Суббота , 24 мая 2025

МЫ СОЗДАЛИ ДВИЖЕНИЕ С ПРИЦЕЛОМ НА ПАРТИЮ

  •  «…Я всё-таки с пре­зи­ден­том один вуз закон­чил и рабо­тал под его руко­вод­ством, поэто­му с моей сто­ро­ны было бы некор­рект­но гово­рить на эту тему. Но одно могу ска­зать точ­но — дея­тель­ность пер­во­го пре­зи­ден­та ско­вы­ва­ет воз­мож­но­сти дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та и дез­ор­га­ни­зу­ет рабо­ту всей власти…

Каз­бек Бейсебаев:

  • На днях груп­па граж­дан­ских акти­ви­стов сде­ла­ла заяв­ле­ние о созда­нии дви­же­ния «Халық сені­мі – Дове­рие наро­да». Как извест­но, после послед­них пре­зи­дент­ских выбо­ров и ряда гром­ких интер­вью пред­ста­ви­те­лей граж­дан­ско­го обще­ства дове­рия наро­да к поли­ти­че­ским силам изряд­но поуба­ви­лось. Отме­ча­ет­ся рост вза­им­но­го недо­ве­рия. В этой свя­зи мы адре­со­ва­ли свои вопро­сы одно­му из сопред­се­да­те­лей дви­же­ния «Халық сені­мі» Каз­бе­ку Бейсебаеву.

– Казе­ке, ска­жи­те, как вы наме­ре­ва­е­тесь заво­е­вать дове­рие наро­да в усло­ви­ях, когда уси­ли­я­ми вла­стей граж­дан­ское обще­ство раздроблено?

– Вы зада­е­те очень труд­ный вопрос. Наше обще­ство не про­сто раз­дроб­ле­но, наше обще­ство нико­му не верит: ни вла­стям, ни оппо­зи­ции. За все годы так сло­жи­лось, что в нашей стране ничто без отмаш­ки вла­стей не быва­ет. Поэто­му любое новое дви­же­ние сра­зу вызы­ва­ет подо­зре­ние. Так что вполне резон­но счи­та­ют, что это оче­ред­ной про­ект вла­стей, за ними сто­ят люди из вла­сти или како­го-то кла­на — излюб­лен­ный при­ем по отвле­че­нию наро­да от про­блем, бла-бла, и мы такое уже про­хо­ди­ли, не верим и все в этом духе.

Кро­ме того, нуж­но ска­зать, что объ­явить о созда­нии дви­же­ния – это одно, и это толь­ко нача­ло пути, а на самом деле это очень слож­ный и силь­но бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ный про­цесс. Нуж­но будет собрать еди­но­мыш­лен­ни­ков, про­ве­сти учре­ди­тель­ное собра­ние, при­нять устав, а потом пода­вать доку­мен­ты на реги­стра­цию в мини­стер­ство юсти­ции. Созда­ние пар­тии еще более слож­ный процесс.

Но все рав­но надо дей­ство­вать, ибо сидеть и ждать от моря пого­ды уже нель­зя. Сего­дня у нас скла­ды­ва­ет­ся ситу­а­ция, когда, как гово­рил клас­сик, «низы не хотят, вер­хи не могут». Все созда­ва­е­мые дви­же­ния и все новые поли­ти­че­ские силы уже дав­но выска­зы­ва­ют свои пре­тен­зии вла­стям и гово­рят об отстав­ке пра­ви­тель­ства. Они все высту­па­ют за сме­ну вла­сти. Одна­ко, все эти тре­бо­ва­ния не затра­ги­ва­ют глав­но­го – изме­не­ния систе­мы управ­ле­ния страной.

Наша систе­ма управ­ле­ния созда­на одним чело­ве­ком и под это­го чело­ве­ка. Кро­ме того, она может суще­ство­вать толь­ко при высо­ких дохо­дах. Сей­час у нас непо­нят­но, какая систе­ма управ­ле­ния, к тому же власть бук­су­ет. А народ очень недо­во­лен сво­им ухуд­ша­ю­щим соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским положением.

