Среда , 2 апреля 2025

Жезказган в паническом ожидании

kazahm• «Тайная вечеря», которую 19 июня устроил Гаким Ахметов, гендиректор ТОО «Казахмыс Smelting», одного из подразделений корпорации «Казахмыс», чьим собственником некогда стал до того никак не отличившийся особыми талантами рядовой госчиновник Владимир Ким, посеяла панику в медеплавильном сердце Казахстана – городе Жезказгане.

На закрытом хурале было объявлено, что в связи с реконструкцией Жезказганского медеплавильного завода (далее ЖМЗ) деятельность градо­образующего предприятия будет приостановлена с 1 сентября этого года. Что якобы реконструкция продиктована по результатам исследования перспектив развития медеплавильных мощностей. Что якобы нынешняя применяемая на ЖМЗ технология электроплавки (рудно-термическая печь) рассчитана на концентрат жезказганского месторождения и не подходит для плавки концентрата с месторождения Бозшаколь и других проектов по расширению производства, которые будут вводиться в эксплуатацию с 2015 года.

ЗЛАТЫ ГОРЫ ОБЕЩАЛИ…

На «тайной вечере» успокаивали, что-де ЖМЗ не планирует сокращений. Руководство завода даже с указанием телефонных номеров своих лондонских топ-менеджеров (можно подумать, кто-то из рядовых работяг ЖМЗ позвонит туда – ведь несколько минут разговора со столицей Туманного Альбиона им обойдется в однодневную зарплату), сообщило, что сокращений персонала в связи с реконструкцией не произойдет. На ЖМЗ работают 1767 человек. 61 из них якобы будет задействован в отгрузке концентрата. 200 сотрудникам будет предложена работа по специальности на Балхашском медеплавильном заводе (можно подумать, там их ждут и вакансий – километр). Оставшиеся будут задействованы в работах по реконструкции ЖМЗ в режиме неполного рабочего времени с занятостью порядка 65-70%.

Для информации: средняя заработная плата на ЖМЗ, как утверждает руководство компании, составляет 120 тыс. тенге. При этом оно утаивает, что эта сумма складывается с учетом зарплаты итээровцев, у которых она в среднем – 300 тыс. тенге, и управленческого персонала, зарплата которых – вообще коммерческая тайна. По сведениям же наших инсайдерских источников, средняя зарплата рядовых работников ЖМЗ, приносящих миллиардные прибыли гражданину Казахстана и ныне постояльцу книги рекордов самых богатейших людей земной планеты Forbs, бывшему скромному казахстанскому госчиновнику и «серенькой мышке» Владимиру Киму, составляет 80-90 тыс. тенге. Столько они получают на руки.

РАССЕРЕБРЯНЫЙ ТЫ НАШ…

Информация для сведения, полученная из интернет-источников: подразделение Kazakhmys Mining производит значительные объемы других металлов, в том числе цинка, серебра и золота. В 2012 году им произведено 152 тыс. тонн цинка в концентрате. Группа является одним из десяти крупнейших производителей серебра в мире – в 2012 году произведено 12,6 млн. унций серебра.

«Казахмыс» является одним из 10 лидирующих производителей меди в мире, владеющим 16 действующими рудниками, 10 горно-обогатительными фабриками и двумя медеплавильными производственными комплексами. В компании трудятся около 60 тыс. человек.

Кроме того, Казахмыс обладает 50%-ной долей в крупнейшей в Казахстане электростанции Экибастузской ГРЭС-1, работающей на угле. По информации этих же источников, на закрытом совещании генеральный директор ТОО «Казахмыс Smelting» группы «Казахмыс», к которой относится ЖМЗ, 200 специалистов с их семьями переведут в Балхаш, 500 человек оставят на заводе (рабочие подозревают, что их временно оставят на демонтаж завода), а еще 800 человек сократят.

ЗАЧЕМ ШУМ НА ВЕСЬ МИР?

Как сообщил наш источник в Жезказгане, информация о предстоящей реконструкции ЖМЗ и связанных с ней мерах посеяли тревогу и страх. Что будет? Что делать? Уезжать куда глаза глядят?

Рынок недвижимости в «медном сердце» страны мгновенно отреагировал на заявление господ от «Казахмыса». Цены на жилье тут же упали.

Нервозность ситуации разрядил голос благоразумности: нельзя сидеть сложа руки, надо писать президенту страны и выходить к воротам ЖМЗ.

Так и сделали. В понедельник, 24 июня на обусловленном месте собралось человек 200-250 металлургов ЖМЗ. К ним вышли директор ЖМЗ Таненов, гендиректор ТОО «Казахмыс Smelting» Ахметов с подкарманным руководством проф­союза и стали увещевать: никаких увольнений не будет, расходитесь, не надо шумиху на весь Казахстан поднимать. Мол, 600 человек остаются на заводе, будут заниматься реконструкцией, ставить другое оборудование. 200 специалистов переведем в Балхаш. Купили там три дома, ремонтируем. Остальным – бессрочный, оплачиваемый на 50% от зарплаты отпуск.

«КАЗАХМЫС» ПРОВОЦИРУЕТ РАБОЧИХ НА КОНФЛИКТ

Люди не поверили речам своих правителей.

– Они пришли на советские рудники, ничего не строили, ограбили. Теперь просят деньги у правительства и шантажируют его: если не дадите, уйдем, – рассказывает наш источник в Жезказгане.

По мнению многих рабочих ЖМЗ, говорит он, руководство «Казахмыса» специально провоцирует конфликт, чтоб довести его до уровня событий в Жанаозене в декабре 2011 года.

Со ссылкой на мнение металлургов ЖМЗ, он говорит, что работодатель все тщательно продумал и хочет выстрелить прямо в сердце Жезказгана.

«Металлурги вначале думали, что коль завод надумали останавливать, то сначала начнут шахты закрывать. Но шахтеры – люди боевые, они не дадут себя в обиду. Поднимутся. Они это тщательно продумали. Жезказган – промышленный город. Если нет дыма из трубы – нет жизни в городе.

Если медьзавод остановится – не будет жизни в городе. Естественно, люди могут выйти на площадь. Таким образом, спровоцировав конфликт на ровном месте, «Казахмыс» (это же английская компания) может подать в международный суд на правительство Казахстана, чтобы взыскать полную сумму ущерба», – говорит мой собеседник.

В городе металлургов Жезказгане живет 86 тыс. человек. ЖМЗ – градообразующее предприятие. Вся инфраструктура «заточена» на нем. Не станет ЖМЗ – Жезказган превратится в такой же город-призрак, как областной центр Торгая – город Аркалык, на который даже сейчас, спустя почти 20 лет после вселенской разрухи, без содрогания смотреть невозможно.

Жезказганцы в панике. Замер в тревожном ожидании малый и средний бизнес. Один предприниматель, надумавший, было, открыть свою пекарню в городе, в глубоком раздумье: а стоит ли игра свеч, может, свернуть все да открыть бизнес в Караганде?

Другой предприниматель, видно, скопивший какой-то капитал от своего бизнеса, заложил фундамент будущего нового очага – коттеджа, который обещал своей любимой дочке. «Надо уходить, пока не поздно. Что-то жутко становится», – грустно говорит он.

ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ

По словам нашего источника, работодатель противоречит сам себе. В частности, на встрече с рабочими у ворот ЖМЗ он оговорился, что после реконструкции ЖМЗ руду для предприятия будут возить из разрабатываемого на павлодарщине месторождения. Но коль так, то, выходит, добыча на жезказганских шахтах прекратится и тамошние горняки останутся без работы?

Дыма без огня не бывает, гласит народная мудрость. Информация, заполонившая интернет в последнее время, о том, что иностранные инвесторы сворачивают свой бизнес в Казахстане, выжав из наших недр все и вся, похоже, имеет право на существование. Политика последнего времени шахтерского и металлургического магната Караганды, хозяина жезказганской «медной горы», указующих нам своим перстом из Лондона, дает повод для больших национальных тревог.

В связи с этим Акорде и казахстанскому правительству, может, стоит прислушаться к гласу народа, который сегодня все чаще стал открыто говорить о необходимости национализации предприятий горной и металлургической отраслей? «Люди хотят, чтобы «Казахмыс» национализировало государство. Чтоб был человеческий подход, а не чисто денежный. Государству невыгодно, чтоб здесь была разруха. Сейчас они говорят, что нас поматросили и бросили. Температура возмущения поднимается», – говорит наш один источник в Жезказгане.

Другой был более откровенен: «Народ готов постоять за себя. Один знакомый полицейский сказал, что если дадут приказ стрелять, как в Жанаозене, он не сделает этого. Потому что Жезказган – это его родина и ему нечего терять».

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн