Титаны, власть и придворные пииты

ergalir(Окончание. Начало в №4 от 30.01.2014г.)

• ОБРЫВАЯСЬ НА ВЫСОКОЙ НОТЕ…

На гражданской панихиде, провожая в светлый путь композитора, «Қазақстанның Еңбек Ері» Еркегали Рахмадиева, того самого, что так виртуозно и тонко набрасывал волшебные «до», «ре», «ми»… на нотный стан, автор этих строк поймал себя на опустошающей душу мысли.

С уходом этой талантливой генерации обрывается связь поколений. К нашим мэтрам, создавшим духовные пирамиды страны, не только нет замены по щедро отмеренному природой таланту и естественному, идущему от қара шанырақ патриотизму, – к ним даже и подступиться некому. Духовная связь, боюсь, утеряна навсегда!

Грустное, щемящее чувство, нахлынувшее с уходом великого композитора, обернулось воспоминаниями о наших ушедших титанах – тех, кто составляет мощный фундамент и золотой фонд казахской словесности, – о М. Ауэзове, С. Муканове, Г. Мусрепове, Г. Мустафине и А. Алимжанове – о тех, кто дал путёвку в большую творческую жизнь многим, ныне живущим героям данной публикации, – но в итоге оказавшихся всё же позабытыми даже и своими протеже. К слову сказать, Ануар Алимжанов – именно тот, кто первым поднял в те далёкие годы советской действительности свой голос в защиту Арала, привлёк свой огромный международный авторитет. Зная об этом, разве кто-нибудь, кто присвоил себе авторство опеки над этим многострадальным морем, публично упомянул с благодарностью его имя? Казахи мы…

Совсем уж непростительно буднично ушёл от нас генерал армии Сагадат Нурмагамбетов, единственный и славный боевой генерал, так и не дождавшийся заслуженного звания маршала.

Увы, почивший в бозе Советский Союз теперь уходит и из нашей памяти – как в своё время канула в небытие и легендарная Атлантида, скрывшаяся под водой. Cыны казахского народа, признанные героями властью уже несуществующей империи, станут для наших детей и внуков неким непонятным артефактом, виртуальными и весьма абстрактными героями. Чтобы оставить героев Великой Отечественной войны в истории казахского народа, чтобы их знали, чтобы их помнили, чтобы ими гордились все последующие поколения, надо, говоря казённым языком, переутвердить, переаттестовать, верифицировать их подвиги. Отмеченные медалью «Герой Советского Союза» вчера вправе рассчитывать на «конвертацию» их знаков отличия в награды уже суверенного Казахстана сегодня.

Например, Талгат Бигельдинов, дважды Герой Советского Союза, вполне по праву может быть отмечен званием «Халық Қаһарманы»: это решение придаст семиконечной звезде особое, ратное сияние. Сам награждаемый поднимет престиж награды на присущую ей высоту. Этой высшей степени отличия за выдающиеся заслуги перед Казахстаном помимо боевых лётчиц и генерала-афганца награждены металлург(?) и театральный режиссёр, отмечены строитель(?), композитор и исследователь в области сельского хозяйства(?). Почему – вопросительные знаки? Потому что их плодами пользуются олигархи, а плодами других награждённых – общество и народ. Почему обойдён легендарный лётчик, наводивший животный ужас на захватчиков, – вопрос риторический. Казахи мы…

Так же скромно, как и жил, ушёл и академик Салык Зиманов, автор многих основополагающих конституционных законов страны, разочарованный (впрочем, не сломленный) тем фактом, что как обществовед он строил принципиально другое общество и ставил другие, романтические во многом цели, но так и не получил ответы на многие свои непраздные вопросы. А ведь сам факт присвоения ему звания «Халық Қаһарманы» поднял бы – нет, не авторитет самого награждаемого: это награждение укрепило бы имидж и престиж самой награды. Не орден бы украсил грудь, а сама грудь достойнейшего зиялы қауым подняла бы признанность награды на огромную высоту, закрепив в нашем сознании новые вершины, к которым надо стремиться. А что сделали с сыном Зиманова его ученики, оскверняя память академика? Даже если вина его отпрыска очевидна и неоспорима, разве память о мэтре юридической науки не стоила того, чтобы дать сыну «условный» – и с глаз долой? Это было бы с пониманием встречено в обществе. Уходят же у нас от ответственности коррупционеры и убийцы – и порой прямо в зале суда. Казахи мы…

Настоящий талант бывает скромным в быту, неэпатажным в обществе, последовательным и основательным в науке и творчестве. Бесценный бриллиант в казахской сокровищнице талантов, яркая звезда в плеяде казахских учёных мужей, Акселеу Сейдимбек был и автором многочисленных концептуальных трудов по истории, этнографии, культурологии – и он также до обидного рано ушёл от нас на взлёте своих творческих сил.