Дви­же­ние «Халық сені­мі» гово­рит, что нуж­но поме­нять эту суще­ству­ю­щую систе­му и создать новую, осно­ван­ную на сдерж­ках и про­ти­во­ве­сах. Мы гово­рим, что власть долж­на быть сме­ня­е­мой и под­от­чет­ной наро­ду, что­бы во власть смог­ли попасть достой­ные граж­дане, и что­бы власть учи­ты­ва­ла мне­ние народа.

Кто-то ска­жет, что это и так всем понят­но. Но как раз в этом и дело, вро­де всем понят­но, но это­го у нас нет. Не зря же нам всё вре­мя гово­рят, что мы, граж­дане, все еще не гото­вы к демо­кра­тии. Мы не слу­чай­но назва­ли свое дви­же­ние «Халық сені­мі – Дове­рие наро­да». Мы гово­рим, давай­те все объ­еди­ним­ся ради одной цели – демо­кра­тии, кото­рая, как извест­но, озна­ча­ет власть народа.

Кста­ти, изна­чаль­но вы наме­ре­ва­лись создать обще­ствен­ное дви­же­ние, а затем заяви­ли, что к осе­ни оно пре­об­ра­зу­ет­ся в пар­тию. Давай­те вне­сем ясность: все-таки пар­тия или движение?

– Да, объ­яви­ли о созда­нии дви­же­ния с при­це­лом на пар­тию. Как я ска­зал выше, созда­ние дви­же­ния про­цесс слож­ный, а про­цесс созда­ния пар­тии еще слож­нее. Для срав­не­ния: в той же Рос­сии, кото­рая в десять раз боль­ше по насе­ле­нию, для созда­ния пар­тии доста­точ­но пять­сот чело­век, а у нас нуж­но иметь 20 тысяч членов.

Созда­ние пар­тии – это пер­во­оче­ред­ная зада­ча. И это­му есть про­стое объ­яс­не­ние. Для того, что­бы начать рефор­ми­ро­ва­ние стра­ны, нуж­но при­нять зако­ны. Зако­ны у нас при­ни­ма­ют­ся в пар­ла­мен­те. В пар­ла­мент мож­но попасть толь­ко будучи пар­ти­ей и толь­ко через выбо­ры. Дру­го­го пути про­сто нет. Зна­чит, дви­же­ние нуж­но будет пре­об­ра­зо­вать в пар­тию. Поэто­му ответ такой: если мы хотим хотя бы вый­ти на доро­гу к рефор­ми­ро­ва­нию стра­ны, нуж­но стать поли­ти­че­ской партией.

Как вы види­те транс­фор­ма­цию «Халық сені­мі – Дове­рие наро­да» в пар­тию, и какой направ­лен­но­сти будет ее программа?

– Как я уже отме­тил, транс­фор­ма­ция дви­же­ния в пар­тию — это на сло­вах лег­ко, а на прак­ти­ке дело непро­стое. Если всё-таки резю­ми­ро­вать всё ска­зан­ное, то самая глав­ная зада­ча дви­же­ния – вый­ти на поли­ти­че­скую сце­ну и стать поли­ти­че­ской силой. В таком слу­чае нель­зя исклю­чать сотруд­ни­че­ство с дру­ги­ми поли­ти­че­ским сила­ми, вклю­чая уже суще­ству­ю­щие и неза­ре­ги­стри­ро­ван­ные партии.

Направ­лен­ность одна, и это поли­ти­че­ские рефор­мы. И это не про­сто оче­ред­ные сло­ва, кото­рые мы слы­шим каж­дый день. Это жиз­нен­ная необ­хо­ди­мость, ина­че нас сомнут вызо­вы и про­бле­мы. Мы все как на «Тита­ни­ке» — либо выбе­рем новый курс, либо столк­нем­ся с айс­бер­гом. Как гово­рит­ся, выбор есть. С поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния пози­ция «Халық сені­мі» бли­же к цен­тру и соци­аль­ной направленности.

Не лег­че ли было вашим сорат­ни­кам влить­ся в состав уже име­ю­щих­ся пар­тий, напри­мер, в Демо­кра­ти­че­скую пар­тию, чем созда­вать с нуля новую организацию?

– Это­го как раз не исклю­ча­ем. Я же не зря ска­зал, что про­цесс созда­ния пар­тии очень слож­ный и силь­но бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ный. В нашей стране вла­стя­ми всё сде­ла­но так, что­бы никто из чужих не попа­дал во власт­ные струк­ту­ры. Послед­ний при­мер — тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там в сель­ские аки­мы, соглас­но кото­ро­му обя­за­те­лен госу­дар­ствен­ный стаж.

Поэто­му мы пре­крас­но пони­ма­ем, что вой­ти в состав уже суще­ству­ю­щей пар­тии это более про­стой и, глав­ное, реа­ли­зу­е­мый путь. Поли­ти­ка – это ведь уме­ние идти на ком­про­мис­сы. Но это будет зави­сеть от того, как нам удаст­ся рас­кру­тить­ся и как нас будет под­дер­жи­вать народ.

 Что каса­ет­ся Демо­кра­ти­че­ской пар­тии, то, насколь­ко я знаю, ее не реги­стри­ру­ют. Но мы гото­вы к сотруд­ни­че­ству и с ней, и с дру­ги­ми пар­ти­я­ми и дви­же­ни­я­ми, кото­рые высту­па­ют за рефор­ми­ро­ва­ние страны.

Без оппо­зи­ци­он­но­сти к вла­стям «Халық сені­мі» будет труд­но зару­чить­ся под­держ­кой масс. Какое у вас виде­ние на сей счет?

– Здесь вы тоже пра­вы. Мы же созда­ем дви­же­ние по одной при­чине – мы недо­воль­ны суще­ству­ю­щей вла­стью и ее рабо­той за все годы.

Давай­те пря­мо ска­жем: наш народ как не дове­ря­ет вла­сти, так же не очень дове­ря­ет всем тем, кто назы­ва­ет себя оппо­зи­ци­ей. Поэто­му мы не хотим быть оче­ред­ной оппо­зи­ци­ей, кри­ти­ку­ю­щей власть. Мы хотим быть оппо­зи­ци­ей, сто­я­щей на одной ясной пози­ции – стране нуж­ны систем­ные изме­не­ния, и нуж­но поме­нять систе­му управления.

Сле­ду­ет так­же ска­зать, что у нас поня­тие «оппо­зи­ция» вла­стя­ми рас­смат­ри­ва­ет­ся, как нечто анти­го­су­дар­ствен­ное. Отсю­да вся­кие гоне­ния про­тив всех тех, кто име­ет отлич­ное от вла­стей мне­ние. Мы осо­знан­но выбра­ли свой путь и отда­ем себе отчет, что нас впе­ре­ди ждут раз­ные дей­ствия вла­стей. Поли­ти­ка – это борь­ба, и мы зна­ем это.

Вы заяви­ли на пресс-кон­фе­рен­ции, что финан­си­ро­ва­ние пар­тии будет осу­ществ­лять­ся за счет пожерт­во­ва­ний. Вам не кажет­ся, что в усло­ви­ях Казах­ста­на это мало­ве­ро­ят­ная затея, и не явля­ет­ся ли это сво­е­го рода лега­ли­за­ци­ей уже име­ю­щих­ся спон­сор­ских денег?

– Да, мы заяви­ли, что раз назва­ли себя «Халық сені­мі», то нуж­но заслу­жить это дове­рие. Финан­си­ро­ва­ние – слож­ный вопрос. Пря­мо ска­жем, никто про­сто так за кра­си­вые сло­ва о рефор­ми­ро­ва­нии стра­ны денег не даст. Но за несколь­ко дней ста­ли посту­пать день­ги, кто-то пять­сот – тыся­чу тен­ге пере­чис­лил, а кто-то и сто тысяч тен­ге. Спон­сор­ских денег нет, т.е. за нами никто с боль­ши­ми день­га­ми не сто­ит. Мы сей­час ведем рабо­ту по поис­ку спон­со­ров, но наш основ­ной упор — на наших еди­но­мыш­лен­ни­ков и всех тех, кто раз­де­ля­ет наши взгля­ды. Если мы пре­тен­ду­ем назы­вать­ся пар­ти­ей, кото­рой дове­ря­ет народ, то и логич­но, что мы долж­ны содер­жать­ся на народ­ные деньги.

Кста­ти, как Каз­бек Бей­се­ба­ев, кото­рый ранее не про­яв­лял поли­ти­че­скую актив­ность, вдруг появил­ся в соста­ве ини­ци­а­то­ров новой партии?

– Я, может быть, не силь­но про­яв­лял поли­ти­че­скую актив­ность, но дав­но уже выра­жаю свою граж­дан­скую пози­цию в соци­аль­ных сетях — по тем или иным акту­аль­ным вопро­сам внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки. Регу­ляр­но давал и про­дол­жаю давать интер­вью оте­че­ствен­ным и зару­беж­ным СМИ.

Ска­жем так, моя пози­ция мно­гим дав­но извест­на. Мож­но ска­зать, что я так сна­ча­ла рабо­тал на имидж, а теперь наста­ло вре­мя пере­хо­дить к прак­ти­ке. Кста­ти, я все­гда выхо­дил на митин­ги, вклю­чая несанк­ци­о­ни­ро­ван­ные. Без лож­ной скром­но­сти ска­жу, что у меня есть орга­ни­за­тор­ские способности.

Нас, ини­ци­а­то­ров, двое. Кро­ме меня это Габи­ден Жакей, извест­ный сво­ей граж­дан­ской пози­ци­ей. Мы при­шли к идее создать дви­же­ние «Халық сені­мі» еще в про­шлом году, но нам меша­ла пан­де­мия. Кста­ти, мы вели пере­го­во­ры с одной непар­ла­мент­ской пар­ти­ей по вхож­де­нию в ее пред­вы­бор­ный спи­сок, но нам в послед­ний момент отказали.

В про­шлую пят­ни­цу дви­же­ние со схо­жим смыс­ло­вым назва­ни­ем «Ел тіре­гі – Опо­ра Наро­да», кото­рая так­же декла­ри­ру­ет цель созда­ния поли­ти­че­ской пар­тии, про­ве­ло в Астане шествие с уча­сти­ем вете­ра­нов «горя­чих точек». В рядах «Халық сені­мі» так­же есть вете­ра­ны бое­вых кон­флик­тов. Подо­зри­тель­но поли­ти­зи­ро­ван­ны­ми ста­но­вят­ся вои­ны-вете­ра­ны. Совпадение?

– Да, я знаю, что в рядах «Ел тіре­гі» есть вете­ра­ны бое­вых кон­флик­тов. Нас же под­дер­жа­ли вои­ны-афган­цы. Но это сов­па­де­ние, мы спе­ци­аль­но такой цели не ста­ви­ли. Мне кажет­ся, их при­сут­ствие объ­яс­ня­ет­ся про­сто: быв­шие вои­ны дав­но име­ют свои орга­ни­за­ции, они актив­ны, их дея­тель­ность извест­на. Ска­жем так, если им чьи-то цели и зада­чи понят­ны и близ­ки, то им под­дер­жать это орга­ни­зо­ван­но не про­бле­ма. С дру­гой сто­ро­ны, уча­стие вои­нов-вете­ра­нов в наших дви­же­ни­ях и в поли­ти­ке допол­ни­тель­но пока­зы­ва­ет, что в стране есть серьез­ные проблемы.

– Не явля­ет­ся ли воз­рос­шая актив­ность в поли­ти­че­ском поле, в том чис­ле появ­ле­ние «Халық сені­мі», пред­вест­ни­ком досроч­ных пре­зи­дент­ских выбо­ров осе­нью это­го года? Насколь­ко это вероятно?

– Я бы ска­зал, что дело к каким-то досроч­ным выбо­рам идет. Мно­го раз­ных обсто­я­тельств, кото­рые гово­рят в поль­зу этой вер­сии. Фак­ти­че­ский инсти­тут двух пре­зи­ден­тов никак не спо­соб­ству­ет эффек­тив­ной рабо­те госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та. Соглас­но нашей дей­ству­ю­щей кон­сти­ту­ции, вож­жи долж­ны быть в одних руках. В общем, надо что-то менять, а это мож­но сде­лать толь­ко через выборы.

– Как бы вы оце­ни­ли дея­тель­ность пре­зи­ден­та Тока­е­ва, оправ­дал ли он ожи­да­ния общества?

– Я всё-таки с пре­зи­ден­том один вуз закон­чил и рабо­тал под его руко­вод­ством, поэто­му с моей сто­ро­ны было бы некор­рект­но гово­рить на эту тему. Но могу ска­зать одно точ­но, дея­тель­ность пер­во­го пре­зи­ден­та ско­вы­ва­ет воз­мож­но­сти дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та и дез­ор­га­ни­зу­ет рабо­ту всей вла­сти. Могу так­же доба­вить, что у меня и неко­то­рых моих еди­но­мыш­лен­ни­ков была попыт­ка сотруд­ни­че­ства с нынеш­ней вла­стью, и мы даже наме­ре­ва­лись создать некий ана­ли­ти­че­ский центр, но в послед­ний момент от нас отказались.

Перей­дём к вопро­сам насущ­ным, отве­ты на кото­рые дадут пред­став­ле­ние нашим чита­те­лям о ваших взгля­дах и пози­ци­ях. В этом году отме­ча­ет­ся 30-летие неза­ви­си­мо­сти Казах­ста­на. Какие про­ва­лы и дости­же­ния вы бы отметили?

– На это вопрос я отве­тил бы так. Дости­же­ний очень мало. Спо­кой­ствие в стране и толе­рант­ность – это не заслу­га вла­стей, это про­сто чер­та, при­су­щая наше­му наро­ду. Про­ва­лов мно­го, они всем извест­ны и не сто­ит их перечислять.

Как мы пом­ним, власть уста­ми пер­во­го пре­зи­ден­та нам пред­ло­жи­ла обще­ствен­ный дого­вор «Сна­ча­ла – эко­но­ми­ка, а потом – поли­ти­ка», т.е. про­си­ла нас, граж­дан не вме­ши­вать­ся в поли­ти­ку, пока они под­ни­ма­ют эко­но­ми­ку. Мы граж­дане свою часть дого­во­ра выпол­ни­ли, а вла­сти нет. Всё оста­лось в про­жек­тах и в каких-то абстракт­ных про­грам­мах. Теперь у нас ни поли­ти­ки, ни экономики.

Соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская ситу­а­ция ухуд­ша­ет­ся, цены рас­тут, жить с каж­дым днем ста­но­вит­ся труд­нее. Пан­де­мия обна­жи­ла все нако­пив­ши­е­ся про­бле­мы и, пря­мо ска­жем, неспо­соб­ность вла­стей решать про­бле­мы. Если рань­ше вла­сти реша­ли вопро­сы исклю­чи­тель­но день­га­ми, то сей­час преж­них боль­ших денег нет. На этом фоне вла­сти про­дол­жа­ют запус­кать руку в Наци­о­наль­ный фонд, кото­рый пред­на­зна­чен для буду­щих поко­ле­ний. С таки­ми тем­па­ми от Нац­фон­да может ниче­го не остаться.

Мас­штаб­ная кор­руп­ция охва­ти­ла весь госу­дар­ствен­ный аппа­рат. Ком­пе­тент­ность чинов­ни­ков вызы­ва­ет мно­го вопро­сов. Вла­сти мно­го гово­рят о слы­ша­щем госу­дар­стве, но, как мы видим, они нас, граж­дан, не слы­шат. Нам посто­ян­но гово­рят, что мы толь­ко в нача­ле пути к демо­кра­тии. Если вещи назы­вать сво­и­ми име­на­ми, то нам гово­рят пря­мо, что народ к демо­кра­тии, т.е., к само­управ­ле­нию не готов.

НСОД и вся­кие обще­ствен­ные сове­ты по сути явля­ют­ся каки­ми-то меж­ду­со­бой­чи­ка­ми, непо­нят­но, чем они зани­ма­ют­ся. Уро­вень дове­рия к вла­сти, как гово­рят в наро­де, ниже плинтуса.

В этой свя­зи мне поче­му-то вспо­ми­на­ют­ся сло­ва мое­го учи­те­ля по тру­ду Айма­жа­на из села Жана Тлек Бая­на­уль­ско­го рай­о­на. Когда он нас ругал за какие-то про­ступ­ки, то гово­рил: «Ни туда, ни сюда, а потом нику­да». Так и мы за трид­цать лет ни туда, ни сюда и в ито­ге никуда.

Какая, на ваш взгляд, фор­ма прав­ле­ния наи­бо­лее при­ем­ле­ма для Казах­ста­на? Ведь хва­ле­ная демо­кра­та­ми пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка несёт в себе скры­тые угро­зы, напри­мер, при­ход к вла­сти рели­ги­оз­ных сил. Дав­но не сек­рет, что в самой вла­сти они начи­на­ют нака­чи­вать мышцы.

– На мой взгляд, в силу наших осо­бен­но­стей у нас долж­на быть пре­зи­дент­ская фор­ма прав­ле­ния, но не с таки­ми супер­пол­но­мо­чи­я­ми, как сего­дня у пре­зи­ден­та. Про­ще гово­ря, власть (адми­ни­стра­тив­ная власть, сило­ви­ки) долж­на быть у пре­зи­ден­та, эко­но­ми­ка и финан­сы у пра­ви­тель­ства, кон­троль за ними у пар­ла­мен­та и плюс неза­ви­си­мый суд. Глав­ное, что­бы были усло­вия для вовле­че­ния достой­ных граж­дан и, в первую оче­редь, талант­ли­вой моло­де­жи к управ­ле­нию страной.

А что каса­ет­ся вопро­са про воз­мож­ность при­хо­да к вла­сти рели­ги­оз­ных сил, то рели­ги­оз­ный фак­тор уже стал реаль­но­стью нашей жиз­ни. Мы пони­ма­ем, что речь идет не о про­стых граж­да­нах-мусуль­ма­нах, а о тех наших граж­да­нах, кото­рые пока­зы­ва­ют свою рели­ги­оз­ность и кото­рых мы видим в нашей повсе­днев­ной жиз­ни. Вопрос не в том, что они испо­ве­ду­ют свое виде­ние исла­ма, а в том, что­бы они свои идеи не навя­зы­ва­ли дру­гим. В этой свя­зи сле­ду­ет напом­нить, что наше госу­дар­ство свет­ское, но со сво­бо­дой вероисповедания.

При­чи­на уве­ли­че­ния тако­го рода рели­ги­оз­ных людей одна – это отсут­ствие внят­ной госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии. А как мы зна­ем из жиз­ни, свя­то место пусто не бывает.

– Озвучь­те кон­крет­ные цели, постав­лен­ные перед вашим движением?

– Цель наше­го дви­же­ния «Халық сені­мі» кон­крет­на и понят­на. Мы хотим, что­бы власть все­гда при­слу­ши­ва­лась к сво­им гражданам.

Наши лозун­ги тоже про­сты и понят­ны. Ел – Роди­на, Жер – Зем­ля, Әділет – Спра­вед­ли­вость және Даму – Развитие.

Когда-то Мыр­жа­кып Дула­тов гово­рил: «Оян, қазақ!». Сего­дня тоже насту­пи­ло вре­мя про­буж­де­ния и, пере­фра­зи­руя эти сло­ва, мы гово­рим: «Оян, Азамат!».

  • Спа­си­бо за интер­вью! Жела­ем, что­бы ваше начи­на­ние заслу­жи­ло истин­ное Народ­ное Доверие!

Аза­мат ШОРМАНХАНУЛЫ, «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн