«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (287) от 23 апреля 2015 г.
Выборы-2015
Сегодня нет такой политической фигуры на выборах, как Серикболсын Абдильдаевич. Его авторитет фактически непререкаем в стране. Это человек, который, если бы участвовал в выборах, составил бы достаточно опасную для Назарбаева конкуренцию. Это несопоставимые политические фигуры.
Блистательную предвыборную кампанию действующего президента Республики Казахстан и кандидата №1 в президенты Нурсултана Назарбаева, обращенную в сияющие дали нашей страны, омрачили некоторые события и обстоятельства. Это трагедия людей, ставших жертвами небывалого паводка в Казахстане, грядущая очередная девальвация тенге и маячащая на горизонте единая евразийская валюта.
Да вот еще сознание немалой части избирателей, внимательно отслеживающих перипетии предвыборной кампании, шокировал скандал, инициированный вассалами Нурсултана Абишевича из Центральной избирательной комиссии – пассаж, связанный с «иностранным» гражданством недавнего прошлого сенатора Казахстана, а в настоящем общественного деятеля Уалихана Кайсарова, «осмелившегося» баллотироваться в президенты РК в третий раз. Визави диалога «ДАТ»-а накануне «дня-X» Уалихан КАЙСАРОВ.
–Уалихан Абишевич, казахстанский Центризбирком удивительно изобретателен на всякого рода оригинальные штучки. Но чтобы «откаблучить» такое, что произошло с вами, это надо иметь еще и чрезвычайно изощренное воображение. Кстати, вы грозились в суд подать на Центризбирком. Сделали это?
– Пока нет. Думаю. С одной стороны, понимаешь: этот режим будет судить суд истории. В силу известных причин ни один судья в Казахстане не рискнет принять решение, даже законное, но которое будет противоречить интересам действующего президента, поэтому не будет желаемого результата, поскольку отсутствует Правосудие. Тем более в политических вопросах.
С другой стороны, тоже понимаешь: надо подать в суд, чтобы остался хотя бы какой-то след, который завтра может подтвердить то, что были факты вопиющих нарушений. Такая вот дилемма. Но время у меня еще есть.
Для меня самое важное, что благодаря СМИ, которые рассказали о произошедшем, избиратели воочию убедились в том, что Центризбирком поступил очень подло, причем сделал это грязно и в открытую. Он заявил, что я являюсь гражданином другого государства. И якобы это написано моей собственной рукой. Это наглая, циничная ложь. В заявлении я как раз собственноручно указал, что являюсь гражданином Республики Казахстан, и это скреплено печатью самого Центризбиркома. Оригинал заявления я показал на пресс-конференции представителям всех СМИ и ОБСЕ.
В связи с этим у меня вопрос к Центризбиркому: как в таком случае он же позволил мне шесть лет быть сенатором Казахстана, два раза баллотироваться в президенты, два раза – в парламент РК? Тут напрашивается вывод, что ЦИК уже настолько ощутил свое собственное бессилие, что просто-напросто начал применять низменные методы в борьбе с оппонентами власти, что не делают чести не просто Центризбиркому, но и в целом всему государству. Это уже даже не грустно, а плачевно.
Я изложил представителям ОБСЕ свою точку зрения по данному вопросу, предъявил им все факты и материалы, которые могут быть использованы мною в суде, и попросил наблюдателей ОБСЕ сделать соответствующие выводы. Для здравомыслящих людей, мне кажется, ясно, у кого в этой ситуации «снесло крышу».
– Тем временем, многие упрекают ОСДП за то, что не пошла на выборы. А накануне выборов один известный публицист сказал, что ОСДП превратилась в фирму по проведению непонятных круглых столов. Как вы прокомментируете это мнение?
– Ваш вопрос состоит из двух частей. Первая – что ОСДП не пошла на выборы. Думаю, я имею право высказать свою точку зрения как человек, знающий ситуацию изнутри. Дело в том, что, когда я решил выставить свою кандидатуру на выборах президента РК, у меня был разговор с первыми лицами ОСДП и КПК – Жармаханом Туякбаем и Серикболсыном Абдильдиным. Я бы не стал обвинять ОСДП и КПК в том, что они проигнорировали эти выборы, потому что эти две партии были готовы поддержать мою кандидатуру в случае моей регистрации. ОСДП в очередной раз убедилась в бессмысленности выдвигать кого-либо еще, поскольку всем стало ясно, что любая кандидатура, которая будет выдвигаться от ОСДП или КПК, автоматически, под любым предлогом будет «срезаться» на любом этапе. Поэтому тратить огромные финансовые и человеческие ресурсы, свой огромный политический капитал растратить на заведомо пораженческий результат – естественно, понимание этого и остановило Политсовет партий от участия в очередной клоунаде.
Я бы придерживался другой точки зрения, чем этот «известный публицист». ОСДП – сегодня единственная политическая сила, которая осталась в Казахстане, которая реально в любой момент может противопоставить себя действующей власти и которая в принципе в самый ответственный момент может заявить о своем праве. Другой силы, к сожалению, в стране нет, потому что все другие были уничтожены. И слава Аллаху, что ОСДП еще осталась.
Другое дело – кто и как на это смотрит. Я понимаю, есть противники у ОСДП, есть и ярые противники, тем не менее, мы не должны сбрасывать со счетов тех людей, которые остаются приверженцами этой партии. И если кто-то хочет бросить тень на отдельных руководителей ОСДП, то они должны понимать, что фактически бросают тень на рядовых членов партии. А это уже неправильно.
– Нурсултан Назарбаев недавно как сказал о необходимости создания двухпартийной системы. Надо полагать, первой он имел в виду партию «Нур Отан». А другая? Может, это та партия, которая появится на политическом поле в результате возможного слияния КНПК, «Ак жола» и «Бирлик»?
– В нашей стране все возможно. Если оценивать слова Назарбаева, то сами по себе они имеют под собой основание быть. В то же время мы часто наблюдаем, как очень многие вещи, о которых он говорит, трансформируются на деле в совершенно противоположное, бывает, в извращенном виде. Поэтому для меня то, что он говорит, – это одно, в реальности – другое. Я давно уже не питаю иллюзий, слушая президента, не думаю, что вот теперь-то, наконец, он делает правильно. Все чаще убеждаюсь, что дальше будет еще неправильнее.
– Возможно ли возрождение КПК?
– Любая партия существует за счет притока новых сил. Но основным источником ее существования является идеология, то есть ее способность своими идеями овладевать массами. К сожалению, ни одна партия в Казахстане не смогла овладеть массами, даже такая мощная, как «Нур Отан». Она просто насильно захватила массы. Я не думаю, что сегодня любой член этой партии готов пожертвовать всем ради ее идеологии. В «Нур Отане» я вообще не вижу идеологии. Там одна-единственная идеология – это культ личности. «Нур Отан» просто использует даже не свой, а государственный административный ресурс в своих корыстных целях.
Что касается КПК, то, к сожалению, сегодня она не получила своего дальнейшего теоретического развития. Да и другие партии тоже. Нету толковых идеологов у партий, нету теоретиков. Наверное, это связано, в первую очередь, с отсутствием ресурсов, сами-то по себе люди есть, но их надо привлекать, стимулируя финансово. Любой партии требуется достаточное финансирование для того, чтобы она могла завладевать умами. Но действующая у нас власть сделала все, чтобы подкосить всякую другую партию, которая не является «Нур Отаном».
– На днях промониторили наши СМИ, чтобы узнать, о чем «думают казахи». Обнаружили: выборы сами по себе, народ сам по себе, людей более всего волнует предстоящая девальвация, ожидание того, что будет после выборов. Еще единая валюта на евразийском пространстве. Ведь не случайно спикер Госдумы России Сергей Нарышкин сказал об едином парламенте. Следовательно, может случиться так, что действующий казахстанский парламент окажется последним?
– Я согласен, народу не до выборов. Они ждут девальвацию. Свыше 80 процентов депозитов населения уже переведены в доллары и евро. Российский рубль в обменниках не найдете. И это оказывает огромное давление на всю финансовую систему Казахстана, особенно банковскую. Свыше 100 млн. долларов ежедневно тратится на поддержание существующего курса национальной валюты. При таких темпах ни одна экономика не выдержит. У нас тем более небольшая, не самовоспроизводящая экономика, а суммы на поддержание тенге огромные – свыше 3 млрд. долларов ежемесячно. Это деньги, которые уходят впустую. И сегодня разговоры о девальвации уже настолько перестали раздражать людей, что они уже требуют, чтобы скорее уж эта девальвация произошла. Затянувшееся ожидание в итоге может привести даже к психозу. Надо сказать, национальная валюта поддерживается еще и потому, что зарплата выплачивается в тенге.
Что касается единой валюты. Судя по опыту некоторых европейских стран, однажды вошедших в зону евро и теперь не знающих, как из нее выйти, у Казахстана тоже будут чреватости. Когда мы будем входить в единую евразийскую валютную зону, мы полностью потеряем свою экономическую самостоятельность. Еще хуже будет, когда попытаемся из нее выйти. Помните, в начале 90-х годов, когда не мы выходили, а нас просто вытолкнули из рублевой зоны? Каковы были последствия?
Поэтому добровольная потеря своей национальной валюты, естественно, приведет и к потере своей экономической самостоятельности. Ну, а политика, по Ленину, – это концентрированное выражение экономики. Поэтому если у нас не будет самостоятельной экономики, не будет и самостоятельной политики – ни внутренней, ни внешней. В Европе доминирует Германия, потом Франция, то же самое будет с нами, в первую очередь, мы будем зависеть от Кремля.
Что касается единого парламента. В любом случае единый парламент приведет к тому, что его решение будет обязательным для исполнения парламентов государств Евразийского союза. Казахстанский парламент не будет упразднен. Но будет подчиняться законам единого евразийского парламента, и любой закон, принятый нашим парламентом, если будет противоречить ему, автоматически будет объявлен вне закона.
– Помнится, после выборов президента много лет назад, полетели головы акимов западных регионов, где процент голосования за Назарбаева оказался самым низким. Как вы думаете, ситуация может повториться?
– На сей раз это исключено. Потому что сегодня нет такой политической фигуры на выборах, как Серикболсын Абдильдаевич. Его авторитет фактически непререкаем в стране. Это человек, который, если бы участвовал в выборах, составил бы достаточно опасную для Назарбаева конкуренцию. Это несопоставимые политические фигуры. Поэтому акимам кара не грозит – Абдильдина в кандидатах в президенты нет.
– Не можем обойти молчанием ситуацию с паводками в Казахстане. Неужели прошлогодний опыт с карагандинским Кокпекты ничему не научил? Неужели правительство, МЧС, в частности, не ожидали, что весна придет? Главный «чрезвычайщик» страны Владимир Божко списывает трагедию на большой снег, который якобы за последние 70 лет выпал впервые.
– Я не стал бы быть таким категоричным в отношении МЧС. В Казахстане свыше 15 тыс. людей реально пострадали от паводка в этом году, из них 11 тыс. только в карагандинском регионе. Многих разместили в школах, в гостиницах. МЧС реально отрабатывает свой хлеб, я видел их работу по борьбе со стихией. Другой вопрос по снегу. Я склонен говорить, что произошло резкое потепление.
Эти паводки на какую мысль меня навели. Наш народ не растерял свое милосердие, отзывчивость на чужую беду. Но я почему-то не нашел фамилии ни одного олигарха, который бы также пожертвовал чем-то для пострадавших…
– Неизвестный гражданин США перечислил 2 тыс. долларов…
– А казахстанским олигархам наплевать. Помогают мелкие и средней руки предприниматели, простые люди. В них нравственность не изжита, как бы ни пытались искоренить ее некоторые. А люди, которым бы сам Бог велел делиться, оказались равнодушными, безучастными, черствыми к народной трагедии.
– В прошлом году во время паводков в Кокпекты погибло 5 человек, в этом году в Токаревке – 2 человека. Правительство ни тогда, ни сейчас не выразило ни соболезнования, ни сочувствия. Не говорю о кандидате в президенты №1.
– Кстати, я не помню, чтобы когда-нибудь в Казахстане, когда происходили техногенная или природная катаклизмы, приезжал глава государства.
– Случилась трагедия в Хакасии. Президент и правительство России четко объясняли россиянам, кому и сколько будет выделено из бюджета денег для восстановления ущерба, на возмещение ущерба здоровью людей, компенсацию семьям, потерявшим близких. А наше правительство молчит, ведь в паводке люди потеряли все нажитое собственным трудом за всю свою жизнь.
– А чему вы удивляетесь? У нас в правительстве сидят те же самые олигархи, о которых я сказал выше. Поэтому мы не видим сочувствия с их стороны. Поэтому ОСДП ставит вопрос о том, какова должна быть система государственного управления: либо избираемая народом и подотчетная ему, либо назначаемая только одним человеком и подотчетная только ему. Если бы правительство назначалось парламентом, который реально избирается народом, тогда бы ситуация была совершенно другая, противоположная тому, что сегодня есть. А пока парламент назначается одним человеком, все заглядывают в рот этому человеку. Он даст указание – будут делать спустя рукава, не даст указания – ну и слава Богу.
– Сострадание, с которым казахстанцы откликнулись на большую беду, постигшую наших соотечественников, масштабы оказываемой гуманитарной помощи вызывают восхищение и гордость. Не думаю, что гуманитарную помощь смогут разворовать акимы и акимчики. Там, в центрах, работают волонтеры. Их труд титанический. Но я не уверена, что выделенные правительством бюджетные деньги в качестве компенсации пострадавшим не рассуют по своим карманам близкие к их распределению госчиновники. Или я возвожу напраслину на них?
– Волонтеры – это те люди, которые душой и сердцем болеют и сопереживают. А вот когда речь идет о бюджетных деньгах, то тут доступ к ним только у акимов и администраторов программ. История не раз показывала, как минимум, половина этих денег расходилась по личным карманам. И будут строиться дома, которые потом снесет очередным паводком.
– Вопрос на засыпку. На ликвидацию последствий паводка и компенсацию ущерба пострадавшим от нынешнего паводка, в том числе на строительство нового жилья взамен уже непригодного, потерянный домашний скот, правительство выделило 1 млрд. тенге. Для разъяснения президентской программы «Нурлы жол» из республиканского бюджета выделено тоже 1 млрд. тенге. Как такое вам?
– В этом истинное лицо власти. Другие комментарии излишни.
– Спасибо вам за диалог.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»