Воскресенье , 6 июля 2025

Зачем “ломают” зоны

Пери­о­ди­че­ски появ­ля­ет­ся инфор­ма­цию, что в какую-то из зон вво­дят­ся вой­ска и там про­ис­хо­дят непо­нят­ные для боль­шин­ства людей собы­тия: идут тоталь­ные обыс­ки заклю­чен­ных и мест их про­жи­ва­ния, мно­го­ча­со­вые изну­ря­ю­щие сто­я­ния в строю, изма­ты­ва­ю­щие мар­ши­ров­ки по пла­цу, сиде­ние на кор­точ­ках с рука­ми на голо­ве и про­сто изби­е­ние дубинками.

Зэков, что назы­ва­ет­ся, кон­крет­но жесто­ко прес­су­ют, что доволь­но часто кон­ча­ет­ся мас­со­вы­ми вскры­ти­я­ми живо­тов. Офи­ци­аль­но вла­сти это назы­ва­ют «пла­но­вой про­вер­кой», хотя есть осно­ва­ния пола­гать, что самые кру­тые про­вер­ки слу­ча­ют­ся имен­но в авраль­ном поряд­ке, и в сре­де заклю­чен­ных это назы­ва­ет­ся «ломать зону».

На самом деле вся­кая «лом­ка зоны» есть зако­но­мер­ный резуль­тат кор­рум­пи­ро­ван­но­сти тюрем­но­го началь­ства и их под­чи­нен­ных, след­ствие не над­ле­жа­ще­го выпол­не­ния ими сво­их долж­ност­ных обязанностей.

Начи­на­ет­ся все с того, что сотруд­ни­ки испра­ви­тель­ных учре­жде­ний в обмен на день­ги про­но­сят заклю­чен­ным мобиль­ные теле­фо­ны, нар­ко­ти­ки, алко­голь и про­чи­ми запре­щен­ные вещи и пред­ме­ты. Во все вре­ме­на тюрем­щи­ки этим гре­ши­ли, но сего­дня это ста­ло нор­мой — такие вре­ме­на. Слаб чело­век в пого­нах, хочет добав­ку к сво­ей скром­ной зар­пла­те, поэто­му этот биз­нес в пени­те­ци­ар­ной систе­ме про­цве­та­ет пыш­ным цве­том. В ито­ге на зоне скап­ли­ва­ет­ся огром­ное коли­че­ство все­го того, что запре­ще­но законом.

Дру­гой момент — это то что меж­ду адми­ни­стра­ци­ей зоны и авто­ри­те­та­ми пре­ступ­но­го мира, нахо­дя­щи­ми­ся на зоне зача­стую дости­га­ют­ся согла­ше­ния, пред­по­ла­га­ю­щие вза­им­ные уступ­ки. Ска­жем, адми­ни­стра­ция согла­ша­ет­ся открыть локал­ки, не напря­гать с постро­е­ни­я­ми и со шмо­ном, а вза­мен авто­ри­те­ты гаран­ти­ру­ют под­дер­жа­ние поряд­ка на зоне.

Еще один вари­ант дого­вор­ных отно­ше­ний — когда та или иная при­ви­ле­гия при­об­ре­та­ет­ся брат­вой за счет, ска­жем, постав­ки угля, дров или стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов для нужд зоны на день­ги тюрем­но­го обща­ка. Понят­но, что при этом бюд­жет­ные день­ги, выде­лен­ные по сме­те на зонов­ские нуж­ды, могут осе­дать в кар­ма­нах чиновников.

В кон­це кон­цов, ука­зан­ные выше вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду заклю­чен­ны­ми и их тюрем­щи­ка­ми в режи­ме «вась-вась» при­во­дят к тому, что зона из «крас­ной», где заправ­ля­ет адми­ни­стра­ция, мед­лен­но, но вер­но пре­вра­ща­ет­ся в «чер­ную», где рулят авто­ри­те­ты. При­чем до опре­де­лен­но­го момен­та «чер­ные» зоны выгод­ны как заклю­чен­ным, кото­рые полу­ча­ют воз­мож­ность менее регла­мен­ти­ро­ван­но­го про­жи­ва­ния на зоне, так и тюрем­щи­кам, кото­рые име­ют посто­ян­ный источ­ник дохо­дов и отсут­ствие голов­ной боли по пово­ду под­дер­жа­ния поряд­ка: авто­ри­те­ты с этим справ­ля­ют­ся куда успеш­нее. Все довольны.

Но тако­го рода идил­лия все­гда кон­ча­ет­ся. Во-пер­вых, пото­му что слу­ча­ют­ся кон­флик­ты, когда по каким-то при­чи­нам одна из сто­рон нару­ша­ет свои обя­за­тель­ства. То зэки под­ста­вят адми­ни­стра­цию, устро­ив какое-то ЧП. То не в меру усерд­ные опе­ра пере­усерд­ству­ют в раз­бор­ках с не в меру рас­паль­цо­ван­ным авторитетом.

Во-вторых,всегда нахо­дят­ся жалоб­щи­ки из чис­ла заклю­чен­ных, кото­рым что-то не нра­вит­ся, и они начи­на­ют писать в про­ку­ра­ту­ру и сли­вать инфор­ма­цию в СМИ. Имен­но поэто­му на зонах очень не любят жалоб­щи­ков, кото­рые сво­и­ми выбро­са­ми инфор­ма­ции на волю о ситу­а­ции на зоне серьез­но угро­жа­ют уста­нов­лен­но­му порядку.

Дело в том, что как толь­ко тако­го рода инфор­ма­ция ухо­дит за пре­де­лы зоны и полу­ча­ет оглас­ку, тут же там появ­ля­ют­ся про­ве­ря­ю­щие из про­ку­ра­ту­ры и дру­гих кон­тро­ли­ру­ю­щих орга­нов, даже про­ры­ва­ют­ся пра­во­за­щит­ни­ки. Адми­ни­стра­ция сроч­но отме­ня­ет все воль­но­сти «чер­ной» зоны, отче­го лома­ет­ся при­выч­ный поря­док вещей, все отво­е­ван­ные заклю­чен­ны­ми при­ви­ле­гии отме­ня­ют­ся, воца­ря­ет­ся стро­жай­шая дис­ци­пли­на, кото­рая есте­ствен­но встре­ча­ет­ся в шты­ки при­вык­ши­ми к «дви­жу­хе» заклю­чен­ны­ми. На слен­ге зеков — «начи­на­ет­ся жара».

Сами они начи­на­ют воз­му­щать­ся, про­те­сто­вать, писать пись­ма на волю. В отдель­ных слу­ча­ях кто-то даже в знак про­те­ста вскры­ва­ет­ся, а ино­гда дело дохо­дит до откры­то­го бун­та. Вот эта ситу­а­ция и есть повод для вве­де­ния войск, при помо­щи кото­рых, администрация:

а)приводит к покор­но­сти недо­воль­ных, при­ме­няя про­тив них жесто­ко­сти, изде­ва­тель­ства и даже пытки.

б) избав­ля­ет­ся от тех авто­ри­те­тов (выво­зя их на дру­гие зоны), кото­рые явля­лись фак­ти­че­ски­ми хозя­е­ва­ми на зоне, и с кото­ры­ми она еще вче­ра состо­я­ла в неглас­ных дого­вор­ных отношениях;

в) ухо­дит от отве­тов на вопро­сы о том, каким обра­зом у каж­до­го вто­ро­го заклю­чен­но­го на зоне есть теле­фон, отку­да у них нар­ко­ти­ки, алко­голь и про­чие запре­щен­ные вещи и предметы.

г) воз­вра­ща­ет себе власть над зоной, кото­рую она в тече­нии пред­ше­ству­ю­ще­го вре­ме­ни утра­ти­ла в силу сво­ей коррупционности.

Очень важ­но отме­тить, что сама по себе опе­ра­ция по при­ве­де­нию к покор­но­сти заклю­чен­ных изоби­лу­ет гру­бей­ши­ми нару­ше­ни­я­ми закон­но­сти. Над заклю­чен­ны­ми откро­вен­но изде­ва­ют­ся, и эти изде­ва­тель­ства зача­стую пере­хо­дят в насто­я­щие пыт­ки над людь­ми, став­ши­ми залож­ни­ка­ми систе­мы, создан­ной сами­ми сотруд­ни­ка­ми испра­ви­тель­ной систе­мы. То, как имен­но «лома­ют зоны», всем извест­но, но в КУИС при­ня­то на это закры­вать гла­за. Как, впро­чем, и на то, что появ­ле­ние самих «чер­ных» зон и их «лом­ка» посред­ством вво­да сол­дат дав­но уже ста­ли нор­мой пени­тен­ци­ар­ной системы.

Понят­но, что «лом­ка зон» это все­го лишь один из фраг­мен­тов того боль­шо­го биз­не­са, како­вым явля­ет­ся совре­мен­ная пени­тен­ци­ар­ная систе­ма. Дру­гая боль­шая тема — это то, что сего­дня вый­ти на услов­но-досроч­ное осво­бож­де­ние или на коло­нию посе­ле­ние даром уда­ет­ся еди­ни­цам. Гос­под­ству­ет неглас­ное пра­ви­ло: хочешь полу­чить облег­че­ние содер­жа­ния или вый­ти на УДО — пла­ти. Нет денег — ищи, или в про­тив­ном слу­чае рис­ку­ешь сидеть «до звонка».

Повто­ряю, это нор­ма, постав­лен­ная на поток. И сего­дня это вполне серьез­ный биз­нес, где кру­тят­ся огром­ные день­ги. Надо пола­гать, что с него кор­мят­ся очень вли­я­тель­ные пер­со­ны во вла­сти, спо­соб­ные надеж­но кры­ше­вать биз­нес, постро­ен­ный на чужом несчастье.

ИА “Рес­пуб­ли­ка”, 30.10.2015

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн