Воскресенье , 20 апреля 2025

Таможенный союз: Двери открыты в одну сторону

tasoВ Таможенном союзе три страны-участницы увеличили взаимный товарооборот, однако для Казахстана торговля складывается в основном со знаком минус. В чем видят причину эксперты?

В 2013 году Казахстан перечислил в виде таможенных пошлин в бюджет России и Беларуси 291 миллиард тенге, в то же время в казахстанский бюджет от них поступило 250 миллиардов тенге. То есть «сальдо не в пользу Казахстана» в рамках Таможенного союза составило 42 миллиарда тенге, заявили на днях в Министерстве финансов.

«По нашим расчетам, эта тенденция будет нарастать и в текущем году, что, естественно, приведет к определенному неисполнению прогнозных поступлений в бюджет страны», – сказал глава комитета таможенного контроля Министерства финансов Госман Амрин.

Согласно данным информационно-аналитического агентства «Бизнес-Новости», Беларусь получила от России и Казахстана примерно на 17 миллиардов тенге больше таможенных пошлин, чем уплатила в бюджет партнеров, а Россия от Беларуси и Казахстана получила на 26 миллиардов тенге больше.
В алматинской консалтинговой компании «Улагат бизнес групп» отмечают, что на нынешних условиях Таможенный союз «крайне невыгоден Казахстану».

– Отрицательное торговое сальдо увеличивается не только за счет того, что россияне или белорусы нам больше завозят товаров, но и из-за того, что наш экспорт в эти страны падает. Среди бизнесменов говорят, что это союз, открытый в одну сторону: в Казахстан завози что хочешь, а мы обратно практически ничего не можем, – говорит «Азаттыку» директор компании Марат Каирленов (на фото).

С начала деятельности в 2010 году Таможенного союза Казахстан сократил свой экспорт и стал значительно больше ввозить продукции российского и белорусского производства, показывает и официальная статистика.

Профессор Института экономики Министерства образования и науки Казахстана Олег Егоров в своем комментарии «Азаттыку» считает, что сохранению текущей ситуации способствует недостаточно развитое производство экспортной продукции в Казахстане.

– В Казахстане слишком мал ассортимент экспортных товаров. Даже мясную и молочную продукцию, которую мы сами можем производить, мы всё это импортируем. Если посмотреть на развитие той же нефтяной отрасли – даже полимерную продукцию, которую производят из нашего сырья, мы везем откуда угодно, те же пластиковые окна и двери из Турции. Вот у нас есть сборочные заводы по производству автомобилей, тепловозов, вертолеты хотели собирать, но всё это есть и в России, куда мы их повезём, – говорит Олег Егоров.

Если посмотреть на структуру товарооборота между Россией и Казахстаном, то основные пункты для обеих стран во многом одинаковы: минеральные продукты, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, машины и оборудование. Однако в импорте из России намного больше переработанных товаров с высокой добавленной стоимостью, чем в экспорте из Казахстана.
Ерден КАРСЫБЕКОВ

Лапша!

КУИС РЕТУШИРУЕТ Мухтара Джакишева

• «Избиение экс-главы «Казатопрома» Мухтара Джакишева, отбывающего наказание в колонии в Карагандинской области, не подтвердилось», – сообщили информагентству «Новости-Казахстан» в пресс-службе комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД Казахстана.

По словам сотрудника пресс-службы, после сообщения в СМИ в начале марта об избиении Джакишева была проведена проверка. «Была комиссия: врачи, правозащитники. Телесных повреждений не обнаружено», – добавил он. Информация была распространена в интернет-сети 17 марта.

В связи с этим официальным заявлением ведомства напомню другую его официальную информацию, представленную сайту «Азаттык.орг», которую наша газета «Общественная позиция» процитировала в статье «Ответ летает в воздухе…», которая была опубликована в предыдущем номере: «После его (Мухтара Джакишева – Ред.) прибытия сюда 7 февраля неизвестные лица, не работающие в учреждении, проявили жестокость». То есть в КУИСе, ранее подтвердив «жестокость» в отношении политзаключенного, коим признан Мухтар Джакишев, теперь пошли на попятную – факта избиения не было.
В связи с этим у редакции проекта «ДАТ» несколько вопросов.

Во-первых, это что за такая особая Долинская колония в Карагандинской области, если на ее территорию, подчеркнем, территорию закрытого учреждения, совершенно свободно проникают «неизвестные лица, не работающие в учреждении»? Может, это были спецнаемники для устрашения экс-главы «Казатомпрома»? А может, свои же сотрудники, переоблачившиеся в гражданскую форму одежды? А может, какие-то вражеские диверсанты? Если уж на то пошло, куда улетучилась бдительность всего состава сотрудников колонии во главе с ее руководством, если их всех скопом можно вот так, без единого выстрела взять, да заставить «не вякать» и расправляться с неугодным заключенным? Ведь в колонию этапировали не какого-то там рецидивиста-убийцу, а в недавнем прошлом государственного деятеля, чей вклад в укрепление экономической, а значит, национальной безопасности Казахстана признан мировым сообществом. Почему они позволили «неизвестным лицам» на глазах у всех заключенных, кстати, уже знавших, что «к нам едет», нет, не ревизор, а сам Мухтар Джакишев – совершить физическое насилие над ним?

Во-вторых, по поводу необнаружения телесных повреждений. Утверждение КУИСа абсурдно до гомерического хохота. По информации пресс-службы ведомства, Мухтар Джакишев был этапирован в карагандинскую колонию из алматинской 7 февраля. Информация об его избиении просочилась в СМИ 5 марта. В пресс-службе КУИСа информагентству «Новости-Казахстан» сказали, что проверка факта избиения Джакишева была проведена после сообщения в СМИ. То есть между произошедшим фактом и его расследованием прошел месяц. О каком обнаружении телесных повреждений может быть речь? Если таковые были, то даже на теле дворняжки «телесные повреждения» должны были исчезнуть.

В-третьих, «неизвестные лица», таинственным образом проникшие на территорию спецучреждения и странным образом оказавшиеся незамеченными соответствующей службой колонии, наверняка не дураки. Судя по нынешнему состоянию здоровья Мухтара Джакишева, они били его по почкам, тщательно стараясь не наносить «телесных повреждений». Отбитые почки не дают признаков «телесных повреждений». Отбитые почки – это не диагноз «пиелонефрит», о котором тому же «Азаттык.орг» говорила та же пресс-служба КУИСа. В связи с этим хотелось бы знать, что за врачи проводили обследование состояния здоровья Мухтара Джакишева – долинской колонии? И представители каких правозащитных организаций при этом присутствовали? Не те ли, которые в фаворе у КУИС – ведь есть и такие якобы «независимые» в регионах, но втайне работающие в тандеме с минюстовской иерархией? Уполномочило ли этих «правозащитников» вышестоящее руководство участвовать в проверке состояния здоровья Мухтара Джакишева?

Я лишь предполагаю, кто в самом деле кроется под формулировкой КУИСа «правозащитники». Они – из Караганды.

Тогда подвопрос: почему эти правозащитники до сих пор не опубликовали отчет о проведенной проверке состояния здоровья Мухтара Джакишева? Почему факт избиения Мухтара Джакишева был изначально скрыт руководством колонии и КУИС от проверки, в том числе и прокурорской, пока о нем не заявила дочь опального экс-главы «Казатомпрома» Айгерим Джакишева? Или правда слишком страшна, или «правозащитников» просто «деликатно» попросили не предавать огласке совершенно очевидное? Тогда в обмен на что? На то, что легитимность их деятельности и финансирования организации не будет подвергаться проверке? На то, что внезапно к ним не нагрянут финполовцы? Или региональные правозащитники на недобропорядочной сделке с совестью и принципами своего предназначения просто «делают» деньги?

Вопросов много. Они не должны давать покоя нашей гражданской и человеческой совести.

Сравнивая совершенно противоречивую информацию, изрыгаемую (прощу прощения за вполне литературно допустимое, но несколько не эстетичное выражение) КУИС в отношении содержания в колонии Мухтара Джакишева, приходишь к выводу о чудовищной лжи. И это уже вовсе не «печальный опыт», о котором пел в своем сонете Булат Окуджава. Это – диагноз, который можно сформулировать как «трагедия СИСТЕМЫ».
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Тем временем

ГОСДОЛГ Казахстана растет

Вначале недели агентство Bloomberg сообщило, что долги государств по всему миру выросли на 40 процентов за последние шесть лет. Мировая тенденция роста не обошла и Казахстан. В конце февраля министр финансов Бахыт Султанов заявил, что государственный долг вырос на 12,8 процента к валовому внутреннему продукту (ВВП) и составил 4,4 триллиона тенге (28,8 миллиарда долларов).

По данным Национального банка Казахстана, сумма внешнего долга страны по итогам третьего квартала 2013 года составила 148 миллиардов долларов США.

Казахстан имеет самый большой внешний долг перед пятеркой, в которую входят Нидерланды (33,8 миллиарда долларов), Великобритания (22,3 миллиарда долларов), Китай (16,6 миллиарда долларов), международные организации (12,5 миллиарда долларов) и США (11,4 миллиарда долларов). Интересно, что больше всего Казахстан должен Нидерландам, хотя в обиходе крупными инвесторами Казахстана называют США и Китай.

Внешний долг Казахстана на душу населения (без межфирменной задолженности) за девять месяцев минувшего года составил около 4 400 долларов. Для сравнения: ВВП на душу населения за 2013 год, по оценкам экспертов, составит 12 886 долларов. То есть каждый третий добытый доллар ВВП падает на внешний долг страны.

Azattyq.org

Республиканский еженедельник онлайн