Понедельник , 7 июля 2025

Выборы без выбора. Если бы Казахстан стал монархией — было бы честнее.

Обыч­но мы гово­рим, что в Казах­стане ниче­го невоз­мож­но спро­гно­зи­ро­вать в поли­ти­че­ской жиз­ни. Оно и вер­но, ибо все важ­ные реше­ния при­ни­ма­ют­ся одним чело­ве­ком – елба­сы, и нам, про­стым смерт­ным, на самом деле невоз­мож­но преду­га­дать, напри­мер, кто зав­тра будет пре­мье­ром или какие еще изме­не­ния вне­сут в мно­го­стра­даль­ную Конституцию.

 

 

Но сего­дня я выступ­лю в роли эда­ко­го ора­ку­ла, сде­лав самый точ­ный (гаран­ти­рую!) про­гноз на сле­ду­ю­щую неделю: 

 

26 апре­ля на вне­оче­ред­ных пре­зи­дент­ских выбо­рах в оче­ред­ной раз побе­дит дей­ству­ю­щий президент!

Хотя нали­чие двух откро­вен­но сла­бых сопер­ни­ков, чест­но гово­ря, вызва­ло опре­де­лен­ное бес­по­кой­ство в сре­де черес­чур при­вер­жен­ных «тео­рии заго­во­ра» людей: полу­ча­ет­ся, если (не дай Бог!) с елба­сы что-то слу­чит­ся до 26 апре­ля, кто-то из этих двух поли­ти­че­ских мари­о­не­ток будет пра­вить страной?

А если серьез­но, то закан­чи­ва­ю­щу­ю­ся после­зав­тра выбор­ную кам­па­нию со всей уве­рен­но­стью мож­но назвать самой худ­шей за всю исто­рию суве­рен­но­го Казахстана.

И вот несколь­ко причин.

Важ­но не толь­ко, как ты побе­дил, но и кого побе­дил. В этом смыс­ле за всю кам­па-нию «двое из лар­ца» абсо­лют­но без­дар­но сыг­ра­ли отве­ден­ную им свер­ху роль. Нет, они ста­ра­лись, отра­ба­ты­ва­ли поли­ти­че­ский заказ, дела­ли серьез­ный вид, зачи­ты­вая не очень серьез­ные тек­сты (я уже писал об этом в поза­про­шлом номе­ре «Новой» – Казахстан»).

Но не смог­ли сде­лать глав­ное: создать види­мость мало-маль­ской состя­за­тель­но­сти. Или, черес­чур под­стра­хо­вав­шись, режис­се­ры не дали им такую воз­мож­ность, или у самих талан­тов не хва­ти­ло. Гля­дя на них, чест­ное сло­во, с носталь­ги­ей вспо­ми­на­ешь неко­то­рых быв­ших сопер­ни­ков Назарбаева.

В ито­ге дей­ству­ю­щий пре­зи­дент как поли­тик, не допу­стив­ший даже толи­ку кон­ку­рен­ции, полу­чил одно­знач­но отри­ца­тель­ный ими­д­же­вый результат.

Суще­ству­ет не толь­ко фак­тор фор­маль­ной юри­ди­че­ской леги­ти­ма­ции (никто и не сомне­ва­ет­ся, что Назар­ба­ев уве­рен­но побе­дил бы и не таких дея­те­лей), но есть и фак­тор мораль­ной леги­ти­ма­ции в гла­зах сограж­дан: смот­ри, он побе­дил в чест­ной кон­ку­рент­ной борь­бе! Мне кажет­ся, что в этот раз елба­сы нуж­на была имен­но такая убе­ди­тель­ная побе­да. Были же выбо­ры 2005 года, когда в гон­ке при­нял уча­стие еди­ный кан­ди­дат от оппо­зи­ции. Вме­сте с дру­ги­ми и я под­дер­жал его, целый месяц разъ­ез­жая по стране. И ниче­го не слу­чи­лось – елба­сы выиг­рал. Зато как ребя­та из Акор­ды орга­ни­зо­ва­ли ту леги­тим­ность 10-лет­ней дав­но­сти: пре­зи­дент выиг­рал схват­ку у кан­ди­да­та от объ­еди­нен­ной оппозиции!

Поче­му же в 2015 году это­го не произошло?

Тому есть толь­ко два объяснения.

Это – эле­мен­тар­ный страх режи­ма. Он, ско­рее все­го, не чув­ству­ет реаль­ную под­держ­ку со сто­ро­ны обще­ства. Нель­зя же при­ни­мать за чистую моне­ту дан­ные от неиз­вест­но отку­да появив­ших­ся социо­ло­ги­че­ских цен­тров о 95-про­цент­ной под­держ­ке поли­ти­ки вла­сти (читай: елба­сы). Это так­же и неуве­рен­ность в сво­ей коман­де, кото­рая при­вык­ла жиро­вать на авто­ри­те­те елбасы.

Дело дошло до комиз­ма – даже мис­сия ОБСЕ по наблю­де­ни­ям за выбо­ра­ми в сво­ем про­ме­жу­точ­ном отче­те отме­ча­ет сле­ду­ю­щее: «На одной из сво­их встреч кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты Тур­гун Сызды­ков пре­воз­но­сил пре­зи­ден­та за дости­же­ния стра­ны, а не про­сил участ­ни­ков встре­чи под­дер­жать его соб­ствен­ную кан­ди­да­ту­ру». Цити­рую даль­ше. Мис­сия ОБСЕ отме­ча­ет, что «изби­ра­тель­ная кам­па­ния стар­то­ва­ла 26 мар­та, но пока она прак­ти­че­ски незаметна».

Если самые глав­ные выбо­ры стра­ны «прак­ти­че­ски неза­мет­ны» для наблю­да­те­лей, спе­ци­аль­но при­е­хав­ших из-за рубе­жа и при­зван­ных ден­но и нощ­но сле­дить за малей­ши­ми тело­дви­же­ни­я­ми кан­ди­да­тов, то что мож­но ска­зать о самих граж­да­нах, кото­рые вынуж­де­ны думать не о выбо­рах, а о том, как ден­но и нощ­но выживать?!

Важ­но еще одно наблю­де­ние мис­сии ОБСЕ, кото­рое, ско­рее все­го, пере­ко­чу­ет в окон­ча­тель­ный отчет: «Несмот­ря на то, что Нур­сул­тан Назар­ба­ев заявил о наме­ре­нии не участ­во­вать лич­но в изби­ра­тель­ной кам­па­нии, он актив­но ездит по стране в сво­ей офи­ци­аль­ной должности».

В ходе социо­ло­ги­че­ско­го опро­са, про­ве­ден­но­го наблю­да­те­ля­ми сре­ди насе­ле­ния, выяс­ни­лось, что «боль­шая часть респон­ден­тов не зна­ет имен кан­ди­да­тов, за исклю­че­ни­ем дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та, и незна­ко­ма с их пред­вы­бор­ны­ми плат­фор­ма­ми».
В отче­те ОБСЕ отме­ча­ет­ся, что «по всей стране мож­но заме­тить пла­ка­ты и реклам­ные щиты, на кото­рых изоб­ра­жен пре­зи­дент, как в каче­стве кан­ди­да­та, так и в каче­стве гла­вы госу­дар­ства, про­дви­га­ю­ще­го про­грам­мы «Казах­стан – 2050» и «Нур­лы жол», и прак­ти­че­ски не наблю­да­ют­ся аги­та­ци­он­ные мате­ри­а­лы двух дру­гих кандидатов».

Есть и еще одна нема­ло­важ­ная ими­д­же­вая сто­ро­на пред­вы­бор­ной пре­зи­дент­ской кампании.

После объ­яв­ле­ния выбо­ров при­шла боль­шая беда: пол­стра­ны зато­пи­ло. Тыся­чи и тыся­чи казах­стан­цев оста­лись без кро­ва и иму­ще­ства. В любом дру­гом циви­ли­зо­ван­ном госу­дар­стве кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты тот­час отме­нил бы дру­гие поезд­ки и мгно­вен­но при­был бы в рай­он бедствия!

У нас же это­го не слу­чи­лось: ни один из трех пре­тен­ден­тов в пре­зи­ден­ты не стал менять свой гра­фик и до сих пор не посе­тил эти регионы.

Конеч­но, елба­сы уст­но выра­зил свою под­держ­ку сооте­че­ствен­ни­кам, дал соот­вет­ству­ю­щие пору­че­ния, ска­зал, что «все под кон­тро­лем». Види­мо, отче­ты аки­мов, кото­рые не хоте­ли бы омра­чать побе­до­нос­ную кам­па­нию сво­е­го началь­ни­ка, не совсем соот­вет­ству­ют действительности.

Кажет­ся, в этом слу­чае пре­зи­дент попал в свое­об­раз­ную ловуш­ку. Или он на сто­роне про­стых людей, попав­ших в беду из-за нера­ди­во­сти мини­стров и аки­мов, и дол­жен бы метать гром и мол­нии на голо­вы сво­их под­чи­нен­ных. Или же он на сто­роне этих чинов­ни­ков, кото­рые все­ми прав­да­ми и неправ­да­ми хотят скрыть от него все нега­тив­ные подроб­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, и в первую оче­редь свою соб­ствен­ную вину.

Очень жаль, что на эти выбо­ры оппо­зи­ция при­шла раз­дроб­лен­ной и обес­кров­лен­ной. Идеи и пер­со­ны есть, но нет орга­ни­зо­ван­ной силы, кото­рая мог­ла бы в такие важ­ные элек­то­раль­ные момен­ты высту­пить сла­жен­ной и эффек­тив­ной коман­дой. Создав такую ситу­а­цию, власть уме­ло ею и воспользовалась.

Не согла­шусь с мне­ни­ем неко­то­рых ана­ли­ти­ков, что эти выбо­ры – послед­ние в поли­ти­че­ской карье­ре пре­зи­ден­та, и теперь свой сле­ду­ю­щий срок он будет исполь­зо­вать для про­ве­де­ния опе­ра­ции «Пре­ем­ник» (хотя, при­знать­ся, ранее и сам скло­нял­ся к тако­му мнению).

Но, сле­дя за ходом этой кам­па­нии и за реча­ми елба­сы, все более при­хо­жу к мыс­ли, что вполне воз­мож­но нас ожи­да­ют еще одни выбо­ры с его участием.

Когда-то один из зятьев елба­сы на пол­ном серье­зе высту­пал за уста­нов­ле­ние монар­хии в Казах­стане. Тогда эта ини­ци­а­ти­ва была вос­при­ня­та как неадек­ват­ность и его жела­ние польстить сво­е­му тестю. Был у него и свой резон: при монар­хии он (или его жена) были бы сле­ду­ю­щи­ми в оче­ре­ди на трон.

Гля­дя на эти самые бес­по­лез­ные выбо­ры, я поче­му-то заду­мал­ся об этом пред­ло­же­нии: так было бы, по край­ней мере, честнее.

Амир­жан КОСАНОВ, спе­ци­аль­но для «Новой» — Казах­стан», 22.04.2015

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн