УПУСКАЯ ВРЕМЯ, мы воруем у себя СВОЕ БУДУЩЕЕ…

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №12 (283) от 26 марта 2015 г.

 

 Дат-анализ

 

Мы отстаем от показателей Прибалтийских стран значительно: от Латвии и Литвы на 19%, от Эстонии на 32%. А от Израиля еще больше – в три раза. Однако, в Казахстане имеется 3,2% мировых запасов нефти, 21% урана, 1,7% газа. Мы занимаем первое месте в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама, борита. Второе по запасам серебра, свинца и хромитов. В недрах нашей земли имеются 99 из 105 известных элементов таблицы Менделеева. На этом фоне отставание нашего Казахстана от названных скудных по ресурсам стран выглядит просто глупым и смешным, если не позорным.

В чем причина? Читайте ниже.

 

Современный мир глобальной экономики жестокий, отягощенный внутри­отраслевой конкуренции. Здесь нет скидки на молодость или древность государства. Международный рынок имеет свои правила игры, в которую надо интегрироваться, с тщательно просчитанными сценариями, как внутренней, так и внешней экономики.

Завтра наступит будущее, которое спросит с нас, в лице наших потомков. Нашему Казахстану, имеющему всего 0,238% от населения Земли и производящему 0,275% ее мировой продукции, в этом ряду отведена роль развивающей страны с богатыми сырьевыми ресурсами. Нам, как молодому государству, необходимо определиться со своей специфической нишей в этом многоликом мировом рынке. Разумеется, мы должны исходить из аналогов. Примером хорошего интегрирования в глобальную экономику является молодое государство Израиль. Среди стран бывшего СССР можно назвать Эстонию, Литву и Латвию.

Почему мы обозначили именно эти государства? Все названные страновые экономики успешно развиваются, однако их особенность заключается в том, что делают они это без какого-либо собственного природного, минерального сырья и на фоне энергической зависимости от внешнего мира.

Анализируя развитие этих стран, отметим потрясающие цифры по Израилю. Для более глубокого осмысления обратим внимание на таблицу показателей по этому государству.

 

Израиль 1984 2014
1 Население млн. чел. 4,1 8,2
2 Инфляция в процентах 771 5,0
3 Оборонный бюджет в процентах 20,0 5,0
4  Валютные запасы млрд. долл. 3,3 90,0
5 Экспорт млрд. долл. 10,0 90,5
6 Экспорт технологий млрд. долл. 0 28,0
7 ВВП в млрд. долл. 30,0 320,0
8 ВВП на душу населения в долларах 7000 39000

 

Динамика этих цифр – предмет гордости этого маленького народа, проживающего на небольшой площади земли, в 22 072 квадратных километров, что в 120 раз меньше, чем у казахстанцев.

Добавим в последних цифрах следующие.

В 1991 году население страны превысило 4,6 млрд. человек, ВВП достигла 68,5 млрд. долл. В пересчете на одного человека это составило 14 761 долларов. Все мы знаем, что государство Израиль было создано в 1948 году.

Уникальность и необыкновенность экономического позитива этой страны в том, что она достигнута маленьким народом (именно народом, а не отдельными лидерами) в условиях перманентной войны с окружающим арабским миром. Только в 1991–92 годах это противостояние ослабло, но перешло в разрядность непрерывных религиозных стычек и терроризма. Кроме того, положительный тренд, особенно промышленности, получен в этой стране на пустом месте, в условиях полного отсутствия минеральных ресурсов. На этом нестабильном политическом фоне и экономических стартовых условиях (нулевых), приведенные в таблице цифры действительно поражают своими позитивными приростами. Особый динамизм в названных цифрах обозначился с 1991 года по настоящее время.

За это время правительством страны руководили четыре лидировавшие парламентские команды, среди которых отметим и назовем премьер-министров И. Рабина, А. Шарона и Ю. Нетаньяху. Все они пришли к власти в условиях очень жестокой политической конкуренции, на фоне еще более жестокого контроля их деятельности, со стороны депутатов всех фракций.

Только за последние годы в отставку и в реальность прочих наказаний отправлено около 6 министров действующего правительства. Как видно из анализа цифр таблицы, население этой страны увеличилось за последние 25 – 30 лет в два раза. Однако на фоне такого приращения в Израиле нет безработицы.

Быстроразвивающая экономика поглощает трудовые ресурсы как естественного прироста, так и непрерывной положительной миграции людей в эту страну. Валютные запасы государства достигли 90 млрд. долларов и сопоставимы, например, с резервами нашего нефтяного Казахстана. В пересчете на одного человека они составляют около 11 тысяч долларов, что в два раза выше, чем у нас, и равны по своей величине показателям резервирования самой развитой страны в мире – Норвегии.

Большие валютные запасы этой страны имеются на тот потребный случай, чтобы быстро и оперативно реагировать на значительный рост населения в стране, равно как и для того, чтобы обеспечить высокую человеческую статусность своего населения. Через возможности этого резервирования Израиль быстро решает задачи создания новых рабочих мест, строительство жилья, а также функционирования лучшей системы пенсионного обеспечения. Благодаря этому, международный показатель ИРЧ (индекс человеческого развития) в Израиле равен 0,9 (2013 год), что определяет его 16-е место в мировом рейтинге. Экспортный потенциал этой страны увеличился, как мы видим из цифр, в 9 раз и достиг 90 млрд. долл. Это говорит о том, что Израиль нашел свою нишу в тесном и затоваренном мировом рынке.

Почти треть ее экспортного потенциала составляют технологии, или говоря иначе мозги. Сегодня эта маленькая страна превзошла наш огромный Казахстан по объему ВВП на 40%. По показателю ВВП на одного человека мы отстаем от них более чем в три раза.

Читатели помнят, что я в своих статьях часто анализирую состояние аграрного сектора нашей страны. Растущие показатели Израиля в этой отрасли просто потрясают воображение. Разумеется, значительная часть сельскохозяйственного производства сосредоточена в частном секторе. Доля кибуцев в Израиле сокращается. Все животноводство здесь содержится в стойловом режиме, где достигнута максимальная интенсификация труда. Средняя израильская корова дает по 10,3 тонны молока в год. Это превышает удойность США – 9,3 тонны; Европы – 6,3 тонны и разумеется Казахстана, где лучшие показатели ферм достигают 4-5 тонн в год. В Израиле практически нет богарного земледелия, до 50% посевов орошается высокотехнологичными методами, в том числе и капельным.

Собственными усилиями сельские труженики обеспечивают 95 % потребности страны, при этом определенная часть продукции экспортируется. В сельском хозяйстве занято всего 3,5 % трудоспособного населения Израиля. Труд в аграрном секторе высокопроизводителен. Каждый работник этой отрасли в состоянии прокормить 95 человек. Для сравнения: в США этот показатель равен – 80, в Китае – 14. В России и Казахстане один человек, работающий на селе, способен прокормить в лучшем случае 5-10 человек. То есть в производительности труда аграриев наши фермеры отстают в 10-15 раз. Не случайно мы зачастую видим в казахстанских супермаркетах израильскую клубнику и зелень.

Среди других отраслей отметим военную промышленность этой маленькой страны. По экспорту оружия и оборонных технологий она вышла на 5-е место в мире, после США, России и Франции и Германии. Объем сбыта химикалий составляет около 14 % всей промышленной продукции Израиля. В страны СНГ она, в частности, поставляет самые качественные в мире стиральные порошки. Израиль только с 2006 года смогла уйти от энергической зависимости и обеспечивает ею себя самостоятельно.

Диверсификация экономики Израиля наиболее успешная и высокотехнологичная в мире, по темпам своего становления. Здесь экономят на всем и делают потребный товар на всем. Приведу только два живых примера.

Каждый министр образования в Казахстане стремится выпустить новые учебники для школ. Все это делается, разумеется, с глубоким реформаторским видением и озабоченностью, через инструментарий надоевших народу тендеров – откатов.

В Израиле взяли в качестве базовых – учебники нашего старого СССР (разумеется, это относится к математике, геометрии и физике). На этом вопрос закрылся, а сколько сэкономлено денег?

В Казахстане Израиль закупает титан в виде сырья. Выпускает из него, например, имплантанты для стоматологических нужд. При этом стоимость в изделии повышается более чем 20 раз. Можно говорить и о успехах израильской медицины и многом другом.

Но читатель очевидно уже устал от такой сравнительности не в нашу пользу, тем более что многое из перечисленного мы можем производить сами. У нас для этого есть главное – сырье и свободные рабочие руки.

Однако, очевидно, найдутся те, кто возразит нам обстоятельствами давней рыночной истории Израиля. Вместе с тем мы видим на примере этой страны, что она не такая уж и давняя.

Посыл к тому, что мы начали строить свою экономику с 1991 года, тоже некорректен. Наша страна имела установившую экономическую предысторию, возникшую на базе, пусть не передовой, но относительно развитой советской индустрии и аграрного сектора. Давайте тогда взглянем на экономику близких к нам Прибалтийских стран. Ведь мы выпорхнули из одного экономического гнезда в 1991 году. Эти страны также, как мы помним, характеризуются скудными, если не нулевыми запасами природного сырья и энергетической зависимостью от внешних источников.

Литва имеет площадь всего 65 301 квадратных километров, с населением 3,0 млн. человек. ВВП страны 48,0 млрд. долл. В пересчете на одного человека это составляет 16 000 долларов. ИРЧ этой страны равен 0,864, что обеспечивает им высокое 35-е место в мире. Инфляция в 2013 году составила всего 1,2 %. В 2014 году еще меньше. Средняя зарплата литовца равна 700 евро, пенсия – 250 евро.

Латвия имеет площадь в 64 589 квадратных километров, с населением в 1,98 млн. человек. ВВП страны в 2013 году составило 32,4 млрд. долл. В пересчете на одного человека это превысило 16 300 долларов.

ИРЧ этой страны равен 0,81, что обеспечивает ей 48 место в мире. Инфляция в 2013 году составила 1,4 %. В 2014 году этот показатель уменьшился. Средняя зарплата латышей 765, а пенсия – 300 евро.

Самой развитой страной в этой группе является Эстония, расположенная на площади всего 45 227 квадратных километров с населением 1,3 млн. человек. ВВП страны 24,9 млрд. долл. В пересчете на одного человека это составляет 19 150 долларов. ИРЧ равен 0,846, что обеспечивает им высокое 33-е место в мире. Инфляция в 2013 году составила 1,3 %. В 2014 году этот показатель уменьшился. Средняя зарплата 1039, пенсия – 360 евро.

Эстонию называют в Европе страной будущего. Здесь отмечается самый низкий показатель коррупции в мире. Повсеместно, от маленького поселка до столицы функционирует электронное правительство. Регулирование взаимоотношений между хозяйственными субъектами и государством осуществляется только в электронном виде. В связи с этим все взаимоотношения максимально прозрачны и подконтрольны. Кредиты в банке бизнес-сообщество этой страны получает по 3,35 %. Единственное природное полезное ископаемое в Эстонии – это горючие сланцы, в объеме свыше 15 млн. тонн.

Отметим здесь ещё одну наблюдаемую сегодня реальность. Часть нашего казахстанского приграничья освоила сегодня шоп-туризм в соседнюю Россию, за более дешёвыми продуктами и прочими товарами. Цены там сегодня ниже на 20-40%. В свою очередь российское приграничъе ездит за товарами, особенно продуктами питания в Прибалтийские страны. Если сравнивать цены на стандартную продуктовую корзину у нас и, например, в Эстонии, то мы увидим ещё более полюсную картину. Цены у них на 75-90% ниже, чем в Казахстане.

Все названные Прибалтийские государства являются парламентскими республиками, главой государства является президент. Количество партий, несмотря на малочисленные население, во всех странах достаточно высокое (6-8) и охватывает своим членством 6-7% граждан.

Исходя из этого, можно считать, что становление гражданского общества здесь состоялось и день ото дня набирает свою позитивную силу. Жесткая политическая и экономическая борьба дала, и дальше будет обеспечивать хороший положительный тренд в реальном росте благосостояния народа.

Одним словом, три страны прибалтийской зоны бывшего СССР успешно перешли от социализма к стабильной рыночной экономике и органично интегрировались в Евросоюз.

Не будем называть все корреспондирующие цифры по Казахстану. Они достаточно известны нашему читателю. В 2013 году ВВП на одного человека в нашей стране достигла 13 000 долларов. Как видно из этой цифры, мы отстаем от показателей, названных выше стран значительно.

От Латвии и Литвы на 19%, от Эстонии на 32%, от Израиля в три раза.

Однако на фоне такого катастрофического отставания не могу не повториться в 3-4 цифрах, характеризующих наши огромные природные богатства.

В Казахстане имеется 3,2% мировых запасов нефти, 21% урана, 1,7% газа. Мы занимаем первое месте в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама, борита. Второе по запасам серебра, свинца и хромитов. В недрах нашей земли имеются 99 из 105 известных элементов таблицы Менделеева. На этом фоне отставание нашего Казахстана от названных скудных по ресурсам стран выглядит просто глупым и смешным, если не позорным.

Однако экономика любого государства проверяется на прочность в трудные кризисные времена. Так, в условиях экономической нестабильности 2007–2008 годов, показатель ВВП Казахстана в 2009 году провалился на 14%. Сравните ВВП нашей страны в 2008 году – 133,4 и в 2009 году – 115,3 млрд. долл. В это время ВВП Израиля снизился всего на 4,5%. Сравните динамику 2008 г. – 213,4 и 2009 г. – 206 млрд. долл. Аналогичный сценарий можно увидеть и по результатам 2014 года. ВВП Израиля вырос за год на 9,7%. В Казахстане с учетом проведенной девальвации в долларовом эквиваленте следует ожидать снижения этого показателя до 12 330 долларов (данные Standart&Poors).

