Пишу статью о проблемах «Алля Аята», в которую случайно оказалась вовлеченной при посещении Чунджы в начале мая этого года. Прочитала много чего, вижу много проблем, но сквозь эту проблему выпячивается более весомая проблема. Это проблема межнационального согласия. Я вдруг ясно поняла, что власть повесила статью за разжигание межнациональной розни не только над казахами, как мне всегда виделось, но и над уйгурами. Экстраполируя, увидела, что она практически висит над всеми национальностями. Ассамблея народа Казахстана – это ширма, которая закрывает проблемы любого этноса.
Если я поднимаю вопрос государственного языка, то меня называют чуть ли не фашисткой. А если уйгуры поднимут вопросы об «Алля Аяте», то их обвинят в сепаратизме. Теперь я понимаю, почему есть вероятность межнациональных конфликтов! Если бы казахи, составляя 67% населения, могли защитить государственный язык, стать доминантой народной воли, то все бы народы спокойно могли бы более полно представлять свои интересы в Казахстане. Я вижу, что Чунджа может стать большим курортным культурным городом, но власти не позволяют легализовать течения, которые там идут и выставляют эту проблему уйгурским вопросом! В этом году Чунджу посетили 20 000 иностранцев из СНГ и дальнего зарубежья, но их всех преследуют, с них берут мзду незаконно, народ боится говорить об этом! Мне же наоборот, хочется гордиться тем, что есть повод им так стремиться в Чунджу! Иностранцев манят, выделяя огромные деньги на всякие международные праздники, а они не хотят ехать! А вот в Чунджу они хотят ехать и едут!
Если смотреть глубже, то мы должны гордиться представителем любой национальности, который смог внести вклад в развитие нашей Родины. Для этого все представители народа должны понять, что власти выгодно нас разделять на этносы и любой вопрос, который касается проблем национальностей, она окрашивает в межнациональное противостояние. Любое попирание интересов народа одной национальности делается руками представителей другой национальности. Поэтому уйгуры не будут поднимать вопрос об «Алля Аяте», чтобы не вызвать на себя шквал критики представителей других этносов. Выходом для нас является народная поддержка проблем народа, независимо от национальности. Поэтому я решила поднять уйгурский вопрос.
Мы должны пресекать любое обвинение в национализме, когда поднимаются проблемы государственного языка или проблемы представителей любого этноса. Все прекрасно понимают, что, уезжая из Казахстана, любой гражданин делает свою Родину слабее, но и сам сильным не становится. Посмотрите на казахов, вернувшихся в Казахстан из-за рубежа. Они любят ту страну, откуда приехали. Она им снится, они туда хотят вернуться. Это связано не только с тем, что оставляли они земли родные, которые оказались за пределами границ номинальной Родины, но и с тем, что Родина дает не только границы, но и социум, признание, права, уважение среди соотечественников. Как-то я общалась с начальником спецподразделения, которое выезжает на самые опасные задания и рискует своей жизнью ради всех граждан Казахстана. Его зовут Сережа, он прекрасно говорит на казахском языке.
Сережа вырос среди казахов, впитал их культуру, любит Родину, но, приехав в Алматы, стал забывать казахский язык и с удовольствием со мной общался на государственном языке. Он возмущался тем, что алматинцы не уважают свою культуру, не создают условий для развития казахского языка.
Сережа задавался вопросом: а что такое Родина? Он спрашивал казахов в Китае, которые там постоянно проживают: «Вот если будет война между Казахстаном и Китаем, то за какую страну вы будете воевать?» Там казахи отвечали: «За Китай, это наша Родина!»
Сережа продолжал: «Вот и я, если будет война между Россией и Казахстаном, то буду воевать за Казахстан, потому что это моя Родина!»
Когда я поздравляла мужчин, которые служили в Советской Армии, то один мужчина-оралман стал меня попрекать тем, что Советская Армия причинила много вреда Казахстану, а я поздравляю их с праздником. Я ему ответила, что если будет война, то все мужчины встанут под ружье, независимо, где и когда они получили военную подготовку. Мужчины дают присягу один раз – защищать Родину! И они ее будут защищать!
Быть оралманом – трудно! У них долго не будет прав, которые есть у всех граждан страны. Оказывается, если гражданин не прожил в стране 15 лет, то многие страны Европы лишают их права участвовать в выборах. Наши казахи казахов, прибывших из Китая, называют китайцами, из Монголии – монголами, а в России наших русских называют казахами. Когда русские угрожают, что уедут из Казахстана, я шутя отвечаю: «Чтоб называться наконец казахами и умереть казахом на чужбине?» И даже после смерти их будут называть казахами: «Помнишь, жил казах рядом… как его звали? Ириной? Амалией? Александром?..» Это действительно так, мои соклассники, выехавшие в Германию, – казахи, мои сокурсники, уехавшие в Россию – казахи, только мои соседи, коллеги, которые живут и работают рядом, имеют свои национальности!
Сегодня наши оралманы слагают песни о своей покинутой Родине, детей называют в честь названия тех мест, откуда возвратились.
Например, кто вернулся с Алтая, детям дают имена Наралтай, Алтай, главное, чтобы была связь поколений и т.д. Оралманы собираются и организовывают творческие вечера, где они рассказывают о Родине, которая им снится. Их дети, внуки, рожденные здесь, будут называть Казахстан Родиной не просто по праву гражданства, а по праву рождения. Ради этого эмигранты и иммигранты жертвуют своими правами, годами жизни, эмоциями, привязанностями, привычками и чем-то еще, что, наверное, называется «құт» – благо, которое посылается на землю в том месте, где приходит ребенок на свет!
Я призываю всех граждан Казахстана консолидироваться вокруг проблем «государственного языка» и не позволить власти перед лицом проблем натравить нас друг на друга по национальным интересам! Сегодня наша страна нуждается в консолидации общества, потому что нас мало! Любой голос, направленный в защиту прав народа, должен быть поддержан независимо от того, проблемы какой национальности они поднимают, для этого он обязательно должен быть высказан на общем – государственном языке! Сегодня Конституция страны не занимает должное место в иерархии прав, хотя, согласно статье 4.2, она имеет приоритет перед законами. Поэтому наши права на митинги экспроприировал закон «О митингах», а статус государственного языка принижает и уничтожает «Закон о языках»!
Сегодня повсеместно и нагло нарушается статья 4.4 Конституции РК, где говорится: «Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Скажите, где были опубликованы законы, договоры, касающиеся ТС, ЕЭП?! Где публиковались международные договоры, на основании которых передавались недра в иностранным инвесторам? Еще много чего прошло мимо нас!
В этой ситуации мы должны требовать, чтобы эти законы были опубликованы на государственном языке! Именно так поднимая вопросы, мы сможем пролить свет на многие секреты, которые не являются секретами, но позволяют разворовывать и распродавать нашу общую Родину! Надо требовать, чтобы на государственный язык были переведены не только все международные договоры, но и все знания, учебники, которые позволят укрепить статус государственного языка! Чтобы суды и парламент говорили на государственном языке!
В 1986 году я не говорила на казахском языке, новости на казахском слушала как музыку, потому что не знала, где начинается слово, где кончается. В связи с событиями декабря 1986 года меня укоряли в том, что я не знаю свой родной язык. На что я отвечала: «СССР делал приоритет на русский язык. Поэтому мы тоже сделали на нем акцент, и я знаю русский лучше многих русских! Потому что мое кредо – качественный профессионализм! Сегодня, когда караван повернул обратно, то все, кто в хвосте, оказались впереди. Но это временное преимущество! Мы были лучшими и будем лучшими! Нам ничего не стоит снова быть в голове каравана! Для этого надо просто иметь Дух и уважать себя!» Сегодня я могу сказать, что казахский должен быть в голове каравана истории Казахстана! Лучшие из лучших должны возглавить этот караван, чтобы глупцы не увели его в безводную пустыню! Сегодня отношение к государственному языку должно определять, насколько ты уважаешь и любишь свою Родину. И тогда дух предков, дух великого Абая, дух великих батыров, похороненных в этой земле, встанет за спиной каждого, и мы сможем стать хозяиевами этой земли
Мы должны быть достойными наших предков и детям дать право жить в богатой и счастливой стране – Казахстан!
Айгуль Кохаева