Так что же предопределило его столь ранний и неожиданный уход? Он попрощался с нами не осыпанный особыми знаками внимания Акорды, но увенчанный признанием простых, пытливых читателей. Отсутствие семиконечной звезды, главного знака отличия Родины на его лацкане не цепляло его самолюбие: скорее это упущение власти, её репутационная скупость. Застолбить место на его груди Акорда не поспешила: к своему вящему, запоздалому неудовольствию теперь. Несмотря на авторитет, не смог этого сделать, хоть и не единожды пытался, Имангали, ставший опорой в его последние годы жизни.

В творческих кругах увязывают уход из жизни Акселеу с его, возможно, запоздалым прозрением: он был чрезмерно подвержен влиянию идеологов губительного для казахов трайбализма, чьи имена у всех на устах на просторах страны, и вынужден был неоднократно переступать под их «дружеским» давлением через собственную совесть учёного-историографа. Не исключено, что именно запоздалые угрызения совести перед историей, обществом и соплеменниками сподвигли его на столь раннее расставание с жизнью. К таким конспирологическим рассуждениям подталкивает и омерта, обет молчания, взятый на себя его друзьями, которые были рядом с ним в последние годы. Однозначно можно лишь отметить тот факт, что народ и Невыдуманная История лишились человека с широким кругозором, богатой эрудицией и блестящей научной интерпретацией.

•КОМУ ПРИШЛА ПОРА ГРЕМЕТЬ МЕДАЛЯМИ?

Уже даже и не поражает воображение то количество орденоносных паркетных генералов и безликих в основной своей массе, но также орденоносных чиновников, квасных патриотов отчизны. Раз уж девальвировались, поддались эрозии такие вечные, казалось бы, понятия, как Совесть, Честь, Гордость, Державность, – то какой вес в обществе могут придать титанам духа и рыцарям чести эти бездушные маркеры властного отличия, которых, как говорят в народе, и прикупить-то можно?

Дезавуируя нездоровые утверждения, муссируемые в обществе, что окружение пытается влиять на главу государства, ловко и вовремя поднося пасквили и доносы на талантливых деятелей культуры и искусства и отдельных ярких представителей политического истеблишмента, Власть, смею надеяться, снизойдёт до вручения «Халық Қаһарманы» патриарху, а Абе будет иметь счастье увидеть, как засверкает эта главная награда страны на груди у Торегельды Шарманова, Камала Ормантаева, Герольда Бельгера, Кабдеша Жумадилова и Мухтара Магауина. А ведь есть ещё у нас, слава Богу, Сабит Оразбаев, Бибигуль Тулегенова, Марфуга Айтхожина, Мухтар Шаханов, Юрий Померанцев, Дулат Исабеков, Рубен Андриасян, Нургали Нусипжанов. За ними виднеются уже и талантливые макушки полюбившихся народу Розы Рымбаевой, Алибека Днишева, Досхана Жолжаксынова, Есенгали Раушанова, Марата Бисенгалиева, Толегена Мухамеджанова, Смагула Елубаева, Ирана Гаипа.

А герои гениального творения «Кыз-Жибек» в непревзойдённом исполнении Кумана Тастамбека и Меруерт Утекешевой1, ставшие навечно кинематографическим, медийным, а главное – этническим лицом казахской нации, его визуальным брендом? Как по достоинству запечатлеть и отметить их целомудренные образы, шагнувшие с экранов в нашу повседневную жизнь – достойным эталоном и примером для подражания? А тем временем за счёт нас с вами предпочитают переводить на казахский язык для наших детей и внуков хоббитов и прочих поттеров… Это же самая настоящая идеологическая диверсия, совершаемая на глазах одного из знатоков казахской истории и культуры, экспрессивного Кул-Мухаммеда. Вот куда бы направить твою кипящую через края энергию! А, Мухтар? В это же время закрытым для огромной русскоязычной аудитории остаются шедевры Мухтара Магауина! Кто переведёт на язык Пушкина и Достоевского его последний четырёхтомник «Шыңғыс хан», к примеру?

Неспешно ушедшего от нас Ермека Серкебаева и совсем уже неприметно и скромно жившего и также безмолвно покинувшего этот ставший для него неуютным и холодным мир алчности и стяжательства Сатимжана Санбаева с его гениальным пером и эпической актёрской внешностью нам, запоздавшим, уже не догнать, как ни суетись…

А ведь таких ярких звёзд нашего искусства мы вымаливали у Неба не один год, добираясь до них окружным, долгим, караванным путём.

Достаточно вспомнить нашу первую мировую звезду – Амре Кашаубаева – по сравнению с тем же Серкебаевым, куда более стремительно вознесённого и сохранённого в народной памяти. Однако обратим внимание на следующее письмо, адресованное Алиханом Букейхановым Ахмету Байтурсынову:

«Амре Кашаубаева собираются отправить в Париж. Но он ведь не знает слов ни одной песни. Говорит что попало. Я повёл его в дом исполнителей песен на прослушивание. Голос прекрасный, но когда он запел, мне стало стыдно: в словах его песни не было никакого смысла. В Париже признают содержательные песни. Отправляя певца в Париж, ведь можно было заставить его выучить слова хотя бы одной песни! Певцы других народов, которые едут вместе с Амре, одеты в национальные одежды, а наш Амре оделся как русский мещанин»

Автор нашёл и приводит эти слова Алихана Букейханова не для того, чтобы принизить роль Амре в истории казахстанского искусства. Наоборот, это пример того, как при бережном отношении общества и власти природный уникум – алмаз, получив соответствующую огранку непревзойдённого бриллианта, может стать мировым явлением и негасимой звездой, – что мы наблюдаем и по сей день.

•НИЖАЙШЕ ПОПРОСИТЬ ВЫСОЧАЙШЕГО ИЗВОЛЕНИЯ

Многим памятен тот слаженный хор, что прозвучал за 10 дней до жанаозенского расстрела. Отмуштрованные просители-челобитчики нижайше уговаривали-упрашивали главу государства… принять награду «Халық Қаһарманы». Понимая, что у него уже есть такая награда – суверенный Казахстан на картах мира и благодарная память казахского народа, – глава государства, осознавая собственное величие, отказал квакерам псевдонародного волеизлияния, что пытались сделать из лидера нации карикатурного нумизмата эпохи позднего Брежнева.

За елбасы есть кому заступиться: хотя уж он-то ни в ходатаях, ни в защитниках не нуждается. Но замолвить слово за наших алдияр қария некому: сами же они предложить своего брата-товарища по перу, пюпитру или микрофону порой не в состоянии именно в силу своей творческой, всем нам понятной, исключительности. Пендешілік – совсем по Абаю!.. Казахи мы…

Однако именно они – наше всё! Причём – последнее. И уходят они от нас куда быстрее нефти, – впрочем, вовсе при этом не девальвируясь. Но у чёрного золота есть энергозаменители – сланцы. А взамен незыблемой казахской духовности – что могут предложить придворные пииты?… Тем более, под светом софитов, повернувшись спиной к своему народу? Поцелуи? К счастью, Абиш Кекильбаев свои гениальные произведения написал до той секундной своей слабости… И за это казахский народ, понимая его состояние в те непростые мгновения, великодушно простил своего гениального сына. Казахи мы…

Но по духовному наследию наших титанов будут судить и о нашем поколении, и – возможно, если не исправить ситуацию, нелицеприятно – об эпохе Назарбаева. А проплаченные рейтинги – это не пергаменты, что из покоев мумий египетских фараонов несут современникам код прошлого.

Повторюсь, изменившийся государственный строй, природа и смикшированные, стилизованные и заниженные ценности и требования не извлекут из народной гущи самородки, подобных вышеназванным – бриллианты из тысячей граней, отшлифованные предыдущими веками. К прискорбию, наш народ сегодня похож на богатый нескончаемыми золоторудными залежами прииск, пришедший в запустение от ненасытной алчности заморских и отечественных вахтовиков-старателей, в беспамятстве снимающих только верхний, богатый рудой слой. Собственно, такой же выглядит и страна, и её недра.

Такое беспрецедентное награждение неудобных и нелицеприятных (порой) своих визави могло бы стать благородным жестом Власти, обязанной самим фактом своего существования обществу и народу (несомненно!). Это будет глубоко гуманистическим актом в подтверждение простых и понятных человеческих приоритетов и ценностей. Человек ведь только грезит завышенными максимами, живёт же зачастую лишь маленькими житейскими радостями. Пендешілік!

Хоть, по правде сказать, и Абе, и упомянутые наши титаны (Торегельды Шарманов, Камал Ормантаев, Герольд Бельгер, Кабдеш Жумадилов и Мухтар Магауин), – все эти наши нравственные иконы современного Казахстана в очередных формальных знаках отличия и внимания не очень-то нуждаются.
Ведь процедура награждения может быть привычно сопровождена в кулуарах унизительной, негромкой, но твёрдой просьбой-приказом: мол, надо стать членом политсовета провластной партии или проявить активность «в нужном направлении» в электоральный период. Тот, кто вручает (областной, городской аким или министр), всегда имеет возможность пробросить такую мысль и надавить: имеет лишь возможность, – но использует такой шанс как безусловное римское право, дарованное только нетленным цезарям Вечного города. У нас удивительная страна благородных порывов, вечных намерений и громких деклараций. Нам 24 часа твердят об основном законе нашей страны, подменившем порой в устах государственных мужей звёздно-полосатую Декларацию и наследие французской Бастилии, но мы фактически все 25 часов живём под страхом Уголовного кодекса, ставшего для наших жителей священнее Корана, Талмуда и Библии. Как известно, незнание основ священных писаний и всевозможных катехизисов укоряет и предписывает нравственные страдания и укрощение плоти, но освобождает от ответственности. В то время как незнание статей УК не освобождает от уголовной ответственности. Плоды цивилизации человеческого разума в лице вышеназванных Корана, Талмуда и Библии кощунственным образом стоят ниже правоприменительной практики правоохранительных органов, весьма далёких от совершенства.

•НАГРАДИТЬ – АКСАКАЛОВ. СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ – САМИМ

Какой сценарий развития событий видится мне реалистичным сейчас? Скажем прямо, малопривлекательный. Ведь всякий раз не устаю удивляться показной и ретивой прыти наших чиновников.

Не отдав должное и заслуженное при жизни нашим, без преувеличения сказать, духовным вожатым народа, проводив их в последний путь, они станут бетін сипамай2 в суетной спешке, словно выслуживаясь перед небесной канцелярией и зарабатывая индульгенцию перед их памятью, бездушно и сноровисто перевозить прах многих героев этой публикации в Пантеон – в этот символ дутого человеческого тщеславия и воинствующего безбожья. При этом угодливые имамы умудрятся найти и соответствие в священных аятах Корана, и «приличествующие моменту и месту» цитаты из хадисов Всевышнего, хвала Ему… Казахи мы…

Хотя, по правде сказать, не аксакалам эти награды нужны, а нам, живущим, осторожно, на ощупь ищущим моральные опоры и нравственные пристанища: мы должны обозначить себе духовные маяки в условиях дикого разгула циничного рынка. Мы должны показать своим детям, на кого равняться: не на вороватое же чиновничество, правда? Не на олигархов с заморскими паспортами. Не на беглых же зятьёв и горе-девелоперов. Слишком слаба надежда на геномодифицированных улановцев и болашаковцев, заражённых бациллами стяжательства: дышим всё же одним воздухом.

И пусть фамилии этих ершистых и дерзких не вызывают симпатии у кого-то там в Акорде, пусть даже не любят их на Левом Берегу: но эти Личности существуют (и слава Богу!) не зависимо от того, любят их во Власти или нет, нравятся они кому-то или нет. Народ их любит – и это главное. Как любили люди Узбек­али Жанибекова, Заманбека Нуркадилова, Нагашбая Шайкенова, Марата Оспанова и ценили Алтынбека Сарсенбаева: не успели власть предержащие вовремя усмирить своё эго и признать их заслуги перед обществом. Но сегодня, знаю наверняка, многие бы хотели и Время вернуть вспять, и припасть к плечу тех ушедших безвременно: но поздно. Не опоздать бы вновь… Ведь далеко не каждому смертному дано в полной мере то благородство, что позволяет отодвинуть прочь суетные обиды и болезненный субъективизм, оценить Личность по достоинству. Гордыня мешает. Окружение главы государства имеет уже практически всё, о чём мечтает каждый смертный: так дайте же обществу совсем немногое – воздайте любимым сынам народа то, что им принадлежит и без чьего-то соизволения.

•У ИСТОКОВ НЕЗАВИСИМОСТИ

Если ты мудр, ответственен перед обществом и любим народом, то ты проявишь себя во многих ипостасях: в искусстве, культуре, науке или в политике.

Речь идёт о выходце из Тарбагатайской глубинки, патриархе отечественной политики, заслуженно стоявшем вместе с главой государства у истоков казахской независимости. Но драматургией жизни в 1999 году и переписанными мизансценами Серикболсын Абдильдин был обречён стать единым кандидатом от оппонентов власти на главный пост страны. Он, казалось, был весьма близок к поставленной цели. И Назарбаев, и Абдильдин, вчерашние соратники тогда искали и умели находить общий язык, на определённом этапе имели общие благородные цели. Но, увы, престол на Олимпе власти невозможно поделить на двоих. Таким образом, Абдильдин оказался в Истории и даже уже ушёл в Историю: но заслуги его перед государством это не умаляет. В глазах современников и в памяти потомков он останется личностью государственного масштаба.

Долг нашего поколения, живущего не только в стремнине процессов глобализации, но и при скоротечной подмене вчерашних ценностей и проплаченной смене политических ориентиров, – если и не ставить духовные вехи тем, кто возглавлял наше поступательное развитие вперёд, так хоть оставить незапятнанными их имена в Истории, не запамятовать, не замусолить, не заговорить их фамилии. Началом этого может послужить присвоение им звания Национального Героя. В случае с Серикболсыном Абдильдиным выигрыш будет двойным: он сделает честь здравствующему ныне главе государства. Общеизвестно, что именно с Абдильдиным Назарбаев заложил первые кирпичи независимости. Благодаря соперничеству и противостоянию такого мощного оппонента президент усилился и сам. Так что герои не рождаются в одиночку. Их закаляют время, борьба и титаны-оппоненты.
Эта награда (если она всё же будет вручена) станет наградой не поверженному и просящему признания, а заслуженным знаком отличия для того, кто обладает сопоставимыми любовью и уважением казахского народа.

Если же Власть не готова уважительно склонить свою голову даже перед талантливейшими детьми казахской Ойкумены, то ей не стоит рассчитывать и на ответную любовь народа. Приколотые на лацканы звёзды Сергея Терещенко и Мухтара Алтынбаева – награды, вручённые самой Властью за, возможно, ей одной, власти известные приватные услуги. Проецируемые нами звёзды на лацканы Торегельды Шарманова, Камала Ормантаева, Абди-Жамила Нурпеисова, Герольда Карловича, Кабдеша Жумадилова, Мухтара Магауина, уже ушедшего от нас Кеширима Бозтаева и других достойных детей казахской степи – это награды, вручаемые народом, обществом и лидером нации. Почувствуйте разницу!

Увы, наш народ стал беднее и скуднее. И в помыслах, и в поступках.

И как это ни горько звучит, наш народ пока не достоин своих титанов – но, увы, заслуживает именно такой власти. Казахи мы…

И хотел бы закончить этот эмоционально-болезненный всплеск, рождённый беспросветным ожиданием простого народа и интеллектуальной части общества, следующей ремаркой: при подготовке предложений на утверждение главой государства кандидатов на должность первых руководителей регионов, министерств и нацкомпаний, а также наградных листков г-н К. Масимов как абсолютный руководитель администрации президента обязан не вдруг вспомнить и понять, что достойные кандидаты не обязательно должны быть аффилированы с властью. И уже совсем не обязательно они должны быть с одного, пусть даже и богатого на таланты региона. А пресловутая «пятая графа» должна быть жёстко и равномерно квотирована. Без навязчивого желания оказать медвежью услугу главе государства, проводя дискриминационную черту и огромный ров между его земляками и его же народом, такими же конституционными гражданами своей страны.

Амантай ДАНДЫГУЛОВ,
главный редактор еженедельника
«Новая Газета» – Казахстан»

УВАЖАЕМЫЙ НУРСУЛТАН АБИШЕВИЧ!

Заслуженное награждение всех перечисленных выше заслуженных детей казахского народа (некоторых, увы, посмертно) и особенно всех ветеранов Великой Отечественной войны, отмеченных медалью и званием «Герой Советского Союза» – весьма малая толика того, что может сделать наше общество для того, чтобы обозначить для себя истинные ориентиры, вечные ценности в раздираемом суетными дрязгами сиюминутном бытие. Поднять престиж звания «Халық Қаһарманы», приняв семиконечную звезду на свои лацканы, наши герои сегодня ещё в силах: но завтра может быть уже поздно. Сверкание этих звёзд станет для Вас нерукотворным, вечным памятником и навсегда останется в благодарной памяти казахского народа. Ведь как бы ни менялись приоритеты внутренней и внешней политики, вопрос: с кого и почему писать мне свою жизнь? – будет главным для всех неравнодушных молодых казахов, вступающих на свой жизненный путь. Вы в силах, вправе и обязаны указать им эти маяки.

Республиканский еженедельник онлайн