На прошлой неделе в воскресенье планировалось проведение первого в Казахстане молодежного митинга «Мы требуем перемен!». Идея о проведении митинга родилась в стенах редакции газеты «Жас Алаш» в клубе «Рух пен тіл», руководителем которого является молодой журналист Жанболат Мамай. Тогда, на одной из инициированных клубом встреч представителями ряда молодежных организаций было принято решение о проведении митинга.
Поводом послужило то, что со стороны официальных властей, несмотря на существующее законодательство, не последовало ответа на ранее поставленные вопросы, касающиеся молодежной политики, языковых вопросов, Таможенного союза и других. Инструментом для привлечения внимания решено было выбрать проведение митинга. Хотя почему-то митинг, являющийся центральным звеном демократического процесса, в нашем обществе олицетворяется с анархией и хаосом.
Естественно, власть не дала разрешения на его проведение. Поскольку активная молодежь заявила о намерении идти до конца, было принято решение о выходе на него в любом случае, даже если он не будет санкционирован.
К сожалению, вместо моментального реагирования и адекватного восприятия властями была выбрана тактика по накалу страстей. Вместо того чтобы дать своевременный ответ и разрешить ситуацию, власть долго и упорно игнорировала предстоящее событие, пока события не заставили себя ждать. Одновременно произошли беспорядки в соседнем Кыргызстане. Вместо ответа на поставленные вопросы власть ответила запретом на проведение митинга.
Только накануне перед началом митинга, когда времени почти не оставалось, начались активные консультации и попытки вести переговоры по существу выставляемых требований.
Результатом долгих и упорных переговоров стало решение об обсуждении проблем и начале конструктивного диалога. Так, в частности, 9 апреля, за два дня до намеченного митинга прошла встреча в акимате города Алматы с участием замакима С. Сейдуманова, вице-министра образования Жакупова Айдара и руководителей ведущих вузов Алматы. На встрече было принято решение о создании диалоговой площадки на базе акимата, которая будет регулярно инициировать встречи и обсуждать проблемы, в том числе заявленные в письмах.
По существу, итогом двухмесячных обсуждений и страстей по проведению митинга стало создание новой платформы, которая станет площадкой для начала конструктивных переговоров в разрешении накопившихся проблем молодежи.
По большому счету – это большая победа молодежи Казахстана, когда впервые власть не только удовлетворила предъявляемые требования, но и продемонстрировала готовность вести адекватные переговоры и решать проблемы в цивилизованном ключе.
К сожалению, мнения по исходу намеченного события расходятся. Многие не понимают, что за целью должен стоять результат, а не способ его достижения. Молодежь при всей ее активности в нашей стране все же не является той политической силой, которая могла бы полностью претендовать на власть. Если требования удовлетворяются, то нет смысла в дальнейшем накале страстей, ибо это носит уже не конструктивный характер, а создает напряженность, способную привести к деструкции. А это в корне противоречит принципу здравого смысла, в котором изначально закладываются постановка цели и ее достижение. Конечно, абсолютно все цели не достигнуты. Однако можно смело говорить о том, что была сломана стена непонимания в обществе и страх перед таким явлением, как митинг. Впервые молодежными движениями была проявлена воля, заставившая обратить на себя внимание. Достигнут определенный результат. А это и есть гражданский процесс формирования здорового общества, в котором есть две стороны, которые умеют договариваться. Сейчас по-разному интерпретируется способ достижения цели. Даже имеет место подмена понятий на то, что достигнутый компромисс – есть предательство принципов.
В любом случае дальнейшие успехи будут зависеть от того, насколько будет качественно идти работа, как и каким образом стороны будут приходить к консенсусу. Если данный формат решения проблем докажет свою жизнестойкость, то можно смело будет заявлять о формировании зрелого молодежного движения в Казахстане.
Алмас КУШЕРБАЕВ
Комментарии по теме
КОГДА
наступит единство
ДУХА…
Болат АТАБАЕВ,
художественный руководитель
театра мюзикла «Аксарай»:
Митинг – это правовой метод донесения мнения граждан своей власти. Реальность такова, что «наша власть» рассматривает своих граждан как источник опасности для ее благополучного существования. Власть не верит своим гражданам, мы мешаем ей своей активностью! Да, молодежь, молодцы! Респект Жанболату и его друзьям! В их возрасте я безжалостно прожигал время не на общественные проблемы, думал, буду вечно молодым!
Митинг не состоялся. Досадно. Но это тоже опыт. Надеюсь, урок извлекут. Если имеется письменное обещание власти, что все требования разрешатся, и в нем указаны механизмы решения названных проблем, то отказ от митинга оправдан. Как бы мы не путали взволнованную глупость с бурлящим умом.
Я знаком с комментариями батыров-анонимов, которые окопались в интернетных пещерах. Они не отличают полемики от дискуссии, истерику от эмоции, правду от хамства. Ну, что теперь, обкакаться и не жить, что ли?! Опять повторю Фазиля Искандера: бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа!
Ораз ЖАНДОСОВ,
руководитель Аналитического центра
«Ракурс»:
Тот факт, что молодежь Казахстана постепенно становится сознательной общественной силой, умеющей отстаивать свои интересы, действовать принципиально, но при этом конструктивно, уже большое продвижение вперед для всего нашего общества.
Сам по себе митинг, как и любая другая публичная акция, не является самоцелью. Если власть выполнила конкретное требование и дала определенные обязательства по диалогу, то можно считать, что текущий результат достигнут и большого смысла в проведении данного митинга уже не было.
Дальше важно, чтобы все достигнутые договоренности не остались пустыми словами, а превращались в реальные дела по улучшению тех или иных вопросов жизни молодежи. Митинги, скорее всего, еще понадобятся.
В обществе, увы, противоречивые оценки, и превалирует осуждение того, что молодежь не вышла.
Что касается «оценок» и «осуждений» – то больше власти мне не нравятся «общественники», которые не только в жизни сами не вышли ни на один митинг, хотя бы и разрешенный, но и боятся ставить в интернетовских «комментах» свои истинные имена.
Настоящее гражданское общество в отличие от власти является открытой площадкой, где каждый может при реальном желании найти свое место. Чем критиковать других активных людей, делающих то, что они могут, лучше начать делать что-нибудь самому.
Пендель от акимата
На сайте движения «Социалистическое сопротивление» вышла статья, предлагающая свою трактовку несостоявшегося митинга молодежи в Алматы 11 апреля. Представляем ее в качестве альтернативного мнения.
Организаторы молодежного митинга 11 апреля отказались от его проведения. Причиной стали переговоры с властями. В Алматинском городском акимате состоялась встреча, где стороны пришли к консенсусу по данному вопросу.
В самом начале, когда общественное объединение «Рух пен тiл» и ряд молодежных организаций и активистов задумали проведение митинга, представители Соцсопра активно участвовали в работе организационного комитета, но из-за непреодолимых идеологических разногласий, когда национал-патриоты стали навязывать свои взгляды и идеи нашим товарищам, мы вынуждены были отказаться от участия в митинге.
Неужели целью национал-патриотов были «понты» и пиар? Сколько громких лозунгов ими было сказано, националисты не раз повторили, что митинг состоится, что молодежь выйдет на площадь. Где теперь это все? Неужто запах конференц-зала у Есимова заставляет забыть о собственных обещаниях и словах?
Мы еще раз стали свидетелями того, что эти молодежные лидеры, которые сегодня пошли на уступки власти, а не власть пошла на уступки им (как они теперь это преподносят), продемонстрировали «истинную сущность» национал-патриотов. Они показали, что ничем не отличаются от официальной оппозиции, когда и те, и эти ведут свои «бесконечные переговоры», а в итоге народ остается лишь в роли «разменной карты» в руках беспринципных политиканов.
Демократически настроенная молодежь должна извлечь уроки. Приверженцы социализма могут объединить усилия, могут стать силой, могут вместе «пробуждать народ» и в первую очередь саму молодежь, а не идти на поклон к акимам и прокурорам. Совершенно очевидно, что под впечатлением киргизских событий, «героям» митинга дали сверху упреждающий пендель, причем весьма увесистый. Разумеется, этого хвастунам и поборником языкового шовинизма хватило за глаза, чтобы, трусливо заскулив и поджав хвост, «сделать ноги».
А какие вдохновенные лица были у этих обанкротившихся демагогов на недавней пресс-конференции, каким благородным негодованием дышали их лица, как они кричали о своей решимости «идти до конца»!
Сегодня – зам,
завтра – сам
Началась травля на Жанболата Мамая (одного из организаторов митинга 11 апреля в Алматы – Ред.). Он такой-сякой, струсил, «съехал», договорился, продался, предал, «сломался» – от комментариев в Интернете ощущение такое, как будто он совершил государственную измену и перешел на сторону врага, а на него надеялись миллионы и видели в нем Спасителя Отечества. Есть мудрое и простое замечание: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Парень делал дело. Между работой в газете организовывал, собирал активную молодежь, выходил на СМИ, готовил листовки – уже только за это его следует уважать.
По сравнению с агашками парень делал ясные и смелые заявления. Помнятся его акции у стен парламента в Астане и консульства КНР в Алматы.
Да, молодежь, по крайней мере, часть активистов прогрессивного молодежного движения поверила ему и поддержала. Но реальность такова, что Мамай сотоварищи в один миг не решат все проблемы с казахским языком, Таможенным союзом и свободным Интернетом.
Да, Жанболат и Ко пошли на диалог с властью. Да, выглядит все это не очень красиво. Но Жанболат добился, что с ним за стол переговоров сели замакима и замминистра, в компетенцию которых не входит решение требований оргкомитета митинга. Но это тоже какой-никакой, но результат. Парень научится. Он уже многому научился. Сегодня с ним говорят замы, завтра – сами члены правительства. Вместо того, чтоб подставить плечо поддержки, некоторые люди начали поливать его грязью, пишут гадкие комменты в Интернете. Вместо того чтобы подсказать ему, дать правильное направление, собраться и озвучить следующие шаги, «бить, пока горячо» по власть имущим, бьют по Жанболату. Не пойдут на диалог власть имущие, не поймут требований молодежи – ничего страшного, никогда не поздно выйти на митинг.
Махамбет АБЖАН,
молодежный активист, г. Астана
ПЕРВЫЙ БЛИН
оказался
НЕ КОМОМ
– Изначально решение о проведении митинга молодежь приняла самостоятельно. Влияния со стороны других организаций не было. Об этом узнал большой круг людей, отрадно, что очень многие выразили желание поддержать молодежные инициативы. Если ситуацию проанализировать, то многие упрекают молодежь в том, что они пошли на контакты с властью, но это достаточно серьезные результаты, то есть их услышали. Был разговор на уровне вице-министра. Власть напряглась, в Ак Орде по этому поводу было серьезное беспокойство, это своего рода промежуточный небольшой успех. Но проблема оказалось в том, что ребята, которые возглавили эту акцию, оказались не понятыми. Получилось, что о митинге узнало очень много людей, а информация о том, что оргкомитет принял решение не проводить митинг, узнали не многие. В воскресенье на площади я увидела много абсолютно новых лиц, не тех, кто обычно посещает все оппозиционные митинги, это были совершенно новые люди, которые раньше никогда не участвовали ни в каких акциях. Просто говорили, что о проведении митинга прочитали в газете или узнали через своих знакомых, и пришли поддержать. Среди них были люди старшего и среднего поколения. Конечно, не обошлось и без провокаторов.
Эти люди долго не расходились, и недоуменно спрашивали об организаторах митинга.
От молодежи пришли два-три представителя и пытались объяснить, что принято такое решение, они не отступились, будут продолжать отстаивать свои позиции, но сейчас принято такое промежуточное решение, но были не поняты.
Здесь проблема кроется вообще в восприятии ситуации, которая сложилась в стране целом и в частности в оппозиции. Ожидание людей не оправдывается, приходится выслушивать очень много реплик и даже гневных отповедей по поводу того, что если 17 апреля анонсированный митинг не состоится, опять будут ждать разрешение и не выйдут, тогда встанет вопрос о кризисе доверия к тем людям, кто изначально все инициировал. Это мнение людей, которые были на площади в воскресенье.
В то же время понятно, что сейчас нельзя нагнетать обстановку, особенно в связи с тем, что происходит в соседней Киргизии. На мой взгляд, то, что происходит у наших соседей, надо рассматривать как еще один предупредительный шанс. Это должно быть сигналом Ак Орде о том, что не исключена такая развязка.
Первый блин вышел не комом, молодежь получила урок и опыт, в данном случае неправильно было то, что сами лидеры не вышли к людям. Надо было выйти и объявить о своем решении, это было бы логическим завершением акции.
Рано или поздно придет час, когда нам нужно будет выйти на площади, я думаю, что это произойдет очень скоро, и общество должно созреть для того, чтобы выйти без призыва оппозиции или какой-то из политических партий.
Маржан АСПАНДИЯРОВА,
член президиума партии «Азат»
Тем временем
В Атырау
БУНТУЮТ
студенты
На прошлой неделе на ряде популярных интернет-рассылок появилось письмо-обращение от студентов Атырауского государственного университета (АГУ) на имя президента РК , НДП «Нур Отан» и молодежных организаций страны. В обращении студентов выказывается недовольство ректором АГУ г-ном А. Казмагамбетовым. Обращение анонимное, авторы объясняют это боязнью быть отчисленными из вуза, что на самом деле имеет место в нашей стране.
Обращение начинается словами «Обращаемся к вам по поводу взяточничества и нехватки комнат в студенческих общежитиях». Далее в тексте идут довольно серьезные обвинения в адрес ректора АГУ.
В нашем вузе существует прайс на получение оценок: госэкзамен – оценка «5» стоит от 10000 до 15000 тенге, «4» – от 8000 до 10000 тенге, защита диплома – 80000–100000 тенге. Деньги собирают через старосту или отдельного преподавателя. Студенты, в страхе быть «заваленными» на экзаменах и защите диплома, вынуждены давать деньги. Кто защитит нас от коррупционеров?
Просим проверить, кто живет в общежитиях № 2 и № 3. Вместо двух комнат, в каждой из которых ранее жили минимум по 4 студента, теперь создают двухкомнатные квартиры, прорубив между ними дверь. Как в кризисное время прожить без жилья студенту, приехавшему из села, Казмагамбетову и его команде ведь без разницы. Просим проверить, кто, с какого срока, на каких основаниях проживает в студенческих общежитиях?
В случае, если из Астаны не прибудет комиссия с участием партий и разных организаций, мы намерены начать сбор подписей среди студентов с требованием освобождения Алтая Казмагамбетова от должности ректора Атырауского государственного университета, потому что мы деньги платим, чтобы получить знания и диплом, а не чтобы он на крутых тачках катался.
Для проверки фактов, изложенных в обращении группы студентов Атырауского государственного университета, из Астаны намерены выехать молодежные активисты трех молодежных организации: «Абырой», «СоцСопр», «Союза Патриотической молодежи Казахстана», о чем их представители объявили на пресс-конференции, на которой сообщили о создании Общественной комиссии.
Присутствовавший на пресс-конференции заместитель директора департамента молодежной политики Минобразования Мадияр Кожахметов выразил свою солидарность с молодежью и сообщил, что в его ведомстве уже принимаются меры по данному анонимному обращению. Вместе с тем чиновник от образования гарантирует, что если факты нарушения подтвердятся, то в отношении студентов никаких преследований не будет.
«D»