Понедельник , 7 июля 2025

Виктор КОВТУНОВСКИЙ, публицист: В новом году НИКАКИХ ТАНЦЕВ с бубнами не будет

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» № 47 (271) от 25 декаб­ря 2014 г.

 

ДАТ- ДИАЛОГ

 Казах­стан сто­ит на краю боль­ших испы­та­ний, и перед лицом мно­го­чис­лен­ных угроз нам жиз­нен­но необ­хо­ди­ма кон­со­ли­да­ция обще­ства, всех, от кого может зави­сеть буду­щее стра­ны. Поли­ти­че­ский класс Казах­ста­на, те груп­пы вли­я­ния, кото­рые нахо­дят­ся сей­час у вла­сти и управ­ля­ют эко­но­ми­кой, и те, кто нынеш­ней вла­сти оппо­ни­ру­ет, долж­ны прий­ти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию, начать диа­лог, поиск вза­им­ных компромиссов.

 

  • Како­вы ито­ги поли­ти­че­ско­го года, что ожи­да­ет стра­ну в сле­ду­ю­щем году, воз­мож­но ли сбли­же­ние вла­сти с оппо­зи­ци­ей? – На эти и дру­гие вопро­сы «D» отве­ча­ет дав­ний автор нашей газе­ты, извест­ный пуб­ли­цист Вик­тор Ковтуновский.

 

– В кон­це про­шлой неде­ли пре­зи­дент Нур­сул­тан Назар­ба­ев на встре­че с жур­на­ли­ста­ми пред­став­ля­ю­щи­ми казах­стан­ские теле­ком­па­нии, под­вел ито­ги года. Дал ли он исчер­пы­ва­ю­щие отве­ты на вопро­сы, кото­рые вол­ну­ют наше общество?

– Наш пре­зи­дент уже дав­но не про­во­дит встреч с жур­на­ли­ста­ми, на кото­рых они могут под­ни­мать не согла­со­ван­ные с пресс-служ­бой темы. Поэто­му вопро­сы к нему чаще все­го состо­ят из пло­хо заву­а­ли­ро­ван­ных под вопрос комплиментов.

Не могу отве­чать за все обще­ство, но лич­но я каких-либо откро­ве­ний или зна­чи­мых заяв­ле­ний от него в этот раз не ждал. Встре­ча с пред­ста­ви­те­ля­ми средств мас­со­вой инфор­ма­ции нака­нуне Ново­го года – не тот жанр.

– На фоне рез­ко­го паде­ния рос­сий­ско­го руб­ля наши сограж­дане про­яв­ля­ют бес­по­кой­ство за судь­бу наци­о­наль­ной валю­ты. Мно­гие обра­ти­ли вни­ма­ние, что пре­зи­дент на встре­че с жур­на­ли­ста­ми обо­шел эту самую акту­аль­ную тему – буду­щее тенге.

– О наци­о­наль­ной валю­те, хотя и в обте­ка­е­мых фор­му­ли­ров­ках, пре­зи­дент все-таки гово­рил. Пытал­ся нас успо­ко­ить. Ниче­го более опре­де­лен­но­го он ска­зать не мог. Не мог обе­щать, что деваль­ва­ции тен­ге в бли­жай­шее вре­мя не будет. Это было бы обма­ном. Назвать сро­ки деваль­ва­ции он тоже не мог, это толь­ко уси­лит финан­со­вую пани­ку. Види­мо, все реше­ния отно­си­тель­но валют­но­го кур­са будут при­ня­ты поз­же, в нача­ле сле­ду­ю­ще­го года.

– Мно­гие вопро­сы, кото­рые, оче­вид­но, были зара­нее под­го­тов­ле­ны спе­ци­а­ли­ста­ми из отде­ла внут­рен­ней поли­ти­ки, носи­ли празд­ный, отвле­чен­ный харак­тер. Нет ли в этом наме­ка на элек­то­раль­ную кам­па­нию в бли­жай­шем будущем?

– Ника­ких осо­бен­ных наме­ков на досроч­ные выбо­ры я не уви­дел. Сей­час, в пери­од поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской тур­бу­лент­но­сти, про­во­дить мас­штаб­ные поли­ти­че­ские меро­при­я­тия неумест­но. Дру­гое дело, нет ника­ких гаран­тий, что ситу­а­ция в стране и мире ста­нет более бла­го­при­ят­ной в 2016 году, когда при­дет срок оче­ред­ных пре­зи­дент­ских выборов.

Я не думаю, что выбо­ры могут быть назна­че­ны на бли­жай­шие два-три меся­ца. Сна­ча­ла нуж­но про­ве­сти деваль­ва­цию, кото­рую уже нель­зя откла­ды­вать в дол­гий ящик, потом подо­ждать, когда уля­гут­ся стра­сти и народ при­вык­нет к ново­му уров­ню цен.

К тому же для пере­но­са сро­ков пре­зи­дент­ских выбо­ров нуж­ны серьез­ные моти­вы и аргу­мен­ты. А когда их нет, то тре­бу­ет­ся при­ду­мать хотя бы фор­маль­ный повод. Вспом­ни­те, ведь для преды­ду­щей вне­оче­ред­ной изби­ра­тель­ной кам­па­нии 2011 года зате­я­ли все­на­род­ный сбор под­пи­сей за пожиз­нен­ное пре­зи­дент­ство Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Пока ника­ких тан­цев с буб­на­ми нет, зна­чит, и с досроч­ны­ми выбо­ра­ми в Акор­де еще не определились.

– Какие собы­тия про­шло­го года вы сами бы отметили?

– Вой­на в цен­тре Евро­пы. Это­го, конеч­но, никто не ожи­дал. Вой­на на Укра­ине опро­ки­ну­ла сло­жив­ший­ся миро­по­ря­док. И мое пони­ма­ние это­го миро­по­ряд­ка она тоже пере­вер­ну­ла. Я потря­сен тра­ге­ди­ей Украины.

– Кста­ти, мно­гие наши чита­те­ли пишут, что не надо было нам торо­пить­ся с под­пи­са­ни­ем дого­во­ра о Евразий­ском союзе…

– Вы, воз­мож­но, зна­е­те о моем кри­ти­че­ском отно­ше­нии к Евразий­ско­му сою­зу. Ни поли­ти­че­ски, ни эко­но­ми­че­ски он Казах­ста­ну не выго­ден. Я все боль­ше и боль­ше скло­ня­юсь к мне­нию, что Назар­ба­ев пошел на инте­гра­цию с Рос­си­ей не вполне доб­ро­воль­но. Он пре­крас­но осо­зна­ет все опас­но­сти импер­ско­го про­ек­та Пути­на, но и риск кон­фрон­та­ции с руко­вод­ством Рос­сии, кото­рое, по сло­вам канц­ле­ра Гер­ма­нии Мер­кель, живет в иной реаль­но­сти, он тоже понимает.

Анти казах­ские выпа­ды Жири­нов­ско­го и дру­гих офи­ци­аль­ных лиц Рос­сий­ской Феде­ра­ции – это ведь не слу­чай­ность, не без­обид­ное сло­во­блу­дие дум­ских шутов. Это «чер­ная мет­ка», какую в пират­ских рома­нах посы­ла­ют гла­ва­ри шай­ки через сво­их холуев.

Назар­ба­ев осо­знал угро­зу и демон­стри­ру­ет Пути­ну лояль­ность. Его мож­но понять. Воз­мож­но – это мень­шее из всех зол: не сопро­тив­лять­ся, а подо­ждать пока насиль­ствен­ный ази­оп­ский союз не раз­ва­лит­ся из-за внут­рен­них про­ти­во­ре­чий. А про­ти­во­ре­чий не мало, при­чем фун­да­мен­таль­ных. Собы­тия послед­них недель тому под­твер­жде­ние: не успел еще дого­вор о ЕАЭС всту­пить в дей­ствие, как Рос­сий­ская Феде­ра­ция и Рес­пуб­ли­ка Бела­русь вос­ста­но­ви­ли тамо­жен­ные барьеры.

– В вопро­се про­ти­во­сто­я­нии Евразий­ско­му сою­зу самы­ми пас­сив­ны­ми были, как это ни пара­док­саль­но, наци­о­нал-пат­ри­о­ты. Как вы дума­е­те, с чем это связано?

– Я не согла­сен с этим утвер­жде­ни­ем. Наци­о­нал-пат­ри­о­ты были очень актив­ны, осо­бен­но до нача­ла воору­жен­но­го кон­флик­та на восто­ке Укра­и­ны. Дру­гое дело, что неко­то­рые зна­ко­вые пер­со­ны из чис­ла наци­о­наль­ной интел­ли­ген­ции пред­по­чли отмол­чать­ся, но это, види­мо, свя­за­но с их мате­ри­аль­ной и нема­те­ри­аль­ной зави­си­мо­стью от власти.

– Одна­ко про­тест наци­о­нал-пат­ри­о­тов быст­ро выдох­ся и огра­ни­чил­ся бумаж­ны­ми декларациями.

– А что, кро­ме бумаж­ных и элек­трон­ных воз­зва­ний, оста­ви­ла власть в арсе­на­ле оппо­зи­ции? При­зы­вы вый­ти на казах­ский Май­дан были бы жест­ко пре­се­че­ны, это оче­вид­но. Кро­ме того, горя­чие голо­вы мно­гих пат­ри­о­тов охла­ди­ла воен­ная интер­вен­ция Рос­сии в Укра­и­ну. Все осо­зна­ли опас­ность. Если Путин решил­ся раз­вя­зать вой­ну про­тив самой близ­кой Рос­сии в куль­тур­ном отно­ше­нии укра­ин­ско­го наро­да, то в отно­ше­нии нас, каза­хов, он пой­дет на любую аван­тю­ру. И у кого мы можем искать тогда под­держ­ки? У Китая?

– Кста­ти, опрос чита­те­лей нашей газе­ты выявил, что в ухо­дя­щем году в стране не появи­лись яркие лич­но­сти, гене­ри­ру­ю­щие новые идеи. Вы с этим согласны?

– С этим труд­но не согла­сить­ся. Оста­лось толь­ко най­ти ответ на вопрос: поче­му оску­де­ла зем­ля казах­ская на батыров?

У меня отве­та нет. Конеч­но, власть дела­ет все воз­мож­ное, что­бы зачи­стить про­стран­ство от любых само­сто­я­тель­ных поли­ти­че­ских лиде­ров… но это сла­бое уте­ше­ние. Если вооб­ще утешение.

- Вы соглас­ны с тем мне­ни­ем, что про­шлый год был самым небла­го­при­ят­ным годом для казах­стан­ской демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции? С чем бы вы это связали?

– Я это свя­зы­ваю с рас­ту­щим поли­ти­че­ским напря­же­ни­ем во власт­ных кру­гах. Все пони­ма­ют, что тран­зит выс­шей вла­сти бли­зок. Поэто­му вся­кая оппо­зи­ци­он­ная актив­ность жест­ко пре­се­ка­ет­ся. Выкор­че­вы­ва­ют­ся не толь­ко неугод­ные поли­ти­че­ские пар­тии, но и непра­ви­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции, дале­кие от поли­ти­ки. Зака­ты­ва­ют­ся под асфальт послед­ние неза­ви­си­мые печат­ные изда­ния, про­во­дят­ся меро­при­я­тия по тоталь­ной бло­ки­ров­ке соци­аль­ных сетей.

АРЕЗКА К КОВТУНОВСКИЙ Назар­ба­ев пошел на инте­гра­цию с Рос­си­ей не вполне доб­ро­воль­но. Он пре­крас­но осо­зна­ет все опас­но­сти импер­ско­го про­ек­та Пути­на, но и риск кон­фрон­та­ции с руко­вод­ством Рос­сии, кото­рое по сло­вам канц­ле­ра Гер­ма­нии Мер­кель живет в иной реаль­но­сти, он тоже понимает.

 

Сло­вом, идет под­го­тов­ка к опе­ра­ции «Пре­ем­ник».

– Мно­гие экс­пер­ты свя­зы­ва­ют пас­сив­ность оппо­зи­ции с аре­стом Мух­та­ра Абля­зо­ва во Франции…

– Это одна из зна­чи­мых при­чин. Но, заметь­те, что в послед­ние годы ушли из поли­ти­ки очень мно­гие зна­ко­вые фигу­ры казах­стан­ской оппо­зи­ции, никак с Мух­та­ром Абля­зо­вым не свя­зан­ные. Про­ще пере­чис­лить тех, кто остал­ся, чем тех, кто ото­шел от поли­ти­ки или вооб­ще поки­нул страну.

Мне кажет­ся, что не репрес­сии, а граж­дан­ская пас­сив­ность пер­во­при­чи­на это­го исхо­да. Когда народ захо­чет стать сво­бод­ным, они вер­нут­ся. И новые лиде­ры, кста­ти, тоже появятся.

– Что вы ожи­да­е­те от сле­ду­ю­ще­го года? Ожи­да­е­те ли вы, что нако­нец-то нач­нет­ся транс­фор­ма­ция систе­мы вла­сти из пре­зи­дент­ской в парламентско-президентскую?

-Я не верю, что Назар­ба­ев по доб­рой воле пой­дет на реаль­ное пере­рас­пре­де­ле­ние пре­зи­дент­ских пол­но­мо­чий в поль­зу пар­ла­мен­та и пра­ви­тель­ства. Хотя не исклю­чаю какие-то кос­ме­ти­че­ские мани­пу­ля­ции с Кон­сти­ту­ци­ей из конъ­юнк­тур­ных сооб­ра­же­ний. Напри­мер, что­бы создать повод для досроч­ных выбо­ров, если на них все-таки решатся.

От буду­ще­го года мож­но ожи­дать чего угод­но. В этом урав­не­нии слиш­ком мно­го неиз­вест­ных вели­чин. Неиз­вест­но, когда и чем закон­чит­ся вой­на на Укра­ине. Неиз­вест­но, что будет с цена­ми на сырье и с нашей эко­но­ми­кой. Неиз­вест­но самое глав­ное: нач­нет­ся ли в 2015 году тран­зит выс­шей вла­сти, кото­рый в любой авто­ри­тар­ной стране чре­ват самы­ми непред­ска­зу­е­мы­ми последствиями.

Мне пред­став­ля­ет­ся, что Казах­стан сто­ит на краю боль­ших испы­та­ний, и перед лицом мно­го­чис­лен­ных угроз нам жиз­нен­но необ­хо­ди­ма кон­со­ли­да­ция обще­ства, всех, от кого может зави­сеть буду­щее стра­ны. Поли­ти­че­ский класс Казах­ста­на, те груп­пы вли­я­ния, кото­рые нахо­дят­ся сей­час у вла­сти и управ­ля­ют эко­но­ми­кой, и те, кто нынеш­ней вла­сти оппо­ни­ру­ет, долж­ны прий­ти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию, начать диа­лог, поиск вза­им­ных компромиссов.

– Вы счи­та­е­те, что сбли­же­ние вла­сти и оппо­зи­ции ста­но­вит­ся возможным?

– Оно необ­хо­ди­мо. Всем. Это нуж­но осо­знать в первую оче­редь. Тогда и наци­о­наль­ный диа­лог ста­нет возможен.

Давай­те рас­смот­рим отправ­ные пози­ции всех сто­рон. Что нуж­но нынеш­ней власт­ной эли­те в тран­зит­ный пери­од? Сохра­не­ние пре­ем­ствен­но­сти вла­сти, лич­ная без­опас­ность плюс непри­кос­но­вен­ность соб­ствен­но­сти. Что нуж­но казах­стан­ско­му биз­нес-сооб­ще­ству? Гаран­тии непри­кос­но­вен­но­сти част­ной соб­ствен­но­сти плюс эво­лю­ция закос­не­лой авто­ри­тар­ной систе­мы. Что нуж­но демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции? Поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские рефор­мы. Оста­ет­ся толь­ко одно узкое зве­но: оппо­зи­ция долж­на под­дер­жать пре­ем­ствен­ность вла­сти, а наслед­ни­ки пер­во­го пре­зи­ден­та долж­ны не на сло­вах, а на деле начать модер­ни­за­цию страны.

Ника­ких непре­одо­ли­мых пре­пят­ствий для кон­со­ли­да­ции я не вижу. Нуж­на толь­ко поли­ти­че­ская реши­мость и осо­зна­ние ответ­ствен­но­сти за судь­бу сво­ей страны.

Сырым ДАТОВ

Республиканский еженедельник онлайн