для поддержки российского авиапрома, что крайне невыгодно Казахстану и Белоруссии.
На сей раз после многочасовых переговоров в Санкт-Петербурге премьерам Путину, Масимову и Сидорскому не удалось урегулировать авиапроблему. Кроме того, добавились и другие разногласия.
Во-первых, не удалось согласовать с Белоруссией пошлины на газ. По расчетам российской стороны белорусы уже задолжали около 200 миллионов долларов. Белоруссия считает, что вправе платить по расценкам 2008 года по 150 долларов за тысячу кубов, Владимир Путин и «Газпром» требуют оплаты в 180 долларов.
Во-вторых, все так же в подвешенном состоянии проблема с ввозом подержанных иномарок на территорию Таможенного союза. Если по юрлицам договорились, то по физическим лицам нет. Пошлины в России существенно выше, чем в Белоруссии.
Следовательно, в России они должны понизиться, а в Белоруссии и Казахстане повыситься, но усреднить пошлины не получилось. Россия утверждает, что пошлины должны быть унифицированы по ее уровню. Казахстан не возражает. Белоруссия настаивает на снижении пошлин до ее показателей. К примеру, растаможка легкового автомобиля в Белоруссии в несколько раз дешевле, чем в России. Понятно, что Россия опасается за судьбу своего автопрома и не намерена уступать. Более того, Минпромторг РФ сильно надеется на существенное увеличение поставок продукции «АвтоВАЗа» в Казахстан и Беларусь.
В‑третьих, разногласия по нефти и нефтепродуктам между участниками ТС урегулировать не удалось. По неофициальной информации, на переговорах казахская сторона не возражала против предложений россиян, а возмутителями спокойствия стали белорусы. Они предложили сделку – белорусская сторона подписывает подготовленные документы в обмен на снижение таможенных ставок на нефть и нефтепродукты из России. Г‑н Путин возразил, что это двусторонние договоренности, и они не имеют отношения к деятельности Союза. Белорусы, соответственно, с этим не согласны.
По большому счету, ничего нового в этом нет, если вспомнить недавнее послание народу президента Белоруссии Александра Лукашенко. Тогда он ясно заявил, что «какое же это Союзное государство, если наше предприятие работает в худших условиях в два раза, чем в России? Если наши тепличные хозяйства, к примеру, имеют цену на углеводородное сырье в три раза выше, чем российские? Это что, равноправный союз?..»
В‑четвертых, не пришли к единому мнению по авиационной технике. Беларусь и Казахстан предлагают обнулить пошлины, российские власти не согласны.
В‑пятых, в Казахстане огромное количество людей, так называемых самозанятых, кто имеет право на ввоз до двух тонн иностранного товара с пониженной таможенной ставкой – 0,6 евро. В основном это, конечно, дешевый китайский ширпотреб, но он дает возможность людям жить и кормить свои семьи. Россия против такой челночной торговли. Как отметил Владимир Путин, «это чувствительно для нашей легкой промышленности, потому что значительная часть этих товаров, конечно, китайского происхождения».
В завершение обратим внимание на слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. Он заявил, что «Киргизия и Таджикистан могут войти в ТС уже в ближайшее время». Прямо скажем, оптимистично на фоне всех этих разногласий.
Таким образом, действие Таможенного союза, который должен был полноценно заработать с 1 июля, откладывается на неопределенное время, если, конечно, за июнь странам не удастся решить все накопившиеся проблемы.
Сергей РАСОВ