За чей счет БАНКУЕТ «Народный»?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №33 (397) от 14 сентября 2017 г.

 

Неизвестное об известном

 


 

 

Наглядным подтверждением того, как слова казахстанского «лидера нации» расходятся с делами казахстанских же государственных чиновников, может служить история частного «Казкоммерцбанка», поглощенного недавно «Народным банком Казахстана».

 

Напомним, что 23 августа 2017 года председатель правления «Народного банка Казахстана» Умут Шаяхметова провела в Алматы пресс-конференцию на тему консолидированных финансовых результатов возглавляемой ею банковской группы.

Из озвученной на пресс-конференции информации стало ясно, что Акорда, спасая «Казкоммерцбанк» от неминуемого банкротства, заодно оказала существенную поддержку и его покупателю. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что за финансовый институт, у которого после завершения расчетов с «БТА Банком» на балансе оказалась свободная ликвидность в объеме порядка 1,6 триллиона тенге, было заплачено всего 2 тенге.

Но это не все. Фактически Акорда с помощью правительства и Национального банка сформировала «Народному банку Казахстана» источник крупного, постоянного и малорискованного дохода.

Процитированный ниже текст заимствован нами из соответствующей публикации «Форбс-Казахстан»:

«БТА банк погасил задолженность перед Казкомом на сумму 2,4 трлн тенге. Остаток задолженности в размере 64,8 млрд тенге ККБ списал за счет сформированных провизий. Средства, полученные от выплаты долга, ККБ направил на:

— погашение обязательств перед Национальным банком РК — 625 млрд тенге,

— приобретение государственных казначейских ценных бумаг Министерства финансов РК — 1 трлн тенге,

— погашение обязательств по операциям РЕПО с ценными бумагами — 202 млрд тенге».

Так вот, 1 триллион тенге, которые «Казком» разместил в государственные казначейские ценные бумаги Министерства финансов РК, обеспечат ему доход порядка 90–100 миллиардов тенге в год. Более точную цифру может назвать только само ведомство, но на аукционе 9 августа 2017 года 5-летние МЕОКАМ – 60 пятидесятого выпуска c датой погашения 23 января 2022 года были размещены с доходностью 9,2%, на аукционе 14 августа 2017 года 4-летние МЕОКАМ – 48 пятьдесят первого выпуска c датой погашения 12 августа 2021 года – с доходностью 8,99%.

При этом «Казком» не будет нести соответствующих процентных расходов, так как данные средства его собственные, а не заимствованы у вкладчиков. То есть группа «Народного банка Казахстана» только по этому каналу гарантировала себе годовой доход, сопоставимый с тем, который она получала еще до приобретения «Казкоммерцбанка».

Учитывая, что план выпуска государственных ценных бумаг Министерства финансов РК на 2017 год предполагает размещение на общую сумму всего в 653 миллиарда тенге, причем в мае текущего года – на 77 миллиардов тенге и в июле – на 29 миллиардов тенге, сделка ведомства с «Казкоммерцбанком» носила чрезвычайный, эксклюзивный и нерыночный характер.

Подводя итоги операции по спасению «Казкома» путем вливания в него через «БТА Банк» 2,4 триллиона государственных средств с последующей продажей спасенного финансового института «Народному банку Казахстана» всего за 2 тенге, нужно отдать должное ее организаторам.

В результате их усилий в республике создан суперсистемообразующий банк, который при этом является частным и которому гарантирована государственная поддержка, защита и содействие в любом случае. Даже если вдруг главой казахстанского государства вместо Нурсултана Назарбаева станет другой человек – просто в силу абсолютного размера банка, его места и роли на рынке.

Так что впору спросить госпожу Шаяхметову (которая на своей пресс-конференции 23 августа 2017 года в Алматы на голубом глазу заявила: «Единственные, кто потерял, так это акционеры «Казкома». Они вложили в капитал банка около 500 млрд тенге»), а сколько приобрели от этой сделки акционеры «Народного банка Казахстана»?

И за чей счет?

Еxpert.kz

 

 

Слухи

 

КУДА «ИСЧЕЗ» ДОЛЛАР

в банках Астаны и Алматы?

 

В социальной сети Facebook наблюдается некоторая обеспокоенность жителей Астаны и Алматы отсутствием долларов в некоторых банках. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» посетила филиалы казахстанских банков в Астане, чтобы убедиться, так ли это на самом деле.

 

Корреспондент посетила отделения Kaspibank, Qazkom, Хоум Кредит Банк, Цеснабанк, АТФ Банк, Altyn, Банк ЦентрКредит и ForteBank, базирующиеся в районах «Орбиты» и «Евразии».

В отделении Kaspibank, например, осталось 900 долларов. В отделении Qazkom долларов в наличии не оказалось, а в Хоум Кредит Банке обменник был и вовсе закрыт. Отделение Банка ЦентрКредит также расстроил отсутствием долларов.

При этом Цеснабанк, АТФ Банк и Altyn Bank сообщили о том, что все в порядке, и доллары в кассе имеются. В ForteBank сообщили о необходимости делать запрос на резерв наличности. Аналогичную просьбу озвучили по телефону в банках Алматы.

«Кончились», – отвечают представители банковских отделений на вопрос о причине отсутствия долларов в кассе.

При этом, по наблюдениям корреспондента, желающие купить иностранную валюту отдадут в среднем 342–343 тенге за доллар, а вот при необходимости продажи за доллар можно будет выручить 339 тенге.

В целом, как отмечает корреспондент, обстановка достаточно спокойная, и ажиотажа не наблюдается.

• Источник: http://newtimes.kz

 

 

Comments

 

Сергей Дуванов:

• Возможно, экономисты отсутствие долларов в банках объяснят иначе, но что-то мне подсказывает, что это может делаться для того, чтобы исключить ажиотажную скупку долларов населением.

Логика проста – люди, видя, что тенге начало обесцениваться, по традиции кинутся скупать доллары. А их там нет, а точнее скажут, что нет. Ну а на нет, как известно, и суда нет. Побегают, побегают и в итоге при своих тенге останутся. И никакого ажиотажа. А потом, когда доллар остановится, скажем, в районе 400 тенге, доллары опять появятся. Правда, покупать их уже будет бессмысленно.

Как вам такая житейская версия?

 

 


 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн