Батыр АДАЙБАЕВ:

АВТОРИТАРИЗМ – ЭТО ПУТЬ К КРАХУ

  • После последних парламентских выборов бывшие кандидаты в депутаты Мажилиса и местные маслихаты инициировали создание «Народного парламента» (НП), который изрядно заставил поволноваться власти. Иначе как объяснить, что практически весь руководящий состав «НП» был привлечен к административной ответственности за организацию митинга против итогов выборов. Поэтому гостем нашей традиционной рубрики «ДИАЛОГ» стал один из инициаторов «Народного парламента», бывший кандидат в депутаты Мажилиса, юрист Батыр АДАЙБАЕВ.

На днях в Алматы состоялось очередное собрание гражданской инициативы «Народного парламента». Какие вы ставите перед собой цели и задачи и насколько они реальны, учитывая неофициальный статус организации?

– Да, вы правильно подметили, что «Народный парламент» не имеет официального статуса. Это гражданская инициатива, созданная бывшими кандидатами в депутаты Мажилиса Парламента РК и региональные маслихаты по всей стране. Этот фактор предоставил нам возможность охватить почти всю страну, включая Астану, Шымкент, Западный, Северный и Восточный Казахстан. Это значительно расширяет наши возможности.

Что касается цели «НП», то изначально она подразумевала выполнение предвыборной программы кандидатов и обещаний перед избирателями. Конечно, мы прекрасно понимаем, что для этого мы должны обладать властными полномочиями, которых у нас нет. В то же время члены «Народного парламента» не намерены сидеть сложа руки и готовы работать в правовом поле в интересах избирателей, насколько это возможно.

Позже мы расширили охват своих целей, включив в них защиту прав и интересов граждан. Также мы решили выступить против законопроектов, которые противоречат интересам гражданского общества. Например, по мнению членов «НП», предлагаемый безвизовый режим для граждан Китая несет потенциальную угрозу национальным интересам Казахстана. Поэтому мы выступили против данного законопроекта.

Что конкретно было проделано «Народным Ппарламентом»?

– Надо отметить, что «Народный парламент» существует чуть более месяца, поэтому говорить, что нами проделано много работы, будет преждевременным. Мы подошли к этой работе системно, поэтому решили его структурировать путем создания нескольких рабочих групп. У каждой группы будет свое направление работы. Так, нами созданы рабочие группы по земельным вопросам, по вопросам законодательства, по социальным вопросам, а также по вопросам здравоохранения и образования.

Наряду с этим сформированы группы по вопросам языка и идеологии. Лично я вошел в рабочую группу по земельным вопросам. Буквально недавно наша группа совершила рабочую поездку в Меркенский район Жамбылской области, где жители села Кенес подняли вопрос незаконного отчуждения паев в пользу латифундистов. Как оказалось, небезызвестный депутат Мажилиса Парламента Жигули Дайрабаев завладел долями жителей указанного села. Мы изучили данный вопрос, выявив немало нарушений законодательства, в т.ч. уголовного характера, и подняли вопрос перед властями, широко используя возможности социальных сетей. Сейчас мяч на их стороне. Ждем ответной реакции со стороны представителей госорганов.

После проведенного 9 апреля текущего года несанкционированного митинга многие члены «Народного парламента» были подвергнуты административным арестам и штрафам. Почему власти так боятся вас?

– Нас не нужно бояться. С нами надо сотрудничать. Мы не представляем угрозы для государства и общества. Мы преследуем только одну цель. Это – осуществление позитивных перемен и исполнение запросов гражданского общества, направленных на развитие нашего государства.

Если власть провозгласила себя «слышащим государством», то она должна не только слышать, но и слушать. Ведь поднимаемые нами гражданские инициативы служат интересам государства и общества. Совместно с властью мы могли бы сделать много полезного для людей.

В среде гражданских активистов наблюдается следующая тенденция. Чем сильнее давление на активистов, тем сильнее их сплочение. Это отражается в организации передач и сборах средств для оплаты штрафов. В чем феномен данного явления?

– Так было всегда. Чем больше закручивают гайки, тем сплоченнее гражданское общество. Перед лицом массовых нарушений со стороны власти в части соблюдения прав человека у граждан не остается ничего другого, кроме как сплотиться и коллективно отстаивать свои интересы. Давление и незаконное преследование за политические взгляды и гражданские инициативы служат фактором объединения протестных групп. Власть должна это понимать, иначе последствия для самой власти будут не радужными.

Вы не думаете, что администрация президента Токаева повторяет те же ошибки администрации Назарбаева и вынесла ли власть для себя урок после Кантара?

– Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Сущность авторитарного режима в нашей стране сохранилась. Если раньше ее возглавлял Нурсултан Назарбаев, то теперь ее возглавляет действующий президент К.-Ж. Токаев. Но при этом сущность власти осталась прежней. Природа авторитарных режимов не ищет в себе изъяны, а потому не делает нужных выводов. Пока режим будет оставаться авторитарным, ждать от него чего-то созидательного бессмысленно. Поэтому наша власть не вынесла для себя уроков ни после Жанаозена, ни после Кантара. Для этого необходимо менять сущность политического режима, которая должна стать демократической.

  • «…Реальные заказчики «кантарских событий» остались в стороне. Бывший председатель КНБ РК не истинный заказчик и организатор трагических событий. Из него сделали козла отпущения.

Итоги последних выборов укрепили вашу веру в так называемый «Жана Казахстан». Почему гражданское общество в лице независимых кандидатов не смогли отстоять украденные голоса?

– Веры в так называемый «Жана Казахстан» нет ни у членов «Народного парламента», ни у гражданского общества. Я много общаюсь как с простыми гражданами, так и активистами на тему доверия к власти. Как показала жизнь, «Жана Казахстан» оказался очередным фейком. Никто в него уже не верит. Мы же видим, что реальных перемен не происходит. Мы живем в том же старом Казахстане.

Относительно того, что мы не смогли отстоять украденные голоса, то необходимо признать, что наше гражданское общество еще не готово к этому. Часть вины лежит на самих гражданских активистах, которым не удалось сплотить общество. Поэтому случилось то, что случилось. Но это никак не значит, что мы должны унывать и опускать руки. Никто не говорил, что противостояние авторитарному режиму будет легкой прогулкой.

Вы не раз поднимали тему негативных последствий для Казахстана антироссийских санкций. В чем конкретно это отразилось для нашей страны и какие остаются угрозы?

– Сами санкции никак не направлены против Казахстана и его экономики. Но Казахстан используется для обхода Западных санкций путем обеспечения так называемого «серого импорта». Использование казахстанской границы для обхода санкции чревато тем, что Запад может ввести вторичные санкции против Казахстана. По этому поводу нашим властям было сделано предупреждение. Эта угроза вполне реально и может нанести значительный ущерб нашей экономике и интересам государства. Властям необходимо принять соответствующие меры во избежание возможных санкций.

Инициатива властей о безвизовом режиме с Китаем до 30 суток вновь порождает страхи. Насколько опасения людей обоснованы?

– Мы же видим, что даже при имеющихся ограничениях граждан Китая становится больше. А при снятии ограничений в виде отмены виз поток из Китая может увеличиться в разы, что прежде всего отразится на уровне безработицы. Как мы знаем, доля китайских рабочих на казахстанских предприятиях довольно высока.

Неконтролируемый поток китайцев может привести к тому, что в будущем власти уже не справятся с ними, и это может стать дестабилизирующим фактором, который приведет к социальной напряженности.

Считаете ли вы казахстанскую оппозицию слабой, раз ей не удается отстоять свои позиции и вынудить власти пойти на конкретные шаги?

– К сожалению, это так. Казахстанская оппозиция еще не так сильна, чтобы власти считались с ее требованиями. Это связано с тем, что уровень консолидации оппозиции, да и в целом гражданского общества недостаточно высок. Более зрелое гражданское общество выдвигает своих самых сильных представителей. У нас пока этого нет.

На днях вынесли приговор в отношении Карима Масимова и его заместителей. Вы согласны с мнением, что реальные заказчики «кантарских событий» остались в стороне и что нам нужно, чтобы подобное не повторилось?

– Да, реальные заказчики «кантарских событий» остались в стороне. Бывший председатель КНБ РК не истинный заказчик и организатор трагических событий. Из него сделали козла отпущения. Этого мнения придерживается большая часть нашего общества.

А для того, чтобы подобное не повторилось, необходимо устранять причины, которые привели к «кантарским событиям». Прежде всего – это отсутствие социальной справедливости. Это огромный разрыв между состоятельной частью общества и бедствующим населением, которые погрязли в долгах и кредитах. Если не устранить этот фактор, то повторение «кантарских событий» – вполне реалистичный сценарий.

Поделитесь своим видением относительно национальной идеи для Казахстана.

– На мой взгляд, национальной идеей для нашей страны должно стать построение подлинного демократического общества, где главными ценностями станут человек, его права и свободы. Именно такая национальная идея отвечает запросам нашего общества. История показала, что только демократический путь развития приводит к построению справедливого общества и развитого государства. Авторитаризм – это путь к краху. Так было во всей истории человечества.

Благодарю за интервью!

Азамат МОЛДАСАНОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн