Воскресенье , 20 апреля 2025

Жертва волокиты

galsul• Во второй половине прошлого года в нашей газете была опубликована серия статей о, можно сказать без преувеличения, героической борьбе полковника полиции из Актобе Галии Султановой (на фото) за свои нарушенные права. Борьба длится несколько лет. В самых высоких кабинетах Астаны дело волокитится с завидным упорством. За ответами на свои вопросы редакция обратилась с запросом к секретарю Совета безопасности РК Кайрату Кожамжарову, копии мы направили генеральному прокурору и министру внутренних дел страны.

Как мы уже писали, 1 марта 2013 года приказом начальника ДВД Актюбинской области М. Амирова полковник была уволена из органов внутренних дел с формулировкой – «По достижении предельного возраста пребывания на службе». Между тем, уволенная Г. Султанова утверждает (со ссылкой на слова М. Амирова), что в то же время он продлил срок службы 80 сотрудникам ДВД, чей срок службы в органах также истек по достижении предельного возраста. Среди них немало тех, в послужном «багаже» которых по 12-13 дисциплинарных взысканий, в том числе не снятых, за серьезные нарушения. Более того, продлен срок службы даже некоторым полицейским, не прошедшим внеочередную аттестацию.

В связи с этим редакция задала вопрос секретарю Совбеза: по каким критериям им отдано предпочтение? Согласно Указу главы государства о внеочередной аттестации, главным критерием должны были стать высокий профессионализм, опыт работы, безупречные личные морально-нравственные качества. Однако наличие столь большого количества дисциплинарных взысканий на момент проведения аттестации вызывает сомнения в объективности ее результатов. По-видимому, в Актобе при решении вопроса продлить срок лужбы служителям порядка, в первую очередь, руководствуются принципом избирательности, не теми критериями, приоритетность которых определил президент страны.

Кроме того, если исходить из формулировки приказа об увольнении Галии Султановой, то срок нахождения на службе в органах МВД истек и у самого главного полицейского Актюбинской области – 53 года. Тогда почему нет распоряжения министра в отношении него? Мало того, он оставлен в должности и повышен в звании.

В Уголовном кодексе РК есть такая статья – «Нарушение равноправия граждан», в законе «О борьбе с коррупцией» – «Неправомерное предпочтение при принятии решения», а согласно ст. 185 Трудового кодекса, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет не допускается. Султанова – мать-одиночка, на ее иждивении малолетняя дочь и престарелые родители. В факте ее увольнения, на наш взгляд, как раз и усматриваются нарушений этих норм законодательства, толкование их применительно к отдельно взятому неугодному сотруднику. А что Султанова и есть та самая кость, которая была поперек горла начальству, сомневаться не приходится. Подтверждает это и следующий факт.

В распоряжении редакции нашей газеты имеется копия телеграммы, подписанной министром внутренних дел РК Калмуханбетом Касымовым начальнику Актюбинского ДВД М. Амирову от 4 марта 2013 года, из содержания которой следует, что указание об увольнении Г. Султановой поступило 1 февраля 2013 года из … Администрации президента РК.

Получив копию документа, подумала: или администрации главы государства больше заняться нечем, или Султанова представляет такую угрозу для нашей национальной безопасности, что оставлять ее в органах – смерти подобно, или же министр Касымов что-то накуролесил.

Сомнения развеял заведующий отделом правоохранительной системы АП Алик Шпекбаев. Как сообщила нам Султанова, на личном приеме он сказал, что в АП никто такого указания министру внутренних дел не давал, такое исключено. Тогда выходит, министр, прикрываясь тенью АП, занимается самоуправством? Если это так, то привлечен ли он к ответственности и к какой?

В декабре прошлого года была Султанова и на личном приеме у генерального прокурора РК Асхата Даулбаева, чтобы получить ответ на свой вопрос, почему служители «ока государева» отказывают ей в возбуждении уголовного дела по вышеупомянутой статье Уголовного кодекса, точнее, 141-й, в отношении руководства Актюбинского ДВД. Внимательно выслушав ее и просмотрев представленные документы, главный надзиратель за законностью в стране согласился с заявительницей: действительно, есть основания, и дал поручение подчиненным: разобраться. Однако одно дело поручить, другое – исполнить. Так вот, со вторым в департаментах Генпрокуратуры, похоже, проблематично, сотрудники безнадежно страдают синдромом волокиты и формализма. В который уже раз Султанова в ущерб скудному семейному бюджету и практически оставляя без присмотра ребенка и родителей, прилетает из Актобе в Астану (билет в один конец стоит около 33 тыс. тенге), а воз и ныне там. Единственно, что сделали подчиненные Асхата Даулбаева, так истребовали из Актюбинского ДВД списки сотрудиков, которым продлены сроки службы. Однако отказали Султановой в ее законном праве на получение копии документа. Мол, пишите заявление на имя заместителя генпрокурора Андрея Кравченко. В остальном же действуют, Иван кивая на Петра, а Петр – на Ивана, гоняя Султанову из одного департамента в другой.

Мягко говоря, крайнее недоумение вызывают аргументы сотрудников Генпрокуратуры и по другому факту. С сентября 2012 года Султанова не может добиться законности в отношении сотрудников Актюбинского ДВД, нарушивших ст.145, ч.3 Уголовного кодекса РК – «нарушение неприкосновенности жилища с использованием своего служебного положения». Несмотря на постановление прокуратуры области о возбуждении уголовного дела по этому факту, финансовая полиция не нашла состава преступления в их действиях.

В Генеральной прокуратуре тоже сочли, что оснований нет, так как вторгшись в ее жилище без приглашения, они при этом не произвели насильственных действий. Однако то ли прокуроры не знают закон, то ли не хотят морочить себе головы. Уголовный кодекс в части названной выше статьи не предусматривает «насильственные действия».

В день, когда президент Назарбаев озвучил свое ежегодное послание народу Казахстана, состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры РК с участием помощника главы государства и секретаря Совбеза. Выступая на коллегии, Асхат Даулбаев, в частности, сказал: «В рамках надзорной деятельности основные усилия прокуроров были сосредоточены на проблемах защиты законных прав и интересов социально уязвимых слоев населения» и привел статистику: по итогам 2013 года восстановлены нарушенные права 670 тыс. граждан, в числе которых 155 тыс. несовершеннолетних.

Однако почему-то в их число не попали уволенная полковник МВД Галия Султанова и ее малолетняя дочь. Согласитесь, увольнением из органов матери-одиночки, относящейся к категории социально уязвимых слоев населения, косвенно были нарушены и права ее несовершеннолетнего ребенка, к тому же с «проблемным» здоровьем. Остается надеяться, что в аналогичной прокурорской статистике за год нынешний они все-таки окажутся.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн