«Общественная позиция»
(проект «DAT» №17 (334) от 28 апреля 2016 г.
Пресса под прессом
Тучи над независимыми СМИ Казахстана продолжают сгущаться. Вслед за изданиями «АDAM bol», «Жас Алаш», сайтам «Накануне.kz» и председателем Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаевым под давлением оказалась и газета «Трибуна».
В минувший вторник в Национальном пресс-клубе в Алматы состоялась пресс-конференция, участники которой рассказали о ситуации вокруг деятельности редакции.
Со слов главного редактора газеты «Трибуна» Жанболата Мамай, в текущем месяце вновь усилилось давление на возглавляемое им издание. Судебные исполнители и полицейские буквально терроризируют бывшего собственника газеты «Трибуна» Асем Альмухамет. Причиной для данных действий послужил судебный иск отставного офицера К. Жанпеисова, поданный еще в 2013 году. В 2014 году было вынесено решение в пользу истца с выплатой ему морального ущерба в размере 2 млн тенге. Если ранее судоисполнители интересовались только сроками выплаты денег, то в одном из последних телефонных разговоров они прямо сообщили, что в этом деле «замешаны большие люди» и будет возбуждено уголовное дело за неисполнение судебного акта. Стоит отметить, что из назначенных судом 2 млн тенге истцу Жанпеисову редакция уже выплатила 1 млн 300 тыс. тенге.
– После очередного телефонного звонка дознавателя Алмалинского РУВД г. Алматы Надирбаева с требованием срочно явиться на допрос редакция газеты приступила к поиску адвоката для Асем. По закону она имела право прибыть в течение пяти дней после вызова на допрос. Для этого были объективные причины, поскольку у адвоката были другие, уже назначенные процессы. Получив отказ о немедленном прибытии Асем на допрос, Надирбаев стал обзванивать родственников и ее знакомых, что уже является нарушением ее прав. В этой связи мы подали жалобу в прокуратуру. В случае непрекращения оказания давления мы будем вынуждены обратиться в дипломатические миссии для привлечения внимания международных организаций», – заявил Мамай.
– Задержание Асем Альмухамет произошло 21 апреля в центре города. То есть не по адресу проживания или места работы, а на многолюдной улице. Это указывает на то, что за ней велось наружное наблюдение. Иначе как полицейские и судоисполнители могли так быстро определить ее место нахождения? – недоумевает главред «Трибуны».
Другой участник пресс-конференции – руководитель КМБПЧиСЗ Евгений Жовтис считает, что история по возмещению ущерба и выплате долгов, налоговых претензий достаточно банальная. «Таких дел сотни тысяч. Нет ничего удивительного, когда истец хочет, чтобы ему возместили ущерб, тем более, когда уже есть судебное решение, а государство через институт судебных исполнителей помогает ему это сделать. Здесь нет никакой новости. А вот в истории с газетой «Трибуна» удивляет, каким образом это делается. Я что-то не видел в наших городах арестов должников с их захватом на улице, с наружным наблюдением, с телефонными прослушками, тем более, когда значительная часть требуемой суммы уже выплачена.
Обычно институт судебных исполнителей действует по достаточно простой схеме. Выносится решение, дается время для его добровольного исполнения. Если решение не исполняется добровольно, оно исполняется в принудительном порядке. Выясняется, где человек работает, туда направляется лист принудительного взыскания, определенной суммы от заработной платы до 50 процентов. То есть идет некая процедура. Выясняется причина, по которой ущерб не гасится, а самое главное – умысел, почему не исполняется решение.
Какой вывод из всего этого можно сделать? Когда идет избирательный подход, то понятно, что речь не идет о взысканиях. За этим стоят другие соображения. И никаких других соображений, кроме попытки влиять на редакционную политику одного из последних независимых изданий. Разгром независимой прессы в Казахстане очевиден. Независимых телевизионных и радиоканалов давно нет, начиная с 1996-97 годов. И здесь никаких сомнений, что в случае с независимой прессой мы переходим в политико-правовую плоскость, в которой действуют другие правила и другая мотивация. Это уже политика, а не право. Власть, конечно, может сказать, что таким образом она борется с должниками. Да не с должниками вы боретесь, в данном случае вы боритесь с изданием!» – считает он.
Модератор пресс-конференции президент ОФ «Адил соз» Тамара Калеева сообщила, что возглавляемый ею Фонд провел мониторинг судебных исков за 2015 год. Итог: большинство судебных решений относительно СМИ вынесены объективно и справедливо. Суммы взысканий, даже в случае вины издания, не превышали 50–100 тыс. тенге. Но несколько судебных решений сильно отличались от общей картины. К ним можно отнести ситуацию с журналистом сайта «Накануне.kz» Гузяль Байдалиновой с выплатой 20 млн тенге по иску «Казкоммерцбанка», взыскание 50 млн тенге с журнала «ADAM bol» и 40 млн тенге с газеты «Жас Алаш».
Т. Калеева добавила: «Мы надеемся, что в будущем вряд ли кто-то предъявит иск газете в 400 млн тенге, потому что теперь надо будет оплатить госпошлину в размере 4 млн тенге. Однако сейчас все еще сохраняется плачевная ситуация, когда необоснованному наказанию подвергаются именно независимые издания».
На вопрос присутствовавшего в зале бывшего главного редактора закрытого издания «ADAM bol» Гульжан Ергалиевой: «Были ли вам поставлены конкретные условия? В нашем случае вопрос стоял так – пусть уйдет Ергалиева. Вам ставили подобные условия: пусть уйдет Мамай или газета под кого-то «ляжет»?», Жанболат Мамай ответил: «Лучше не выпускать газету, чем выпускать подконтрольную газету. Такие предложения будут априори отвергнуты».
На пресс-конференции присутствовал и главный «зачинщик» скандала – истец К. Жанпеисов. Он попытался оправдаться перед журналистским сообществом по поводу своих действий. Однако попытки успехом не увенчались. А на предложение председателя ОФ «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова: «Могли бы вы, как настоящий офицер, простить оставшуюся сумму долга газете?», капитан 1-го ранга, некогда командовавший кораблями, совсем не по-офицерски ушел от ответа. Каким образом он оказался на пресс-конференции, добровольно ли пришел или добровольно-принудительно – остается только догадываться.
Димаш
АЗАМАТОВ,
«D»