ТЕНЕВАЯ социальная ПОЛИТИКА или почему власть скрывает бедность в стране?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №42 (406) от 16 ноября 2017 г.

 

Сравнительный анализ


 

Парадокс, но государство пытается бороться с нелегальной экономикой, одновременно проводя курс теневой социальной политики. В чём она проявляется? Во-первых, официальная статистика утверждает, что в нашей стране только 2,7 % находится за чертой бедности. На самом деле по стандартам ООН и Всемирного банка бедным у нас считается каждый пятый человек, то есть 19 %.

 

Мы ссылаемся на международный расчёт от 2005 года, где бедным считается человек, получающий доход ниже 1,25 долларов в день или в пересчёте 12 500 тенге в месяц. Всемирный банк и ООН рекомендуют считать для Казахстана чертой бедности доходы ниже $5 в день или в пересчёте 50 тысяч тенге в месяц. Ставка 1,25 долларов в день больше применима для бездомных лиц из африканских стран и не учитывает оплату коммунальных услуг или закупку зимней одежды, в отличие от наших условий.

Ещё летом средняя пенсия в стране у нас составляла 55 тысяч тенге в месяц и вплотную приближалась к черте бедности по международным стандартам. Кроме того, у нас есть 2,7 млн. самозанятых людей, сотни тысяч учителей, медсестёр, тренеров и прочих работников с оплатой труда на границе этого показателя. Если не лукавить, то половина населения нашей страны фактически находится на границе или за чертой бедности.

Российские депутаты официально признали, что в их стране проживают 15% бедняков и строят политику по их сокращению. Почему мы не поступаем также? Ведь из-за обманчивой картины с бедностью, наши бюджетные деньги вместо реального повышения зарплат, пенсий и пособий, триллионами тратятся на обанкротившиеся банки олигархов, бриллиантовые дороги и заоблачные проекты.

Во-вторых, мы утверждаем, что в нашей стране всего 5% безработных или около 450 тысяч человек. Тогда почему весной этого года не работало пятая часть наших компаний или около 20%? И кстати, 2,7 млн. самозанятых людей со случайными заработками тоже фактически считаются безработными. А по стандартам ООН их правильнее относить к бедным людям, с которых мы к тому же планируем взимать налоги. Правильно ли чисто по-человечески собирать налоги с бедных?

 

Согласно статистики из 450 тысяч безработных всего 56 тысяч зарегистрировано в службе занятости или каждый 8-ой человек. А всё потому, что люди не идут туда потому что им предлагается тяжёлая работа за мизерную оплату, на которую можно выжить, а не прожить. А ещё потому, что из полумиллиона официальных безработных только 6 тысяч получают это пособие со средней компенсацией менее

100 долларов в месяц. Только в Италии пособие по безработице 931 евро в месяц, в других странах Европы примерно также. На этом фоне помощь нашего правительства безработным составляет сущий мизер.

В-третьих, наша пенсионная реформа якобы разрешает женщинам выйти на пенсию в 50 лет, если на пенсионном счету будет сумма в 9 млн. тенге. Это называется пенсионным аннуитетом. Посчитал, чтобы собрать такую сумму на счету, нужно в течение последних 20 ЛЕТ с момента реформы непрерывно получать зарплату 400 тысяч тенге в месяц и откладывать на пенсию по 40 тысяч тенге в месяц. Что это за аннуитет? У женщин сроду не было таких зарплат и зачем на таком высоком уровне обманывать наш слабый пол?

Некоторые предлагают вкладывать свободные деньги в ЕНПФ, чтобы достичь суммы 9 млн. тенге. Только где найти таких дураков? Не лучше ли вложить их в банк под 15% годовых, чем в пенсионный фонд с доходностью ниже темпов инфляции. Можно констатировать факт, что в основном пенсионная реформа направлена на увеличение пенсионного возраста у женщин с 58 до 63 лет, что практически оставляет полмиллиона прекрасной половины за бортом пенсий.

В Казахстане всего около 7 % населения старше 63 лет, что составляет один пенсионер на 10 работающих людей. В Европе же на 1 пенсионера приходится примерно 2 работающих человека. Следовательно, целесообразности увеличения пенсионного возраста у нас не было, и нет. С точки зрения социального аспекта пенсионная реформа идёт не на пользу, а, наоборот, во вред общества.

В-четвёртых, в нашей стране 400 тысяч матерей одиночек, которые воспитывают 700 тысяч детей и 60 тысяч отцов одиночек, воспитывающих 300 тысяч детей. Если доход семьи ниже прожиточного минимума, то пособие на 1 ребёнка до 18 лет составит 2 400 тенге или 7 долларов в месяц. Хотя во Франции на мать одиночку с двумя детьми выплачивается 1 069 евро, в Британии 384 долларов, а в США $418 в месяц.

После этого говорить о социальной политике в Казахстане даже язык не поворачивается.

Кроме того, у нас 600 тысяч многодетных семей, где пособие на 4-5 детей составляет всего 9 400 тенге или по 6 долл. на каждого в месяц. Во Франции премия за рождение составляет 923 евро, а пособие составляет 390 евро в месяц на каждого ребёнка. В Швеции размер пособия составляет 80% зарплаты с потолком 53 тысяч евро в год, а декретный отпуск составляет 16 месяцев, из которых 3 месяца в декрете обязательно должен посидеть отец ребёнка.

 

Из вышеприведённых цифр, можно сказать, что наша социальная политика в области детей не стимулирует рождаемость и материально не защищает их. Хотя по статистике на двух детей у нас семь работоспособных людей и это очень высокий показатель. Поэтому политика нашего правительства не логична в двойне.

Кроме того, у нас проживают 460 тысяч инвалидов в основном с пособием в районе прожиточного минимума. На самом деле этот показатель в 2 раза уступает черте бедности по стандартам ООН и Всемирного банка, и многие наши инвалиды находятся за чертой бедности, не говоря уже о многодетных семьях. Зачем мы скрываем этот факт? Привычка утаивать правду стало уже болезнью нашего общества. Например, недавно на ПНХЗ скрыли факт поломки агрегата для производства дизтоплива, и это принесло 3 млрд. тенге убытков государственных денег.

Мы зажимаем пенсии и пособия, но при этом с легкостью тратим 30 млн. столичному клубу и ещё 67 млрд. тенге на футбол. Заплатив тренеру легионеру $5,5 миллион, наша футбольная команда оказалась на далёком 133 месте в рейтинге ФИФА. Что за пустая щедрость, когда наши тренеры футбольных школ получают по 150 долларов в месяц? Сборная Исландии на 20-м месте, добравшись в прошлом году до четвертьфинала чемпионата Европы, хотя её тренер имеет диплом дантиста, а некоторые футболисты в свободное время убирали мусор и работали в порту. Дело не в деньгах.

Зная такое бедственное положение наших людей, мы ради имиджа столицы ежегодно тратим 18 млн. евро нашей велокоманде, и, не задумываясь, отменили 18 млн. евро субсидий на социальный хлеб в 55 тенге. В результате его стоимость подскочила почти до 100 тенге.

Полагаю, что во благо людей мы должны признать проблему бедности в нашей стране и начать реально бороться с ней. Тогда к нам в голову уже не будут лесть всякие заоблачные проекты, а бюджетные деньги будут идти реально на улучшение жизни народа.

Ержан ОРЫМБЕТОВ,

писатель

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн