Суббота , 5 июля 2025

ЗАКЕ – каким я его помню…

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №39 (310) от 12 нояб­ря 2015 г.

 

Слав­ные сыны отечества

 

12 нояб­ря испол­ня­ет­ся 10 лет со дня тра­ги­че­ской гибе­ли извест­но­го казах­ско­го поли­ти­ка Заман­бе­ка Нуркадилова.

 

С недав­них пор ста­ла счи­тать себя счаст­ли­вым чело­ве­ком. Суди­те сами, ведь если верить фран­цуз­ско­му лёт­чи­ку и писа­те­лю Анту­а­ну де Сент-Экзю­пе­ри, то самая боль­шая рос­кошь на све­те – это рос­кошь чело­ве­че­ско­го обще­ния. И в этом отно­ше­нии мне очень повез­ло. Так слу­чи­лось, что в 90‑х годах про­шло­го сто­ле­тия (как дав­но это было, а кажет­ся, буд­то сей­час всё это про­ис­хо­ди­ло) дове­лось позна­ко­мить­ся с одни­ми из самых заме­ча­тель­ных людей нашей стра­ны. Сре­ди них – пер­вый спи­кер мажи­ли­са Марат Оспа­нов, вице-пре­мьер, министр юсти­ции, рефор­ма­тор Нага­шы­бай Шай­ке­нов, писа­тель Герольд Бель­гер и мно­гие дру­гие. С боль­шин­ством из них полу­чи­лось не про­сто позна­ко­мить­ся, но и подру­жить­ся. И имен­но это и есть сча­стье, пото­му что обще­ние с ними не толь­ко застав­ля­ло откры­вать новые гра­ни зна­ний, но и учить­ся отно­ше­нию к жиз­ни, людям. Очень жаль, что мно­гих из них сего­дня нет. Сей­час бы нашей стране очень при­го­ди­лись их зна­ния, опыт, муд­рость, ибо людей тако­го мас­шта­ба, калиб­ра ост­ро недо­ста­ёт в нашем потре­би­тель­ском, инфан­тиль­ном обществе.

В этом ряду особ­ня­ком сто­ит Заман­бек Нур­ка­ди­лов. При­ро­да щед­ро ода­ри­ла спо­соб­но­стя­ми это­го чело­ве­ка, но в силу обсто­я­тельств не все из них уда­лось реа­ли­зо­вать. Так, по вос­по­ми­на­ни­ям его школь­ной учи­тель­ни­цы Сары Коса­е­вой, Заке непло­хо пел, лег­ко запо­ми­нал самые слож­ные сти­хи. Со сто­ро­ны людям, не знав­шим Заман­бе­ка Кала­ба­е­ви­ча, он казал­ся гру­бо­ва­тым, неотё­сан­ным. А меж­ду тем это была тон­кая цель­ная натура.

Сара-апай рас­ска­зы­ва­ет, что в шко­ле Заман­бек выде­лял­ся сво­ей энер­ги­ей и тем, что все­гда тянул пер­вым руку либо для того, что­бы задать вопро­сы, либо для отве­та. Был он малень­ким, осталь­ные ребя­та на его фоне каза­лись круп­ны­ми, – гово­рит учи­тель­ни­ца. Но на фоне всех ребят Заман­бек выде­лял­ся не про­сто живо­стью, но и тем, что посто­ян­но зада­вал каверз­ные вопро­сы, ста­вив­шие пре­по­да­ва­те­лей зача­стую в тупик. Вопро­сы эти были самые раз­ные. Как под­чёр­ки­ва­ет Сара-апай, Заман­бек не про­сто хоро­шо учил­ся, но и впи­ты­вал зна­ния как губ­ку, мно­го читал, про­бо­вал писать сти­хи. И не слу­чай­но, что в казах­ской шко­ле Кеге­ня впер­вые двое уче­ни­ков пре­тен­до­ва­ли на меда­ли, при­чём Заман­бек шёл на золо­тую медаль. Но на выпуск­ном экза­мене по лите­ра­ту­ре буду­ще­му гла­вы сто­ли­цы поста­ви­ли «чет­вер­ку» за сочи­не­ние и медаль дали лишь сереб­ря­ную. Сама Сара-апай сего­дня так объ­яс­ня­ет своё реше­ние: «Я была моло­дая сама, а нас посто­ян­но про­ве­ря­ли. Заман­бек напи­сал сочи­не­ние на 7 листах, а надо было на 12. И хотя тему он рас­крыл, но из-за при­сут­ствия чле­нов област­ной комис­сии мне при­шлось поста­вить ему 54 и лишить надеж­ды на золо­тую медаль».

Сво­им уче­ни­ком Сара-апай гор­дит­ся и поныне. И счи­та­ет, что та «чет­вёр­ка» заста­ви­ла Заман­бе­ка ещё упор­нее штур­мо­вать вер­ши­ну зна­ний и сыг­ра­ла опре­де­лён­ную роль для дости­же­ния высот в карьере.

Воз­мож­но, учи­тель­ни­ца пра­ва, ведь Казах­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут Заман­бек закон­чил с крас­ным дипло­мом. Тогда толь­ко начи­на­ли гото­вить инже­не­ров-стро­и­те­лей, а Заман­бек – един­ствен­ный в сво­ей груп­пе полу­чил диплом с отли­чи­ем. Поэто­му его оста­ви­ли в Алма­ты, тогда ещё Алма-Ате. В инсти­ту­те и поду­мать не мог­ли, что все­го через деся­ток с лиш­ним лет он ста­нет руко­во­дить сто­лич­ным горисполкомом.

Мы позна­ко­ми­лись с Заке уже, когда он попал в опа­лу. Тем инте­рес­нее было наблю­дать за ним. Мно­гие ожи­да­ли, что Заке запьёт, уйдёт в депрес­сию. Не тут-то было. В новом соста­ве пар­ла­мен­та Заке вновь дока­зал, что хариз­ма­тич­ный чело­век все­гда най­дёт себе место. Яркие выступ­ле­ния, несо­гла­сие с поли­ти­кой пра­ви­тель­ства при­ве­ли к тому, что вла­сти стра­ны реши­ли вер­нуть его на госу­дар­ствен­ную служ­бу, назна­чив аки­мом Алма­тин­ской обла­сти. Сего­дняш­ний облик Тал­ды­кор­га­на во мно­гом обя­зан виде­нию Заман­бе­ка Кала­ба­е­ви­ча и хотя новые зда­ния, доро­ги и т.д. – дело рук после­ду­ю­щих аки­мов обла­сти, нача­ло поло­жил Заке.

Одна­ко на этом посту Заман­бек Кала­ба­е­вич запом­нил­ся, бла­го­да­ря «актив­но­сти» отдель­ных моих кол­лег не тем, что каж­дый день посе­щал сель­ские рай­о­ны обла­сти и попыт­кой бла­го­устро­ить их, а тем, что решил про­ве­сти сбор золо­та для помо­щи стране. Уж, как толь­ко сло­вес­но не пина­ли Заке рети­вые писа­ки, как не изощ­ря­лись в сво­их пуб­ли­ка­ци­ях и теле­сю­же­тах. Меж­ду тем, Заман­бек Кала­ба­е­вич пред­ло­жил лишь то, что при­мер­но в те же годы апро­би­ро­ва­ли в Южной Корее, а до это­го успеш­но исполь­зо­ва­ли в СССР. Но боль­шин­ству писав­ших на эту тему недо­суг было загля­нуть в биб­лио­те­ки, что­бы узнать, отку­да кор­ни тако­го пред­ло­же­ния. В те дни осо­бен­но про­яви­лось одно важ­ней­шее каче­ство Заман­бе­ка Кала­ба­е­ви­ча: уме­ние про­стить тех, кто оби­дел его. Он не зата­ил зла на жур­на­ли­стов, про­сто выбо­роч­но стал общать­ся с ними и по-преж­не­му был открыт и доступен.

Всё у того же Экзю­пе­ри есть ещё одно пре­крас­ное выра­же­ние: «Надо мно­го пере­жить, что­бы стать чело­ве­ком». Это в пол­ной мере отно­сит­ся к Заман­бе­ку Кала­ба­е­ви­чу. Мож­но мно­го гово­рить об этом неза­у­ряд­ном чело­ве­ке, спо­рить о нём. Но доста­точ­но вспом­нить толь­ко отдель­ные поступ­ки, что­бы понять, насколь­ко неор­ди­нар­ным, чело­веч­ным и муже­ствен­ным он был.

Взять исто­рию его люб­ви и женить­бы на Мак­пал Жуну­со­вой. На излё­те 90‑х годов мно­гие ещё опа­са­лись гне­ва выс­ших инстан­ций. Заман­бек Кала­ба­е­вич ушёл из пер­вой семьи с одним чемо­дан­чи­ком, не думая о послед­стви­ях. Их брак выдер­жал испы­та­ние вре­ме­нем, несмот­ря на все сплет­ни, пере­су­ды, сопро­вож­дав­шие их до самой тра­ги­че­ской гибе­ли Заке. И не могу не отме­тить, что их отно­ше­ния с каж­дым годом ста­но­ви­лись всё более тёп­лы­ми и неж­ны­ми. Они мно­го­му научи­ли друг дру­га и мно­гое дали друг дру­гу. И это им не мог­ли про­стить, ведь не все уме­ют так любить. А Заке жил, не огля­ды­ва­ясь ни на кого. И был прав.

В послед­ние годы перед смер­тью Заман­бек Кала­ба­е­вич увлёк­ся пере­во­да­ми поэ­зии на казах­ский язык. Боль­шей частью то были пере­во­ды восточ­ных поэтов – Хафи­за, Руда­ки, Фир­до­уси. В них он нахо­дил созву­чие сво­им настро­е­ни­ям, думам, одо­ле­вав­шим его.

При­ход Заке в оппо­зи­цию был логи­чен. В отли­чие от мно­гих дру­гих Заман­бек Нур­ка­ди­лов был плоть от пло­ти сво­е­го наро­да, Оте­че­ства и вре­ме­ни, в кото­ром ему дове­лось жить. И вме­сте с тем он пред­став­лял собой образ­чик совет­ско­го функ­ци­о­не­ра, имен­но совет­ско­го, при­вык­ше­го брать на себя ответ­ствен­ность и делом кото­ро­го была забо­та о насе­ле­нии. Увы, годы неза­ви­си­мо­сти ста­ли для мно­гих наших сооте­че­ствен­ни­ков лишь воз­мож­но­стью при­об­щить­ся к обще­ству потреб­ле­ния, когда откры­ты все две­ри, лишь были день­ги. В этих усло­ви­ях даже в рядах оппо­зи­ции Заке ока­зал­ся чуть ли не Дон Кихо­том. И поэто­му, когда его не под­дер­жа­ли в реше­нии создать меж­ду­на­род­ную комис­сию по борь­бе с кор­руп­ци­ей, Заман­бек Кала­ба­е­вич при­нял реше­ние вер­нуть­ся на гос­служ­бу. Но и здесь мятеж­ный харак­тер дал знать о себе. В мар­те 2004 года он высту­пил с откры­тым пись­мом гла­ве госу­дар­ства, а после это­го был отправ­лен в отстав­ку с поста руко­во­ди­те­ля АЧС.

А даль­ше были три выстре­ла в грудь, объ­яв­ле­ние о само­убий­стве, кото­ро­му никто не пове­рил. И сего­дня уже 10 лет, как нет Заке… Само­быт­ная нату­ра, хариз­ма­тич­ный и неуём­ный, чело­веч­ный – такой он в моей памя­ти. Да, конеч­но, он был очень раз­ным: ино­гда гру­бо­ва­тым, но все­гда при­зна­вав­шим свои ошиб­ки. Не раз быва­ло, когда он мог вспы­лить: «Ну вот, опять ты пло­хо гово­ришь о чело­ве­ке», а потом зво­нил и гово­рил: «Вот ты, как все­гда, ока­за­лась пра­ва. Этот (назы­ва­лась фами­лия) повёл себя имен­но так, как ты и говорила».

А речь шла о тех, кто пытал­ся вте­реть­ся к нему в дове­рие и наде­ял­ся, что Заке помо­жет раз­до­быть денег на какие-то про­жек­ты. Не полу­чив иско­мо­го, такие люди мгно­вен­но пере­ста­ва­ли лебе­зить перед Заке и даже стро­чи­ли в каких-нибудь СМИ замет­ки о том, какой нетер­пи­мый Заман­бек Нур­ка­ди­лов и что ему не место в оппо­зи­ции или во вла­сти. Пере­жив оче­ред­ные напад­ки и разо­ча­ро­ва­ние, Заке шёл впе­рёд, и это вызы­ва­ло зависть и зло­бу: как так мы же его опо­ро­чи­ли со всех сто­рон, а он не сдаётся.

… Не знаю, что делал бы Заке, дожи­ви до наших дней. Но тогда, осе­нью 2005 года, он гото­вил тре­тье своё гром­кое заявление…

 

Айгуль ОМАРОВА

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн