МЫ СОЗДАЛИ ДВИЖЕНИЕ С ПРИЦЕЛОМ НА ПАРТИЮ

  •  «…Я всё-таки с президентом один вуз закончил и работал под его руководством, поэтому с моей стороны было бы некорректно говорить на эту тему. Но одно могу сказать точно – деятельность первого президента сковывает возможности действующего президента и дезорганизует работу всей власти…

Казбек Бейсебаев:

  • На днях группа гражданских активистов сделала заявление о создании движения «Халық сенімі – Доверие народа». Как известно, после последних президентских выборов и ряда громких интервью представителей гражданского общества доверия народа к политическим силам изрядно поубавилось. Отмечается рост взаимного недоверия. В этой связи мы адресовали свои вопросы одному из сопредседателей движения «Халық сенімі» Казбеку Бейсебаеву.

– Казеке, скажите, как вы намереваетесь завоевать доверие народа в условиях, когда усилиями властей гражданское общество раздроблено?

– Вы задаете очень трудный вопрос. Наше общество не просто раздроблено, наше общество никому не верит: ни властям, ни оппозиции. За все годы так сложилось, что в нашей стране ничто без отмашки властей не бывает. Поэтому любое новое движение сразу вызывает подозрение. Так что вполне резонно считают, что это очередной проект властей, за ними стоят люди из власти или какого-то клана – излюбленный прием по отвлечению народа от проблем, бла-бла, и мы такое уже проходили, не верим и все в этом духе.

Кроме того, нужно сказать, что объявить о создании движения – это одно, и это только начало пути, а на самом деле это очень сложный и сильно бюрократизированный процесс. Нужно будет собрать единомышленников, провести учредительное собрание, принять устав, а потом подавать документы на регистрацию в министерство юстиции. Создание партии еще более сложный процесс.

Но все равно надо действовать, ибо сидеть и ждать от моря погоды уже нельзя. Сегодня у нас складывается ситуация, когда, как говорил классик, «низы не хотят, верхи не могут». Все создаваемые движения и все новые политические силы уже давно высказывают свои претензии властям и говорят об отставке правительства. Они все выступают за смену власти. Однако, все эти требования не затрагивают главного – изменения системы управления страной.

Наша система управления создана одним человеком и под этого человека. Кроме того, она может существовать только при высоких доходах. Сейчас у нас непонятно, какая система управления, к тому же власть буксует. А народ очень недоволен своим ухудшающим социально-экономическим положением.

Движение «Халық сенімі» говорит, что нужно поменять эту существующую систему и создать новую, основанную на сдержках и противовесах. Мы говорим, что власть должна быть сменяемой и подотчетной народу, чтобы во власть смогли попасть достойные граждане, и чтобы власть учитывала мнение народа.

Кто-то скажет, что это и так всем понятно. Но как раз в этом и дело, вроде всем понятно, но этого у нас нет. Не зря же нам всё время говорят, что мы, граждане, все еще не готовы к демократии. Мы не случайно назвали свое движение «Халық сенімі – Доверие народа». Мы говорим, давайте все объединимся ради одной цели – демократии, которая, как известно, означает власть народа.

Кстати, изначально вы намеревались создать общественное движение, а затем заявили, что к осени оно преобразуется в партию. Давайте внесем ясность: все-таки партия или движение?

– Да, объявили о создании движения с прицелом на партию. Как я сказал выше, создание движения процесс сложный, а процесс создания партии еще сложнее. Для сравнения: в той же России, которая в десять раз больше по населению, для создания партии достаточно пятьсот человек, а у нас нужно иметь 20 тысяч членов.

Создание партии – это первоочередная задача. И этому есть простое объяснение. Для того, чтобы начать реформирование страны, нужно принять законы. Законы у нас принимаются в парламенте. В парламент можно попасть только будучи партией и только через выборы. Другого пути просто нет. Значит, движение нужно будет преобразовать в партию. Поэтому ответ такой: если мы хотим хотя бы выйти на дорогу к реформированию страны, нужно стать политической партией.

Как вы видите трансформацию «Халық сенімі – Доверие народа» в партию, и какой направленности будет ее программа?

– Как я уже отметил, трансформация движения в партию – это на словах легко, а на практике дело непростое. Если всё-таки резюмировать всё сказанное, то самая главная задача движения – выйти на политическую сцену и стать политической силой. В таком случае нельзя исключать сотрудничество с другими политическим силами, включая уже существующие и незарегистрированные партии.

Направленность одна, и это политические реформы. И это не просто очередные слова, которые мы слышим каждый день. Это жизненная необходимость, иначе нас сомнут вызовы и проблемы. Мы все как на «Титанике» – либо выберем новый курс, либо столкнемся с айсбергом. Как говорится, выбор есть. С политической точки зрения позиция «Халық сенімі» ближе к центру и социальной направленности.

Не легче ли было вашим соратникам влиться в состав уже имеющихся партий, например, в Демократическую партию, чем создавать с нуля новую организацию?

– Этого как раз не исключаем. Я же не зря сказал, что процесс создания партии очень сложный и сильно бюрократизированный. В нашей стране властями всё сделано так, чтобы никто из чужих не попадал во властные структуры. Последний пример – требования к кандидатам в сельские акимы, согласно которому обязателен государственный стаж.

Поэтому мы прекрасно понимаем, что войти в состав уже существующей партии это более простой и, главное, реализуемый путь. Политика – это ведь умение идти на компромиссы. Но это будет зависеть от того, как нам удастся раскрутиться и как нас будет поддерживать народ.

 Что касается Демократической партии, то, насколько я знаю, ее не регистрируют. Но мы готовы к сотрудничеству и с ней, и с другими партиями и движениями, которые выступают за реформирование страны.

Без оппозиционности к властям «Халық сенімі» будет трудно заручиться поддержкой масс. Какое у вас видение на сей счет?

– Здесь вы тоже правы. Мы же создаем движение по одной причине – мы недовольны существующей властью и ее работой за все годы.

Давайте прямо скажем: наш народ как не доверяет власти, так же не очень доверяет всем тем, кто называет себя оппозицией. Поэтому мы не хотим быть очередной оппозицией, критикующей власть. Мы хотим быть оппозицией, стоящей на одной ясной позиции – стране нужны системные изменения, и нужно поменять систему управления.

Следует также сказать, что у нас понятие «оппозиция» властями рассматривается, как нечто антигосударственное. Отсюда всякие гонения против всех тех, кто имеет отличное от властей мнение. Мы осознанно выбрали свой путь и отдаем себе отчет, что нас впереди ждут разные действия властей. Политика – это борьба, и мы знаем это.

Вы заявили на пресс-конференции, что финансирование партии будет осуществляться за счет пожертвований. Вам не кажется, что в условиях Казахстана это маловероятная затея, и не является ли это своего рода легализацией уже имеющихся спонсорских денег?

– Да, мы заявили, что раз назвали себя «Халық сенімі», то нужно заслужить это доверие. Финансирование – сложный вопрос. Прямо скажем, никто просто так за красивые слова о реформировании страны денег не даст. Но за несколько дней стали поступать деньги, кто-то пятьсот – тысячу тенге перечислил, а кто-то и сто тысяч тенге. Спонсорских денег нет, т.е. за нами никто с большими деньгами не стоит. Мы сейчас ведем работу по поиску спонсоров, но наш основной упор – на наших единомышленников и всех тех, кто разделяет наши взгляды. Если мы претендуем называться партией, которой доверяет народ, то и логично, что мы должны содержаться на народные деньги.

Кстати, как Казбек Бейсебаев, который ранее не проявлял политическую активность, вдруг появился в составе инициаторов новой партии?

– Я, может быть, не сильно проявлял политическую активность, но давно уже выражаю свою гражданскую позицию в социальных сетях – по тем или иным актуальным вопросам внутренней и внешней политики. Регулярно давал и продолжаю давать интервью отечественным и зарубежным СМИ.

Скажем так, моя позиция многим давно известна. Можно сказать, что я так сначала работал на имидж, а теперь настало время переходить к практике. Кстати, я всегда выходил на митинги, включая несанкционированные. Без ложной скромности скажу, что у меня есть организаторские способности.

Нас, инициаторов, двое. Кроме меня это Габиден Жакей, известный своей гражданской позицией. Мы пришли к идее создать движение «Халық сенімі» еще в прошлом году, но нам мешала пандемия. Кстати, мы вели переговоры с одной непарламентской партией по вхождению в ее предвыборный список, но нам в последний момент отказали.

В прошлую пятницу движение со схожим смысловым названием «Ел тірегі – Опора Народа», которая также декларирует цель создания политической партии, провело в Астане шествие с участием ветеранов «горячих точек». В рядах «Халық сенімі» также есть ветераны боевых конфликтов. Подозрительно политизированными становятся воины-ветераны. Совпадение?

– Да, я знаю, что в рядах «Ел тірегі» есть ветераны боевых конфликтов. Нас же поддержали воины-афганцы. Но это совпадение, мы специально такой цели не ставили. Мне кажется, их присутствие объясняется просто: бывшие воины давно имеют свои организации, они активны, их деятельность известна. Скажем так, если им чьи-то цели и задачи понятны и близки, то им поддержать это организованно не проблема. С другой стороны, участие воинов-ветеранов в наших движениях и в политике дополнительно показывает, что в стране есть серьезные проблемы.

– Не является ли возросшая активность в политическом поле, в том числе появление «Халық сенімі», предвестником досрочных президентских выборов осенью этого года? Насколько это вероятно?

– Я бы сказал, что дело к каким-то досрочным выборам идет. Много разных обстоятельств, которые говорят в пользу этой версии. Фактический институт двух президентов никак не способствует эффективной работе государственного аппарата. Согласно нашей действующей конституции, вожжи должны быть в одних руках. В общем, надо что-то менять, а это можно сделать только через выборы.

– Как бы вы оценили деятельность президента Токаева, оправдал ли он ожидания общества?

– Я всё-таки с президентом один вуз закончил и работал под его руководством, поэтому с моей стороны было бы некорректно говорить на эту тему. Но могу сказать одно точно, деятельность первого президента сковывает возможности действующего президента и дезорганизует работу всей власти. Могу также добавить, что у меня и некоторых моих единомышленников была попытка сотрудничества с нынешней властью, и мы даже намеревались создать некий аналитический центр, но в последний момент от нас отказались.

Перейдём к вопросам насущным, ответы на которые дадут представление нашим читателям о ваших взглядах и позициях. В этом году отмечается 30-летие независимости Казахстана. Какие провалы и достижения вы бы отметили?

– На это вопрос я ответил бы так. Достижений очень мало. Спокойствие в стране и толерантность – это не заслуга властей, это просто черта, присущая нашему народу. Провалов много, они всем известны и не стоит их перечислять.

Как мы помним, власть устами первого президента нам предложила общественный договор «Сначала – экономика, а потом – политика», т.е. просила нас, граждан не вмешиваться в политику, пока они поднимают экономику. Мы граждане свою часть договора выполнили, а власти нет. Всё осталось в прожектах и в каких-то абстрактных программах. Теперь у нас ни политики, ни экономики.

Социально-экономическая ситуация ухудшается, цены растут, жить с каждым днем становится труднее. Пандемия обнажила все накопившиеся проблемы и, прямо скажем, неспособность властей решать проблемы. Если раньше власти решали вопросы исключительно деньгами, то сейчас прежних больших денег нет. На этом фоне власти продолжают запускать руку в Национальный фонд, который предназначен для будущих поколений. С такими темпами от Нацфонда может ничего не остаться.

Масштабная коррупция охватила весь государственный аппарат. Компетентность чиновников вызывает много вопросов. Власти много говорят о слышащем государстве, но, как мы видим, они нас, граждан, не слышат. Нам постоянно говорят, что мы только в начале пути к демократии. Если вещи называть своими именами, то нам говорят прямо, что народ к демократии, т.е., к самоуправлению не готов.

НСОД и всякие общественные советы по сути являются какими-то междусобойчиками, непонятно, чем они занимаются. Уровень доверия к власти, как говорят в народе, ниже плинтуса.

В этой связи мне почему-то вспоминаются слова моего учителя по труду Аймажана из села Жана Тлек Баянаульского района. Когда он нас ругал за какие-то проступки, то говорил: «Ни туда, ни сюда, а потом никуда». Так и мы за тридцать лет ни туда, ни сюда и в итоге никуда.

Какая, на ваш взгляд, форма правления наиболее приемлема для Казахстана? Ведь хваленая демократами парламентская республика несёт в себе скрытые угрозы, например, приход к власти религиозных сил. Давно не секрет, что в самой власти они начинают накачивать мышцы.

– На мой взгляд, в силу наших особенностей у нас должна быть президентская форма правления, но не с такими суперполномочиями, как сегодня у президента. Проще говоря, власть (административная власть, силовики) должна быть у президента, экономика и финансы у правительства, контроль за ними у парламента и плюс независимый суд. Главное, чтобы были условия для вовлечения достойных граждан и, в первую очередь, талантливой молодежи к управлению страной.

А что касается вопроса про возможность прихода к власти религиозных сил, то религиозный фактор уже стал реальностью нашей жизни. Мы понимаем, что речь идет не о простых гражданах-мусульманах, а о тех наших гражданах, которые показывают свою религиозность и которых мы видим в нашей повседневной жизни. Вопрос не в том, что они исповедуют свое видение ислама, а в том, чтобы они свои идеи не навязывали другим. В этой связи следует напомнить, что наше государство светское, но со свободой вероисповедания.

Причина увеличения такого рода религиозных людей одна – это отсутствие внятной государственной идеологии. А как мы знаем из жизни, свято место пусто не бывает.

– Озвучьте конкретные цели, поставленные перед вашим движением?

– Цель нашего движения «Халық сенімі» конкретна и понятна. Мы хотим, чтобы власть всегда прислушивалась к своим гражданам.

Наши лозунги тоже просты и понятны. Ел – Родина, Жер – Земля, Әділет – Справедливость және Даму – Развитие.

Когда-то Мыржакып Дулатов говорил: «Оян, қазақ!». Сегодня тоже наступило время пробуждения и, перефразируя эти слова, мы говорим: «Оян, Азамат!».

  • Спасибо за интервью! Желаем, чтобы ваше начинание заслужило истинное Народное Доверие!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ, «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн