ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ или парадигмы ИХ ПОВЕДЕНЧЕСТВА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №09 (280) от 05 марта 2015 г.

 

Разговор на разворот

 

Женщина и народ

Страна массагетов на протяжении тысячелетия до нашей эры располагалась в бассейне реки Яксарт (древняя Сырдарья). Этот маленький народ принадлежал к североиранским племенам, занимавшимися скотоводством и орошаемым земледелием. Готский историк Иордан (VІ век) на основании изучения древних источников (не дошедших до нас) однозначно определял массагетов, как ираноязычный народ, и называл их гетами.

В начале VI века до нашей эры правительницей этого народа стала царица Томирис. У сакских племён тогда имело место остаточные явления матриархата. Время было неспокойное, неустоявшееся. В самом сердце Азии в VII веке до нашей эры зародилась мощная династия Ахеменидов. В 559 году на трон взошел Кир II Великий, который значительно расширил свою империю. Вектор его завоеваний устремился на север. По истечении времени все государственные образования в этом районе (Бактрия, Согдиана) стали его данниками.

В 530 году до нашей эры он напал на земли массагетов. Первое сражение было проиграно, при этом погиб муж Томирис – богатырь Рустам.

Царица Томирис дала приказ своему народу отступить за реку Яксарт. Они это делали много раз, используя для этих целей бурдюки, наполненные воздухом. Войско царя Кира II также переправилось через реку и пошло по следам отступающих. Однако массагеты были неуловимыми в степи. Тогда персы оставили свои обозы с небольшим отрядом и отошли к реке. Массагеты напали на оставленные обозы, определив для себя, что враги ушли отступив. Здесь они нашли много вина и устроили пир. Ранним утром персы напали на спящий после веселья лагерь и уничтожили воинов-массагетов. Среди пленных был сын Томирис – Спаргапис. Массагетам было предложено сдаться, а царице Томирис стать женой Кира II. Дерзко ответила на это гетская воительница: «Не я нужна Киру Великому, а земля моя». Она потребовала вернуть своего сына, а персам убираться к себе домой. Война стала принимать затяжной характер. Царь поставил во главе своего войско опытного вое­начальника и велел добить остатки массагетов, вплоть до ребенка. Сам уехал на восток своей обширной империи, на границу с Индией.

Остатки массагетских войск были слишком малочисленны, чтобы сражаться с опытными персами. Наполнив все бурдюки водой, царица Томирис увела свой народ вглубь песков. Там, рядом с небольшим пресным озером, они разбили лагерь и обустроили стариков и детей. Выстроив своих воинов, она обратилась ко всем: «Мы маленький мирный народ, у нас осталось немного воинов. Пусть места умерших отцов и братьев займут жены, сестры и дочери нашего народа. Войско персов устало, догоняя нас, они измучены жаждой. Отходить мы уже не будем, там уже край нашей земли. Женщины, ни одна из вас не должна отступить перед врагом. Здесь остаются наши беспомощные дети и старики. Рядом с нами наши мужчины – воины. Они не отступают, если не отступим мы – матери. Завтра дадим бой и отомстим за все, что сделали нашему народу персы. Великий дух нашей земли поможет нам».

С первыми лучами солнца двинулись массагеты навстречу врагу. Персы, увидев их, пришли в некоторое смятение. По их расчетам, противников должно было быть втрое меньше. На них же шла армия равная им количественно. Это был самый кровавый и жестокий бой в истории древних народов. Именно её жестокость подчеркивал один из самых авторитетных историков древности Геродот Галикарнасский.

Женщины, закусив зубами косы, бежали на персов рядом со своими соплеменниками. В них проснулся отчаянный и безумный инстинкт материнства, помноженный на ярость от понесённых потерь своих любимых. Женский инстинкт при своём проявлении не знает никаких границ. Не приведи небо видеть разъярившуюся женщину, идущую на врага своих детей и мужа. Даже умирая, они бросались вперед, чтобы пронзить персов мечом или просто укусить. Их бесстрашие и ярость передались мужчинам. В них проснулся свой древний, звериный инстинкт самца, которого загнали в угол. Толпа, охваченная всеобщим инстинктом, не знает страха и забывает о смерти. Звериный вой и рычание заполнили небольшое степное пространство. Презрев все опасности, гордо неслась рядом со своим народом царица Томирис. Ряды персов дрогнули, ощутив небывалый яростный удар обезумевших воинов. Они показали свои незащищенные спины. Массагеты стремительно достали из-за спины короткие степные луки и пустили в ход жало стрел. А потом началась погоня и безжалостное истребление. К вечеру на поле битвы не осталось ни одного живого перса.

Ночью к шатру царицы Томирис прибыл гонец. Он принес весть о том, что в далеком иранском плоскогорье, на границе с Индией, погиб великий царь Кир II.

Раздумья Томирис были недолгими. Она решила соединить эти два события. В честь победы закололи жертвенного быка. Кровь животного слили в кожаный мешок. По преданию, царица казнила и своего любимого мужчину за его измену. Его кровь тоже пополнила мешок.

Древний обычай амазонок требовал человеческой жертвы. Изменивший царице мужчина подходил для этих целей как нельзя лучше. Голову военачальника персов бросили в это кровавое месиво. Если женщина мстит, то она идет до конца, её поведенчество при этом непредсказуемо.

Утром царица Томирис, сидя на лошади, высоко подняла мешок с головой и произнесла фразу, которая перешагнет через века:

«Кир, ты хотел крови моего народа, так напейся его. Великого Кира больше нет!» Потом она отдала следующее распоряжение своим близким: «Пошлите гонцов в восемь частей света. Объявите всем, что я, царица Томирис, сняла голову Кира II. То, что этот слух забудется, но сама суть истории слуха о подвиге нашего маленького народа останется на века. Люди верят и всегда будут верить мысли о величии своих предков и донесут это до далеких будущих веков».

Права была царица Томирис. Народ запомнил, что это именно он вместе со своей правительницей воздал такую месть завоевателю Киру II Великому. Хотя доподлинно известно, что могила Кира находится в Иране в г.Пасаргадах. Там этот великий царь, из династии Ахеменидов, похоронен в гробнице, нерасчлененный и, разумеется, с головой. В более позднее время, через 200 лет, а именно в 331 году, после знаменитой битвы при Гавгамелах, Александр Македонский видел останки Кира II и воздал ему величайшие почести. Это зафиксировано греческими историками, сопровождавшими его. Но мало кто знает сегодня об этом великом царе персов. Большинство помнят царицу маленького народа массагетов Томирис. Женщину, не побоявшуюся бросить вызов сильным мира сего ради своего народа и для славы его. Великая историческая ложь о голове царя Кира II стала со временем устоявшей правдой, в которую верят все народы. Легендизировать свое прошлое хочется всем. Однако изложенная история из прошлого стоит особняком у всех народов только потому, что этого очень хотела женщина.

Массагеты впоследствии перекочевали в глубину Азии (Таджикистан, Горно-Бадахшанская область). По другим данным, они переселились в Крым, где народ основал в честь своей царицы город Томы (Современная Констанца). Царица вросла в свой народ городом.

 

Женщины и дети

История эта уходит в древность. Но указанное обстоятельство только подчеркивает то, что я хочу донести до своего читателя. Мать ради своих детей шла на любые деяния и в глубоком прошлом, и в современном времени. Природа одарила женщину огромными запасами чувства любить. И как бы сильно она ни боготворила своего избранного мужчину, то, что остается от этого ее чувства детям, – многократно больше. Клад любви в сердце женщины очень богатый. Её запасов хватает и на внуков, и даже на зятьев и невесток.

Однако вернемся к нашей истории. В 329 году до нашей эры. Войска Александра Македонского приблизились к современным границам Казахстана. Великий царь греков завоевал Бактрию и Согдиану. Один из вождей согдийского народа, Спитамен, увидев в греках новых завоевателей, поднял восстание своего народа. В труднодоступных горах он был неуловим для новых врагов. Царь Александр Македонский назначил за его голову 1000 золотых монет. Он исходил из того, что сами местные вожди принесут главаря восставших плененного или мертвого.

Спитамену со своим войском пришлось вести затяжную войну, скрываясь в горных ущельях. В одну из ночей он тайком пришел в маленький горный кишлак, где была спрятана его семья. Жена Спитамена – Одатира, приняла мужа, как делают это все женщины после долгой разлуки. Уже за полночь она уложила его спать, сказав, что будет охранять его сама. Усталый муж впервые за многие дни уснул крепким сном. Долго и внимательно рассматривала Одатира своего спящего возлюбленного. Размышления её были грустными и даже скорбными. Женским своим чутьем она хорошо понимала, что дни мужа сочтены. Слишком высокую награду назначили за голову Спитамена. Слишком бедно жил её народ. Предательство могло прийти с любой стороны, и в первую очередь от близких. А кто в этом случае оградит и защитит её детей, их с мужем продолжение? Да и трое детей, и она сама в такой ситуации становятся заложниками, игрой случайной злобы, ненужной свидетельностью и ответной местью в будущем. Она, как восточная женщина, всё это уже вполне осознала и впитала в свои мысли. Привыкшие к властвованию женщины (а она была женою вождя и сама из царского рода) не утруждают себя долгими раздумьями и сомнениями.

Решение в ней созрело сразу, когда она взяла в руки меч для охраны. Тяжелым он для неё не был. Много труднее носить воду из горного ручья, подвязав на спину ребенка. Она с осторожной бесшумностью взяла меч в обе руки и, стараясь уже не думать, занесла его над головой мужа. Удар был сильным и неотвратимым. Голову Спитамена Одатира положила в походный шерстяной мешок и спрятала в тайнике дома. Затем разбудив детей, отослала их в маленький кишлак верного ей пастуха, одиноко живущего в горах. Вернувшись в дом, она вместе с преданным рабом взвалила скорбный груз мужа и пошла одной ей известными тропами в долину. Уже к полудню жена Спитамена добралась до лагеря Александра Македонского. Когда телохранители допустили её к царю-царей, взгляд Одатиры был решительным и голос спокойным: «Великий государь, я принесла тебе голову своего мужа Спитамена, которую отрубила сама и за которую ты обещал награду. Прими её и воздай должное».

Многое видел и слышал великий Александр Македонский, но и он, ученик Аристотеля, с трудом воспринимал то, с чем столкнулся. С холодным презрением посмотрел царь греков на женщину, предавшую своего мужа. Помолчав и ещё не осознав все произошедшее, он сказал:

– Я не отступлюсь от своих слов. Когда вам дать вознаграждение и куда сопроводить?

Молодая женщина хорошо прочла холод лица Александра. Глаза Одатиры загорелись силою, она выпрямилась и ответила:

– Я не предала своего мужа, он был обречен. Слишком беден мой народ, чтобы устоять перед твоей высокой наградой. Мы малочисленны и не можем дать тебе достойный бой, и проиграем не сегодня, так завтра. Тебе, царь, нужна не только земля, но и люди, которые будут на ней работать. Зачем тебе, великому царю, ненужными жертвами истреблять мой маленький народ. Я, женщина, даю тебе самое дорогое для себя – мужа, его голову. Чтобы сберечь стадо, пастух оставляет добычу на пути льва. Я пастух своим детям и оставляю тебе большую добычу – голову их непокорного отца. Но и ты не просто лев, ты царь львов. Пусть больше не будет проливаться кровь моих сородичей, ибо плачу тебе за это самым дорогим, что было у меня. Золотая награда, которую ты предлагаешь, мне не нужна. Самое дорогое, что у меня осталось, – это мои дети. Если хочешь наградить меня, приблизи их к своему трону, к своим подданным. Я клянусь тебе, что пока буду жива, мои дети будут верны тебе так же, как верна я народу своему и мужу.

Александр Македонский, ученик Аристотеля, наконец осознал то, с чем пришла и о чем просит его эта необычная женщина. Он помнил слова своего мудрого наставника: «То, что хочет женщина, хочет народ». А жизнь её детей, их процветание – дороже всего на свете для матери.

Александр с презрением относился к любому предательству. Но разве мог он назвать её деяния такими словами. Внимательно, другими глазами посмотрел царь на Одатиру. На мгновение он вспомнил и свою мать Олимпиаду Эпирскую. Разве она ради него, Александра, не сделала с его отцом Филиппом такое же деяние, правда, несколько по-другому. Цари не думают долго, еще меньше думал Александр Македонский. Все равно этой землей кто-то должен управлять. В неписанных обычаях и традициях тех древних лет было ставить наместниками местную знать. Так делали персы, так делали греки. Завоевать народы иногда легко, трудности начинаются потом, когда надо решать, что с этими людьми, женщинами и детьми дальше делать.

Александр Македонский поднял правую руку и произнёс:

– Ты – мудрая женщина и достойная мать. Будь по-твоему.

На этом история матери закончилась.

Сыновья Одатиры стали наместниками городов. Дочь Алама стала женой Селевка– I Никатара, основателя династии Селевкидов в Азии.

А Спитамену сегодня поставили памятник в Таджикистане. Его именем назван район в этой стране. Уцелевший в трудное время народ всегда помнит своих героев, даже через многие века. Правда, забыли про его жену и мать его детей, но она это сделала ради них. А потом, разве мы сегодня всегда помним о матери? Ну, так давайте напомнимся через эту историю. А то, что не воздадим ей должное, она нам простит. Самое главное для неё – чтобы мы жили хорошо. Ей, женщине, мало что нужно. А она через это малое многое может сделать.

По крайней мере, как мать своих детей.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн