Суббота , 24 мая 2025

ТОКАЕВУ ВСЕ ВРУТ

Глав­ный редак­тор сай­та Exclusive.kz Кар­лы­гаш Еже­но­ва про­ве­ла очень инте­рес­ное интер­вью с экс-мини­стром транс­пор­та и ком­му­ни­ка­ции Сери­ком БУРКИТБАЕВЫМ и экс-вице-мини­стром энер­ге­ти­ки Бахыт­жа­ном Жак­са­ли­е­вым, печат­ную вер­сию кото­рой рады пред­ло­жить нашим читателям.

– Серик Мина­ва­ро­вич, вы так-то ска­за­ли, что буду­щее Казах­ста­на погре­бе­но под Аста­ной. Что вы име­ли в виду?

СБ: По моим оцен­кам, в стро­и­тель­ство Аста­ны было вло­же­но как мини­мум 100 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров бюд­жет­ных денег. При­чем это зани­жен­ная оцен­ка. В этой свя­зи я вспо­ми­наю, как во вре­мя засе­да­ния по обсуж­де­нию вопро­са о пере­но­се сто­ли­цы пре­зи­дент поклял­ся, что на сто­ли­цу не будет потра­че­но ни копей­ки бюд­жет­ных денег. Поэто­му я и ска­зал, что буду­щее Казах­ста­на зако­па­но под Аста­ной, на кото­рую потра­че­но не менее 100 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров США налич­ны­ми. Эти день­ги нуж­но было потра­тить на про­из­вод­ствен­ные нуж­ды. Если бы день­ги, потра­чен­ные на небо­скре­бы, каж­дый из кото­рых сто­ит 100 мил­ли­о­нов дол­ла­ров, рас­ки­дать по 20 обла­стям и 250 рай­он­ным цен­трам, то в каж­дом рай­он­ном цен­тре мож­но было бы постро­ить десят­ки совре­мен­ных про­из­водств. А эти про­из­вод­ства, выпус­кая про­дук­цию и полу­чая при­быль, левой ногой постро­и­ли сто­ли­цу в десять раз луч­ше. В этом слу­чае мы име­ли бы и про­из­вод­ство, и заня­тость, и раз­ви­тие стра­ны, и кра­си­вую сто­ли­цу. То есть я хотел ска­зать о том, что мы нару­ши­ли поря­док и алго­ритм развития.

– Одна из офи­ци­аль­ных при­чин пере­но­са сто­ли­цы из Алма­ты в Аста­ну была свя­за­на с пло­хой эко­ло­ги­ей и огра­ни­чен­но­стью ресур­сов. В насто­я­щее вре­мя Аста­на вхо­дит в десят­ку самых гряз­ных горо­дов мира. Как так случилось?

БЖ: Мы воль­но-неволь­но шли к это­му, посколь­ку в те годы были гром­кие лозун­ги о стро­и­тель­стве новой сто­ли­цы. Я хоро­шо пом­ню, как, пере­ехав в Акмо­лу, мы столк­ну­лись с боль­шим дефи­ци­том теп­ла и энер­гий. Это было ожи­да­е­мо, посколь­ку Акмо­ла явля­лась област­ным цен­тром с насе­ле­ни­ем 300 000 чело­век. Энер­ге­ти­че­ские мощ­но­сти, кото­рые тогда име­лись, были вполне доста­точ­ны­ми для област­но­го цен­тра и обес­пе­чи­ва­ли хоро­шую эко­ло­ги­че­скую обста­нов­ку. Име­ю­щи­е­ся в тот пери­од про­из­вод­ства тоже име­ли нагруз­ку на эко­ло­гию, но, тем не менее, город был абсо­лют­но чистым. По про­ше­ствии 25 лет мы видим, во что пре­вра­ти­лась сто­ли­ца. Бук­валь­но вче­ра, про­ле­тая над Аста­ной, я соб­ствен­ны­ми гла­за­ми видел облач­ный блин смо­га над горо­дом, кото­ро­го ника­кие розы вет­ров не подавляют.

– Это сезон­ная про­бле­ма или круглогодичная?

БЖ: Эта про­бле­ма ста­но­вит­ся круг­ло­го­дич­ной. С реше­ни­ем вопро­сов инфра­струк­ту­ры была постав­ле­на зада­ча по озе­ле­не­нию, так назы­ва­е­мый зеле­ный пояс вокруг сто­ли­цы. Зада­ча была достиг­ну­та. Да, воз­мож­но, не в таких мас­шта­бах, как мы хоте­ли, но вокруг сто­ли­цы зеле­ный пояс сего­дня суще­ству­ет. Это спо­соб­ству­ет тому, что были сни­же­ны вет­ро­вые нагруз­ки. Полу­чи­лось так, что зеле­ный пояс не толь­ко задер­жи­ва­ет вет­ра, но и смог, кото­рый висит над горо­дом.
Сте­пень застро­ек высо­ких зда­ний так­же небла­го­во­лит про­вет­ри­ва­нию. Я как энер­ге­тик гово­рю, что суще­ству­ет тер­мин «лаби­рин­то­вое уплот­не­ние». Это когда поток воз­ду­ха, про­хо­дя через пре­пят­ствия, сни­жа­ет дав­ле­ние, и все оста­ет­ся на месте.
Вся энер­го­си­сте­ма горо­да бази­ру­ет­ся на ТЭЦ‑1 и ТЭЦ‑2, кото­рая без­услов­но укруп­ни­лась. Кста­ти, их стро­и­тель­ство осу­ществ­ля­лось не за счет мни­мых инве­сто­ров, а за счет бюд­жет­ных средств. В энер­ге­ти­че­скую инфра­струк­ту­ру горо­да были вло­же­ны очень боль­шие сред­ства. Нагруз­ка уве­ли­чи­лась в два с поло­ви­ной раза. При нынеш­них тем­пах стро­и­тель­ства сно­ва ощу­ща­ет­ся дефи­цит теп­ла. Я, конеч­но, не ска­жу, что дефи­цит очень боль­шой, но тем­пы сего­дняш­не­го стро­и­тель­ства, в первую оче­редь жилья, дают о себе знать. Те про­грам­мы, кото­рые долж­ны обес­пе­чить сто­ли­цу необ­хо­ди­мым объ­ё­мом газа, для обес­пе­че­ния эко­ло­ги­че­ски чистой гене­ра­ции теп­ла не смо­гут в пол­ной мере с этим спра­вить­ся. Я не могу обсуж­дать прин­ци­пы гра­до­стро­е­ния, посколь­ку я не стро­и­тель и не зани­мал­ся урба­ни­за­ци­ей. Но как энер­ге­тик могу ска­зать, что энер­ге­ти­че­ская инфра­струк­ту­ра в части теп­ло­ге­не­ра­ции для рас­ту­ще­го горо­да, как Аста­на, остав­ля­ет желать не про­сто луч­ше­го, а тре­бу­ет ради­каль­но­го пере­смот­ра.
Раз­ви­тие горо­да, кото­рое про­ис­хо­дит в юго-запад­ном направ­ле­нии и в сто­ро­ну запа­да, не может уже быть обес­пе­че­но теп­лом, име­ю­щей­ся инфра­струк­ту­рой, кото­рая нахо­дит­ся в север­ной части горо­да. Надо отме­тить, что Аста­на явля­ет­ся вто­рой в мире после Улан-Бато­ра холод­ной сто­ли­цей. Даже те теп­ло­про­во­ды, кото­рые были отстро­е­ны во вре­мя пере­ез­да сто­ли­цы, уже тре­бу­ют заме­ны. Стро­и­тель­ство, кото­рое ведёт­ся сей­час, не отве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям энер­го­сбе­ре­же­ния. Если посмот­реть на зда­ния и соору­же­ния через теп­ло­ви­зор, то весь город будет крас­ным. Он све­тит­ся, пото­му что нет эко­но­мии теплопотребления.

– Когда я при­ез­жаю в Аста­ну, то часто вижу сле­ду­ю­щую кар­ти­ну: в квар­ти­рах силь­но жар­ко, а окна все­гда откры­ты. И это зимой. Где же тогда энергосбережение?

БЖ: Поли­ти­ка энер­го­сбе­ре­же­ния не может осу­ществ­лять­ся, если сам потре­би­тель не нач­нёт эко­но­мить. А это преду­смат­ри­ва­ет рост тари­фа. То есть чело­век дол­жен пони­мать, чем боль­ше он исполь­зу­ет энер­гии, тем боль­ше он запла­тит денег. Я убеж­ден, что луч­ше чело­ве­ку пока­зать реаль­ную кар­ти­ну, что­бы сов­мест­но с ним решать эту про­бле­му. Если мы не достиг­нем этой зада­чи, то нико­гда не побе­дим то состо­я­ние, в кото­ром сего­дня нахо­дим­ся.
Отдель­но хочу оста­но­вить­ся на тари­фах. Пере­вод Аста­ны на газ при­ве­дет к росту тари­фов. Пото­му что теп­ло, полу­ча­е­мое от угля, гораз­до дешев­ле, чем теп­ло, полу­ча­е­мое от газа. Даже при суб­си­ди­ро­ван­ной цене на газ на внут­рен­нем рын­ке тари­фы воз­рас­тут более чем в десять раз. Поэто­му мы долж­ны опре­де­лить­ся, что исполь­зо­вать и как исполь­зо­вать. Если мы будем исполь­зо­вать энер­гию эко­ном­но, то это напря­мую отра­зит­ся на улуч­ше­нии эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки в городе.

– Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция не толь­ко в Астане, но и в дру­гих горо­дах Казах­ста­на. Зачем нам две энер­ге­ти­че­ски и эко­ло­ги­че­ски небла­го­по­луч­ные сто­ли­цы, может быть, вер­нуть ста­тус сто­ли­цы для Алма­ты? Как вы отно­си­тесь к этой идее?

СБ: Я отве­чу в двух плос­ко­стях. Когда вы гово­ри­те, зачем нам такая сто­ли­ца, воз­ни­ка­ет нехо­ро­шая ассо­ци­а­ция, зачем нам тогда такая стра­на? Мы же пыта­ем­ся апел­ли­ро­вать к наро­ду и руко­вод­ству Казах­ста­на. Руко­вод­ство Казах­ста­на – это как муж в боль­шой друж­ной семье. Отец семей­ства не при­ни­ма­ет реше­ние, про­сто ска­зав: а давай­те мы постро­им вто­рой новый дом. Спер­ва он под­счи­та­ет свои затра­ты, что­бы понять, насколь­ко будут эффек­тив­ны­ми вло­жен­ные день­ги.
Бахыт­жан толь­ко что ска­зал, что мы посто­ян­но суб­си­ди­ру­ем отрасль энер­ге­ти­ки. У нас же все суб­си­ди­ру­ет­ся. Мы при­вык­ли решать любые про­бле­мы суб­си­ди­я­ми. Мы настоль­ко иска­зи­ли эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния: товар–деньги–товар. Любая вещь долж­на сто­ить ров­но столь­ко, сколь­ко она сто­ит. Наше сего­дняш­нее пра­ви­тель­ство исполь­зу­ет кра­си­вые сло­ва не для реше­ния про­бле­мы, а про­сто, что­бы ото­дви­нуть име­ю­щу­ю­ся про­бле­му. Мы не долж­ны ниче­го субсидировать.

Кто у нас потре­би­тель? Чело­век, семья, малый биз­нес. Мы суб­си­ди­ру­ем бен­зин. Полу­ча­ет­ся, мы суб­си­ди­ру­ем толь­ко тех, кто вла­де­ет авто­мо­би­ля­ми. Если чело­век ездит на доро­гой машине, кото­рая потреб­ля­ет мно­го бен­зи­на, то зна­чит, мы его суб­си­ди­ру­ем еще боль­ше. Давай­те мы уста­но­вим 100–200 пози­ции. Что­бы это было суб­си­ди­ей для каж­до­го казах­стан­ца, для каж­дой семьи. To есть собе­рем все суб­си­дии, моне­ти­зи­ру­ем их и запла­тим чело­ве­ку. А все осталь­ное будет сто­ить столь­ко, сколь­ко оно долж­но сто­ить. И тогда эко­но­ми­ка ста­нет нор­маль­ной. Энер­ге­ти­ки будут полу­чать столь­ко, сколь­ко сто­ит эта энер­гия. Кто будет рабо­тать пло­хо, тот разорится.

– Мой вопрос отно­си­тель­но пере­ез­да сто­ли­цы был вызван тем, что когда мы обсуж­да­ли тему пере­но­са сто­ли­цы обрат­но в Алма­ты, мои под­пис­чи­ки из чис­ла жите­лей Аста­ны ста­ли утвер­ждать, что это­го ни в коем слу­чае делать нель­зя, пото­му что там может быть зем­ле­тря­се­ние. Меня дан­ная пози­ция очень потряс­ла. Полу­ча­ет­ся, что 2,5 млн жите­лей горо­да Алма­ты обречены?

СБ: Пред­ла­гаю вспом­нить, какие были осно­ва­ния для пере­но­са сто­ли­цы? По исте­че­нии 25 лет ста­но­вит­ся понят­но, в чем заклю­ча­лась глав­ная моти­ва­ция пере­но­са сто­ли­цы. Тогда было озву­че­но мно­го аргу­мен­тов, как зем­ле­тря­се­ние, эко­ло­гия, бли­зость китай­ской гра­ни­цы. На сего­дняш­ний день все выше­ука­зан­ные аргу­мен­ты куда-то испа­ри­лись. Остал­ся толь­ко один аргу­мент. Пере­нос сто­ли­цы был свя­зан с тем, что­бы руко­вод­ство стра­ны мог­ло отда­лить­ся от алма­тин­ской эли­ты, кото­рая мог­ла ее кри­ти­ко­вать. Они пом­ни­ли, как ново­ис­пе­чен­ные руко­во­ди­те­ли стра­ны сде­ла­ли себе карьер­ную лест­ни­цу и какие за ними были гре­хи. Алма­тин­ская эли­та име­ла мораль­ное пра­во кри­ти­ко­вать ново­ис­пе­чен­ную власть. Они были стар­ше и опыт­нее.
Кого забра­ли в Аста­ну? Это были либо при­бли­жен­ные, либо так назы­ва­е­мые мла­до­тюр­ки. А вся эли­та оста­лась в Алма­ты. Мотив очевиден.

– Полу­ча­ет­ся, разо­рва­ли ком­му­ни­ка­ции меж­ду вла­стью и интеллигенцией?

СБ: Он сде­лал это спе­ци­аль­но. Таким обра­зом руко­вод­ство стра­ны изба­ви­лась от кри­ти­ки. Вот в чем заклю­ча­лась базо­вая идея.

– Вы не про­тив воз­вра­ще­ния сто­ли­цы в Алматы?

СБ: Про­тив. Мы еха­ли к вам через проб­ки, по аль-Фара­би, в обе­ден­ное вре­мя, в выход­ной день. Когда такое было?! Вы хоти­те, что­бы у нас три раза в сут­ки пере­кры­ва­ли доро­ги, когда началь­ни­ки будут ехать с обе­да или на обед?! В город Куна­ев, пожа­луй­ста, я согласен.

БЖ: Я думаю, дело не в вопро­се, куда пере­не­сти сто­ли­цу. Как у нас было. Сна­ча­ла мы сокра­ти­ли коли­че­ство област­ных цен­тров путем укруп­не­ния обла­стей. Теперь мы при­шли к мне­нию, что невоз­мож­но управ­лять таки­ми боль­ши­ми тер­ри­то­ри­я­ми из одно­го област­но­го цен­тра. Что было при­чи­ной пере­во­да Алма­тин­ской обла­сти в Тал­ды­кор­ган? Пото­му что когда Тал­ды­кор­ган лиши­ли ста­ту­са област­но­го цен­тра, про­изо­шло рез­кое ухуд­ше­ние. Полу­ча­ет­ся, Тал­ды­кор­ган суще­ство­вал за счет рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та. Они дума­ют так, если сде­лать област­ной центр, то все про­бле­мы будут реше­ны. В таком слу­чае давай­те созда­дим Эки­ба­стуз­скую область, что­бы решить про­бле­мы реги­о­на. Это непра­виль­ный подход.

СБ: Госу­дар­ствен­ный бюд­жет нашей стра­ны фор­ми­ру­ет­ся непра­виль­но ни поли­ти­че­ски, ни эко­но­ми­че­ски. Мы всё натас­ки­ва­ем в центр, затем воз­вра­ща­ем часть бюд­же­та обла­стям, а горо­дам рай­он­но­го и област­но­го под­чи­не­ния ниче­го не оста­ет­ся. Нам необ­хо­ди­мо сба­лан­си­ро­вать рас­пре­де­ле­ние бюд­же­та и дать моти­ва­цию каж­до­му област­но­му и рай­он­но­му мас­ли­ха­ту. Я в то вре­мя рабо­тал в пра­ви­тель­стве и видел, как всё это про­ис­хо­дит, и у меня серд­це кро­вью обливалось.

Я был сви­де­те­лем того, как ста­рое руко­вод­ство стра­ны созна­тель­но уби­ва­ло город Семи­па­ла­тинск. Его лиши­ли ста­ту­са област­но­го цен­тра и вычер­ки­ва­ли целые строч­ки бюд­же­та горо­да, кото­рые пред­на­зна­ча­лись на ком­му­наль­ные услу­ги, модер­ни­за­цию ТЭЦ и иной инфра­струк­ту­ры. Была лич­ная нена­висть к семи­па­ла­тин­цам.
Дай­те бюд­жет каж­до­му рай­он­но­му цен­тру. Про­пи­ши­те ста­тью, по кото­рой он может зара­ба­ты­вать, и дай­те ста­тью, по кото­рой будет тра­тить. Все!

– Если ли у Алма­ты какие-либо резерв­ные энер­го­мощ­но­сти в слу­чае зем­ле­тря­се­ния, о чём в послед­нее вре­мя ста­ли чаще говорить?

БЖ: Алма­тин­ский энер­ге­ти­че­ский узел берет свое нача­ло с 60–70–80‑х годов, когда сей­сми­че­ско­му аспек­ту уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние. Когда в 1973 году про­шел сел в Малом алма­тин­ском уще­лье, кото­рый мог вполне раз­ру­шить центр горо­да, один из моих стар­ших това­ри­щей Бату­ров Тимо­фей Ива­но­вич рас­ска­зы­вал, что когда всё зато­пи­ло и всё нуж­но было отка­чи­вать, он при­ни­мал реше­ние по стро­и­тель­ству новых под­стан­ций имен­но в рай­оне Медеу по энер­ге­ти­че­ско­му обес­пе­че­нию это­го ком­плек­са, кото­рые рабо­та­ют по сей день.
В 2005 году мы соста­ви­ли кар­ту, где прак­ти­че­ски весь город был закра­шен в крас­ный цвет. У нас не было ника­ко­го резер­ва для энер­го­обес­пе­че­ния допол­ни­тель­ных объ­ек­тов. И тогда нами было при­ня­то боль­шая про­грам­ма по модер­ни­за­ции элек­три­че­ских сетей Алма­ты, кото­рая была успеш­но реа­ли­зо­ва­на в 2008–2012 годы. Сего­дня Алма­ты на энер­ге­ти­че­ской кар­те прак­ти­че­ски зелё­ный город. Мы уже име­ем избыт­ки транс­фор­ма­тор­ных мощ­но­стей. Это подвиг­ло к рез­ко­му стро­и­тель­ству огром­но­го коли­че­ства жилья в цен­тре горо­да. За счет чего стро­ят эти дома. За счет деше­вой инфра­струк­ту­ры. Но так делать нель­зя! Это ухуд­ши­ло про­вет­ри­ва­е­мость горо­да. Как мож­но стро­ить дома выше девя­ти эта­жей выше про­спек­та Абая?! Отсут­ствие бри­за – это беда для Алма­ты.
Что каса­ет­ся сей­сми­че­ских угроз. Алма­тин­ская ТЭЦ‑2 была постро­е­на в вось­ми­де­ся­том году. Под ее стро­и­тель­ство было выбра­но место, где не было тек­то­ни­че­ских раз­ло­мов. Поми­мо это­го, саму стан­цию уси­ли­ли, углу­бив в зем­лю. При этом сама стан­ция сто­ит в есте­ствен­ном логу. Вся эта рабо­та была про­де­ла­на для того, что­бы зем­ле­тря­се­ние име­ло мини­маль­ное воз­дей­ствие на весь этот ком­плекс. Я могу уве­рен­но ска­зать, что это соору­же­ние абсо­лют­но сей­смо­без­опас­но, и в слу­чае сти­хий­ных бед­ствий она спо­соб­на обес­пе­чить город энер­ги­ей. Все дру­гие энер­ге­ти­че­ские объ­ек­ты, постро­ен­ные в наше вре­мя, так­же име­ют сей­смо­за­пас. Одна­ко не сле­ду­ет забы­вать, что у нас есть недоб­ро­со­вест­ное стро­и­те­ли и под­ряд­чи­ки. Всё же име­ю­щи­е­ся ком­му­ни­ка­ции не поз­во­лят оста­вить город без элек­три­че­ства и тепла.

Я хотел бы осо­бо отме­тить, что в Алма­ты боль­шой потен­ци­ал гид­ро­энер­ге­ти­че­ско­го стро­и­тель­ства. Но, к сожа­ле­нию, вот уже более 5 лет я не могу про­бить сво­их кол­лег, кото­рые при­шли после меня, что­бы создать усло­вия для раз­ви­тия гид­ро­энер­ге­ти­че­ско­го потен­ци­а­ла Южно­го и Восточ­но­го Казах­ста­на, а так­же горо­да Алма­ты.
Пото­ки воды гор­ных рек име­ют огром­ный потен­ци­ал гене­ра­ции элек­три­че­ской энер­гии. Во-пер­вых, она эко­ло­ги­че­ски чистая и воз­об­нов­ля­е­мая. А самое глав­ное – после воз­вра­та инве­сти­ци­он­но­го капи­та­ла она ста­нет самой деше­вой электроэнергией.

Сего­дня в мини­стер­стве вто­рят, что стан­ции долж­ны стро­ить­ся на кон­ку­рент­ной осно­ве, и хотят внед­рить еди­ный меха­низм гид­ро­стан­ции. Это невоз­мож­но. Поче­му мини­стер­ство не сде­ла­ло ниче­го за послед­ние 5 лет? Пото­му что они не хотят при­ни­мать на себя ника­кой ответственности.

– Вы сде­ла­ли мно­гое для стра­ны как про­фес­си­о­на­лы. Вы состо­яв­ши­е­ся люди, и тем не менее я вижу, что вы гори­те жела­ни­ем работать.

БЖ: Мои убеж­де­ния явля­ют­ся основ­ным сти­му­лом про­яв­ле­ния мое­го бес­по­кой­ства по даль­ней­ше­му раз­ви­тию нашей стра­ны, эко­но­ми­ки. Даль­ней­шее раз­ви­тие госу­дар­ства долж­но бази­ро­вать­ся не на тех прин­ци­пах, кото­рые сего­дня суще­ству­ют, когда в руко­вод­стве в боль­шей части высо­ко­мо­ти­ви­ро­ван­ные, но низ­ко ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты. У нас нет спе­ци­а­ли­стов. Если бы я видел, что в отрас­лях рабо­та­ют силь­ные спе­ци­а­ли­сты, то ради бога. Я ото­шел бы в сто­ро­ну и при­вет­ство­вал бы их. Но когда дела­ют не то, что непра­виль­ные шаги, а докла­ды­ва­ют выс­ше­му руко­вод­ству стра­ны такие вещи, кото­рые не будут рабо­тать на эле­мен­тар­ных физи­че­ских законах.

Поэто­му у нас мно­го пору­че­ний, кото­рые про­сто невоз­мож­но выпол­нить. Гла­ва госу­дар­ства дает пору­че­ния, кото­рые никто не выпол­ня­ет. Поче­му нико­го не нака­зы­ва­ют? А кого нака­зы­вать? Эти люди, про­сто-напро­сто сфор­му­ли­ро­вав ту или иную пози­цию, точ­но пони­ма­ли, что это лозунг. А когда дохо­дит до того – делать или не делать, в боль­шей части скло­ня­ют­ся, что­бы не делать.

То, что про­изо­шло в Эки­ба­сту­зе, – это зво­но­чек, как в Пет­ро­пав­лов­ске. Я про­сто не могу оста­но­вить­ся, не завер­шив те или иные вопро­сы, кото­рые созда­дут усло­вия для даль­ней­ше­го раз­ви­тия страны.

Газет­ный вари­ант интер­вью подготовил

Аза­мат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн