События, происходящие в Украине, каждый казахстанец воспринимает как свою личную трагедию. И это закономерно, потому что сотни наших соотечественников сложили свои головы на алтарь ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Предлагаем вниманию читателей статью Ивана Кабась, исследователя партизанского движения в Украине, присланную нам по электронной почте. Что изложено в нем, безусловно, не претендует на истину в последней инстанции. Тем не менее мнение автора имеет право на существование.
С Иваном Капась, историком из Киева, нас подружила Великая Отечественная война. Его научная работа была связана с партизанским движением в Украине, а это наш легендарный Касым Кайсенов. Все партизаны после войны прошли фильтрацию особого отдела НКВД: кто-то попал на работы в шахты, кто-то продолжил войну в штрафбате, кто-то в советские лагеря.
Многое из истории той войны еще нуждается в объективном, непредвзятом историческом анализе. У нас, казахов, к этому особый интерес, ведь очень многие из Казахстана сражались за освобождение Украины от фашистов, а судьба многих до сих пор неизвестна. Иван Капась – один из неравнодушных исследователей, кто готов помочь в раскрытии тайн последствий той войны. С ним можно связаться по e-mail: [email protected].
Дина ИГСАТОВА.
Аннексия Россией Крыма и продолжающаяся агрессия против Украины дают время для казахстанцев на извлечение нужных выводов, чтобы сохранить целостность и независимость своей страны в будущем. Практические меры нужно принимать уже сейчас. Прежде всего, это касается сферы истории Казахстана.
Одной из страниц, поддающихся манипуляции, является Вторая мировая война. Она стала предметом информационной войны и разделила население Украины на несколько лагерей. Наиболее популярная, массовая форма её ведения – телевидение.
В майские дни прошлого года ряд ведущих казахстанских телеканалов презентовали 4-серийный фильм о событиях Второй мировой войны в Украине – «Касым» (для стран СНГ другое, не двузначное название «Без права на выбор»). В этом году представление кинокартины повторилось ко Дню Победы. Главный герой кинокартины – Касым. Его реальный прототип – Касым Кайсенов (1918-2006) – советский партизан, писатель, Халық Қаһарманы.
Казалось бы, благородная цель – показать в современном жанре эпизод из жизни известного казаха в годы войны. Но, к сожалению, экранизированы не действительные факты из рассекреченных архивных материалов, а богатое мемуарное наследие Касыма Кайсенова, которое в послевоенном обществе способствовало легитимации Советской власти и, соответственно, было конъектурным трудом.
За экранизированным сюжетом К. Кайсенов – командир диверсионной группы НКВД, выброшенной на оккупированную немцами Украину для уничтожения стратегически важного склада противника. Однако переданный ему для связи агент оказался предателем и выдал советских диверсантов. Окруженная немцами группа была ликвидирована, чудом уцелел только главный герой. К. Кайсенов через малознакомого ему сына старосты приобщает к выполнению задания местных жителей. Он сколачивает боевой отряд и вместе с ним совершает диверсию.
Подобную сюжетную линию невозможно найти в документах военных и первых послевоенных лет, потому что распространилась она в разгар хрущевской «оттепели». Отсутствуют также сведения о К. Кайсенове как диверсанте НКВД: это показал проведенный исследовательский поиск в архиве Службы безопасности Украины и письменный запрос в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (бывшие архивы КГБ).
На самом деле, как свидетельствуют документы, уроженец Казахстана во время войны находился в Украине в составе Красной Армии и разделил судьбу миллионов красноармейцев первого года войны – плен. Далее в Киевской области с целью выживания: поиск крова, пищи и, вообще, с кем можно хотя бы о чем-то поговорить, кто бы понимал.
Как жилось казаху в то время, не знающего украинского языка, в преимущественно монолингвистичном регионе, можно только догадываться. Единомышленников нашел из числа таких же, как и он, бывших солдат, которые в конце весны 1943 г. создали соединение № 8 им. Чапаева – организованного без вмешательства партии, армии или НКВД-НКГБ и зарекомендовали себя в ряде боевых операций. Установление связи партизан – «дикарей» (так ведомственные партизаны называли участников стихийного движения Сопротивления) с Советской властью произошло только в сентябре 1943 г. – за несколько недель до прихода Красной Армии. Тогда в их расположении появилась десантная группа от штаба партизанского движения Юго-Западного фронта. Последующее расформирование соединения и то, как Советская власть стала вести с ними, партизан К. Кайсенов справедливо называл трагедией.
Реализовывая работу сценариста А. Курейчика, режиссер фильма Л. Белозорович настолько увлекся воссозданным сюжетом, что в одном из интервью для украинского телевидения даже причислил К. Кайсенова в ряды Героев Советского Союза, которым тот не был никогда. В целом же творцы фильма не ставили себе целью полностью следовать историческим деталям, потому вместо реальной Киевской области события разворачиваются в Черниговской, вместо глубокого немецкого тыла – военная оккупационная зона, да и состав диверсионной группы отличается от описанного в мемуарах.
Сочетание биографии реального человека с вымышленными фактами, которые были продиктованы советской идеологической конъюнктурой, отдаляют нас от понимания той войны в современных условиях.
Несколько с опаской воспринимаются слова годовой давности гендиректора телеканала «КТК» Армана Шураева на пресс-конференции по случаю премьеры фильма в Астане: «Для меня, как для зрителя, всегда было неприятно, почему российские сериалы выходят, а в них есть узбеки, киргизы, есть буряты, а казахов вообще нет, как будто они не воевали никогда. Я думаю даже, что этим сериалом мы восстанавливаем некую историческую справедливость. И о Касыме нашем узнают».
Теперь казахи тоже есть, но отдавать предпочтение кинопропаганде В. Путина, даже с казахским акцентом, как показывает украинский опыт, – себе дороже и в близком будущем, и в далекой перспективе. Так как строить историческую справедливость на вымышленном гиперболизированном фундаменте, согласитесь, очень трудно. Рано или поздно то, что на нем возводилось, завалится и под завалами похоронят действительно имевшие место факты героического и трагического прошлого.
Экранизация фильма на основе действительной биографии Касыма Кайсенова была бы не в пользу существующей нафталиновой линии. Трагедия выживания самостоятельно организованной полиэтнической партизанской группы и отношение к ней разных слоев населения сменили бы показанную «дружбу народов СССР», мысль об общей беде угнетенного населения советским режимом отодвинула бы из-под руин страны «мирового пролетариата» «общую Победу», повсеместная тогдашняя деморализация бойцов, обстоятельства, в которых они оказались, причины, которые к тому привели, сменили бы призрак «общей Родины».
Да и фильм, следуя в ключе достоверности, должен был бы называться не «Касым», а «Вася» – именно так партизана называли во время немецкой оккупации товарищи и так обращались к нему в послевоенной переписке.
Фильм с искаженным смыслом успешно прошел испытания в мае прошлого года на IX Международном телерадиофестивале «Победили вместе» в тогда еще не оккупированном россиянами украинском городе Севастополе, где получил награду в номинации «Лучший игровой телевизионный фильм». Организованного, кстати, при участии тогдашнего Государственного комитета телевидения и радиовещания, Министерства обороны и местной власти Украины. Теперь в связи с ведением Россией необъявленной войны против бывшей «братской» республики, новое руководство Госкома телерадиовещания неоднократно обращалось к ведущим украинским каналам с просьбой удержаться от показа и популяризации фильмов и сериалов, которые восхваляют вооруженные силы Российской Федерации, соответственно, СССР – память о которых «приватизировали» российские общественно-политические деятели. В их число входит и фильм о Касыме Кайсенове, чей образ использован для эксплуатации чувств постсоветского населения.
История должна объединять людей конкретно взятой страны, способствовать диалогам между государствами, учить урокам прошлого для исключения повторения былых ошибок, служить задачам гуманизма и общему благу всех людей.
Вместо этого в Украине идет война, в том числе памяти, назначение которой одно: разделять и властвовать. Прогнозированная дальнейшая идеологическая экспансия российского продукта внутренней оккупации на казахстанский кинорынок позволяет говорить одно – держитесь, казахстанцы!
Иван КАПАСЬ,
Киев, Украина