УСТАНОВКА ПРЕЗИДЕНТА ВЫПОЛНЕНА… ТОПОРНО

На прошлой неделе в Астане состоялась пресс-конференция, которую трудно не назвать странной. Журналистов собрали председательствовавший на процессе по уголовному делу «Казатомпрома» судья Нуржан Жолдасбеков и представлявший на нем государственное обвинение старший помощник генерального прокурора Аким Адай.

Почему странная?

Для любого подобного мероприятия должен быть информационный повод. В данном случае лично я его не увидела. Зачем петь «Ку-ка-ре-ку!», когда заря взошла, а точнее, когда солнце уже село? Ведь суд вынес свой вердикт в отношении главных фигурантов – экс-президента Национальной компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева и его телохранителя Талгата Кыстаубаева, приговорив первого к 14 годам лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима, а второго – к 5 годам колонии общего режима.

Однако, как выяснилось, у власти был свой информационный повод. Кажется, ее сильно обеспокоил общественный резонанс, который вызвали публикации в независимых от нее СМИ (зависимыми в здании Сары-Аркинского суда на протяжении двух с половиной месяцев не пахло).

Кроме того, приходится догадываться, что инициатива проведения пресс-конференции вовсе не принадлежала судье и прокурору. За их спинами проглядывают уши других режиссеров. Не припомню ни одного случая, чтобы после вынесения приговора (вспомним другие недавние и не менее громкие дела) судья выходил к представителям масс-медиа с разъяснением того, как (цитирую г-на Жолдасбекова) «судебное разбирательство проходило со строгим соблюдением законности, принципа состязательности сторон, соблюдением законов судопроизводства, с предоставлением права на защиту».

Вопреки утверждению судьи, у части общества и без подачи СМИ сложилось иное мнение. Установку для него дал глава государства. На совещании с предпринимателями Нурсултан Назарбаев сказал, обращаясь к президенту компании «Астана групп», известному бизнесмену и другу двух Мухтаров – Аблязова и Джакишева – Нурлану Смагулову: «…Вы должны ответить!»

Великий Бернард Шоу, чьим неоспоримым оружием была ирония, как-то признался, что боится ехать в Америку, так как при виде статуи Свободы даже он теряет чувство юмора. После последней фразы Нурсултана Абишевича еще лучше начинаешь понимать: быть личностью в современном мире становится все труднее и опаснее.

Как известно, процесс по делу «Казатомпрома» проходил в закрытом режиме. Настолько закрытом, что журналисты, караулившие главный вход в здание суда, так и не увидели лиц прокуроров – гособвинителей, словно на них КНБ тоже наложил печать  секретности. Тем не менее, на пресс-конференции г-н Жолдасбеков озвучил столько фактов, не представляющих никакой гостайны, что опять-таки приходится не только утверждать о надуманности завесы секретности, но и сомневаться в достоверности самих этих «фактов».

Не буду вдаваться в подробности всего того, о чем говорил судья, приведу один пример. Со слов г-на Жолдасбекова, в так называемой «черной кассе», где аккумулировались средства от «отката» и из которых экс-глава нацкомпании выдавал своим приближенным, в том числе телохранителю, незаконные вознаграждения, при проведении оперативно-розыскных работ следователи КНБ обнаружили 2 млн. 444 тыс. долларов США. Но, несмотря на жуткую засекреченность информации, стало известно, что один из свидетелей (по-видимому, это был кто-то из топ-менеджеров «Казатомпрома», до сих пор находящихся на конспиративных квартирах КНБ), в своих показаниях  сказал, что из сейфа было изъято 1,7 млн. долларов США, никакого отношения к «Казатомпрому», а тем более к Джакишеву, не имеющих. Почему суд проигнорировал этот факт?

Судя же по тем суммам, которые, опять-таки со слов г-на Жолдасбекова, Мухтар Джакишев получал в виде взяток, то, сдается, в журнале «Форбс» экс-глава «Казатомпрома» должен стоять если не рядом с Тимуром Кулибаевым, то хотя бы строчкой ниже. Но свежо предание, да верится с трудом. Тем более что, как сказал адвокат Джакишева Нурлан Бейсекеев, вердикт суда почти слово в слово продублировал обвинение. А не верить адвокату нет оснований. И вот почему.

Все попытки Нурлана Бейсекеева осуществлять защиту в пределах, предоставленных ему законом, в частности, заявлять ходатайства, писать жалобы, делать отвод, были расценены судом как противодействие судопроизводству. Судья Жолдасбеков даже пригрозил ему административным арестом на 10 суток.

Более того, на пресс-конференции он заявил, что адвокат Бейсекеев пытался сорвать судебный процесс, не являлся на заседания без объяснения причин, поэтому суд был вынужден предложить Джакишеву другого защитника – Болата Исатаева. Однако напомним: адвокат Исатаев появился на горизонте в то время, когда Бейсекеев был болен. И заявление судьи – не более чем пассаж, поскольку в суде выбранный Джакишевым адвокат демонстрировал свой бюллетень о временной нетрудоспособности.

Другой выверт от судьи Жолдасбекова. Оказывается, состояние здоровья Мухтара Джакишева на всем протяжении судебного процесса у него не вызывало сомнения – оно было «стабильно удовлетворительное». А «всякого рода разговоры … не соответствуют действительности». Но как быть с фактами, когда во время судебных заседаний Джакишеву вызывали «скорую помощь», доставляли его в горбольницу, когда все врачи, кроме приставленного к нему КНБ Галыма Калиева, в один голос говорили о необходимости немедленной госпитализации и глубокого медицинского обследования Джакишева? Как быть с фактами, когда с давлением, зашкаливавшим за 200, Мухтар Еркинович в зале суда почти в бессознательном состоянии лежал на скамье, когда конвой буквально выволакивал его из камеры СИЗО, чтобы доставить в суд, о чем адвокату сообщил Талгат Кыстаубаев? О том, как к Джакишеву не допускали независимых врачей, не приходится говорить. Зато как странная ирония прозвучала на пресс-конференции следующая ремарка судьи Жолдасбекова: «Состояние здоровья Джакишева не вызывало, не вызывает и не будет вызывать в дальнейшем каких-либо нареканий. Дай Бог ему долгих лет жизни».

Как говорится, и вам не болеть

.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Р.S. Из-за ограниченности газетной площади нет возможности представить информацию с пресс-конференции в полном объеме. Думаю, что повод для этого еще найдется. Впереди апелляция. Хотя… На пресс-конференции г-н Жолдасбеков сообщил, что подсудимые и их адвокаты уже начали знакомиться с постановлением суда. Но, выйдя за дверь, куда Джамилю Джакишеву и Сару Кыстаубаеву не пустили, мы услышали от супруги Мухтара Джакишева: приговор они еще не получили на руки. Значит, вполне вероятно, что под предлогом истечения процессуального срока осужденных лишат права апелляции.

Республиканский еженедельник онлайн