Аналогичную отрицательную для нас сравнительную нить рассуждений можно выстроить и по анализу всех Прибалтийских стран. Тренд этих показателей будет далеко не в нашу пользу. Только с Россией мы идем в векторной тождественности падения наших экономик. Отсюда следует главный вывод. Кризис в нашей стране имеет внутренние системные причины и отрицательную предопределенность. Диагноз по ней давно определен – это голландская болезнь. Учитывая, что это болезнь проходит на фоне высокой коррупции, безграмотного и некомпетентного управления со стороны нашего правительства, прогнозные ожидания по результатам 2015–2016 годов надо оценивать как крайне пессимистичные.

Я всегда завершаю свои статьи конструктивными предложениями. Все они изложены в материалах автора под общим названием «Чем мы больны?», ДАТ №2, №18-19 за 2014 год. Кроме того, мои статьи публикуются в «Facebook».

Повторюсь только одним положением. Пока мы будем спускать в унитаз до 40% проедаемых нами продуктов от забугорных аграриев и выбрасывать в мусорные баки до 100% верхней одежды и обуви, потребляемых по импортным сценариям, мы не станем полноценной страной.

Нам необходимо в течение 2-3 лет динамично нацелиться на то, чтобы обеспечить себя максимально возможным внутренним потреблением. Однако боюсь, что и с этой задачей мы не справимся. Безрезультатная и непродуманная работа нашего правительства значительно расширяет в нашей стране поле экономического абортирования, особенно по объектам импортозамещения. До конкретных, ощутимых для народа результатов нам ещё очень далеко.

Согласно поправкам в рес­публиканский бюджет на 2015–2017 гг., подписанный президентом Казахстана Н. Назарбаевым, рост ВВП в 2015 году оценивается на уровне 1,5 %, далее 2,7% – в 2016 году и 3,3% – в 2017 году. ВВП на душу населения увеличивается с 12,8 в 2015 году до 17,6 тыс. долларов в 2019 году. Получается, что при таких запланированных темпах мы только через четыре года можем достигнуть современного уровня Литвы, Латвии и Эстонии по показателю ВВП на одного человека. Однако за это время эти страны уйдут еще дальше, они планируют превзойти 20,0-тысячный долларовый рубеж. Получается, что и к 2020 году мы будем плестись в хвосте названных нами государств со скудными сырьевыми ресурсами.

Сегодня в стране идет кампания по выборам в президенты. Однако ни один из зарегистрированных новых кандидатов не может дать Казахстану экономический толчок, соответствующий вызовам современного мира. Ни у одного из претендентов нет действенной и просчитанной программы по выходу страны из кризиса.

К большому сожалению, в нашей стране нет сегодня гражданского сообщества и партий. Нет даже ядра такого объединения в виде сгустка ориентированной национальной элиты, которая могла бы инициировать выдвижение новых, ярких лидеров общества. Инертность и зомбированность граждан нашей страны достигла своей печальной изогнутости. У нас нет жестко конкурирующих партий, объединений и даже личностей. Мы не стали обществом, в котором есть соревновательность идей, конкуренция и потребность к новациям. Сегодня все политические объединения Казахстана влились в струю хвалебной трескотни вокруг партии «Нур Отан», размывая этим обстоятельством свою самостоятельность и значимость. Вследствие этого дискредитируется само понятие политической конкуренции, не говоря уже о реальной парламентско-партийной борьбе идей в путях нашего современного обустройства. Именно в этом болотном соглашательстве основная причина нашего вялотекущего прироста экономики.

А между тем наш народ не бездарен и не безталантен. В стране есть готовые личности, способные решать новые задачи и соответствовать кризисным вызовам времени. Но поскольку у нас нет гражданского общества, их никто и не выдвинул.

Однако и у этих 2-3 лидеров нашего сообщества не нашлось гражданского мужества к самовыдвижению, поскольку они видят аморфный народ и прогнувшиеся в безразличии общественные объединения. Следовательно, инерция нашего несформировавшегося гражданского движенчества и поведенчества, сохранится еще на неопределенное время. Мы так и остались на уровне советского рефлексирующего сообщества и будем скатываться дальше, до пугливого стадного миропонимания. Положительные примеры других стран мы не принимаем, претендуя на некоторую особость казахстанского пути развития.

Наша известная кочевая терпеливость народа, давно сдеформировалась до трусливой покорности и зомбированного страха. Разумное желание элиты и граждан обогатиться плавно переросло в пофигизм простофильского воровства и коррупции. За это даже перестали сажать в тюрьму и выпускают из зала суда на свободу. Воруйте дальше, господа!

И только ставшие уже брендовым наши казахстанские понты ни во что не трансформировались. Они как были, так и остались пустыми понтами. Неужели мы проведем зимнюю Олимпиаду – 2022 года? Это уже будет катастрофа для нашей маленькой экономики. Однако какие красивые понты!!! Мы опять, как страна, как народ, упускаем время. Мы воруем у себя свое будущее…

Айдар Сеит-кожа

СЕЙДАЛИЕВ,

эконмический обозреватель

«D»

[email protected]

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн