994 ДНЯ  Семипалатинска под именем «АЛАШ»

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №1 (318) от 8 января 2016 г.

 

Великий юбилей года

 

Почти 100 спустя претворение в жизнь Постановления ІІ Всеказахского курултая в Оренбурге об избрании города Семипалатинска, ныне Семей, столицей вновь образованной Автономии Алаш с переименованием его в «Алаш», должен явиться осуществлением воли и чаяния казахского народа и восстановлением его исторической памяти. Это особо актуально накануне 150-летия Алихана Букейхана, основателя и главы Автономии Алаш, которое будет отмечаться под эгидой ЮНЕСКО, и 100-летия собственно Автономии Алаш.

 

В этом году нас ждут две юбилейные даты, значение для молодого независимого государства и его народа которых трудно переоценить. Это прежде всего 150-летие Алихана Нурмухамедулы Букейхана (1866–2016), выдающегося общественного и государственного деятеля, истинного творца отечественной истории начала ХХ века, восстановившего национальную государственность в лице Автономии Алаш, основателя и лидера первой казахской политической партии «Алаш», виднейшего ученого-энциклопедиста, публициста и журналиста. Важно заметить, что предстоящий в 2016 году юбилей национального лидера начала ХХ века пройдет непосредственно с участием или, как обычно принято говорить, под эгидой ЮНЕСКО.

Вторая историческая дата, наступающая буквально вслед за первой, тесно и напрямую связана опять же с именем и сознательной жизнью А.Н.Букейхана. Поскольку, как банально это ни звучит, когда мы изучаем, исследуем, читаем, слышим по радио или наблюдаем по телевидению о движении, партии и Автономии под единым названием «Алаш», то перед глазами неизменно возникает яркая фигура А.Н.Букейхана. Так в 2017 году исполняется 100 лет со дня образования Национальной автономии Алаш, основателем, первым и последним главой которой был и навсегда останется он – Алихан Букейхан. Он же Қыр баласы – Сын степей, он же Сын Алаш, он же Отец и Лидер нации, он же глава и премьер-министр Автономии Алаш в одном лице, он же… Враг народа и лидер буржуазного национализма…

Это о нем говорили современники и в начале ХХ века и начале ХІХ-го, что он был первым казахом-европейцем. Подобное сравнение было закономерным при его яркой общественно-политической и многогранной научно-публицистической деятельности, вероятно, звучало лестно для его ближайших соратников по движению Алаш, продолжает ласкать слух и наших современников, открывающих отечественную историю заново. Но его самого, реально преследовавшего поднять казахскую культуру до западноевропейского уровня, о чем писал в очерке «Киргизы» еще в 1910 году, это сравнение оскорбило бы до глубины души. В одной из своих рецензий в 1924 году он писал: «Каковы нравы европейцев? Осталось ли еще злодеяние, которое они не творили? Из осла, на котором ездили в эпоху Иисуса, благодаря знаниям они пересели на автомобиль и аэроплан. Но нравы остались те же». Он видел национальную культуру на западноевропейском уровне, но явно с казахским содержанием.

Но об этом успеем более подробно поговорить в самом недалеком будущем. Сейчас же речь о другом. В частности, чем ближе юбилейные мероприятия, тем чаще звучат различные предложения. От здравых до несовсем.

Не так давно в статье, опубликованной в одной из республиканских газет, автор Ардак Беркимбай предлагал присвоить имя А. Н. Букейхана городу Курчатову. Процитирую его дословно (произвольный перевод мой): «У расположенного на территории военного полигона сверхсекретного и закрытого города Курчатова прежде были другие названия, как «Москва-400», «Жағалау» (?) и «Семипалатинск-21»… Город Курчатов относится к Восточно-Казахстанской области. Расположен в 130 км к северо-западу от Семей. В свое время это место на карте значилось как станция «Конечная» или «Село Молдары». Было бы логично, если этому городу, имеющему статус «научного центра», присвоить имя Алихана Букейхана. Да и до его родного Актогая рукой подать».

Молодой, но уже вполне известный историк Жаксылык Сабитов на брифинге, проведенного в Службе центральных коммуникаций, предложил не раз озвученную в казахской прессе и на различных научных конференциях идею о присвоении имени Алихана Букейхана Евразийскому национальному университету в Астане, носящему имя Льва Гумилева со дня его основания. Представители еще двух частных ВУЗов изъявили готовность присвоить имя Алихана Букейхана своим университетам в честь его 150-летия. Очевидно, из трех перечисленных вузов наиболее достойным носить имя легендарного Сына степей является бесспорно Евразийский национальный университет, основанный по инициативе и покровительству первого президента – лидера нации Нурсултана Назарбаева.

Пока же в двух столицах страны имя Алихана Букейхана носят лишь две небольшие улочки – бывшая Аэродромная в Алматы и бывшая улица Сакко и Ванцетти в Астане, протяженность которой составляет буквально два квартала – от памятника Кенесары на берегу реки Есиль до улицы Абая. Причем в Алматы его имя указано с грубым искажением, с прибавлением суффикса «ов», как «Бөкейханов» (на казахском) и «Букейханов» (на русском). Инициатива о переименовании одну из центральных улиц Алматы в Алихана Букейхана (подразумевали либо проспект Ленина, позже переименованный в Достык, либо нынешнюю улицу Фурманова), поднятая еще в середине 90-х годов прошлого века, не нашла должной поддержки. И в преддверии его 150-летия эта инициатива вновь актуальна.

Что касается предложения о переименовании города Курчатова в честь и память Алихана Букейхана, то для этого никаких оснований нет. Город, позже переименованный в Курчатов, основанный лишь после ІІ Мировой войны, не имеет ничего общего ни с именем или деятельностью Алихана Букейхана, ни с национально-освободительным движением «Алаш». Мало того, нет никакой гарантии того, что городу Курчатову в недалеком будущем не грозит печальная судьба ряда моногородов-призраков, оказавшихся не востребованными после развала СССР. Присвоение ему нового очередного имени, имени Алихана Букейхана, вряд ли спасет город от роковой судьбы.

Но в свою очередь существует другой город, который пребывает в незаслуженном забвении, несмотря на свою теснейшую связь не только с именами великих исторических личностей и деятелей, как Абай Кунанбайулы, Алихан Букейхан, Шакарим Худайбердыулы, Мухтар Ауэзулы и другие, но и с судьбоносными для казахского народа историческими событиями начала ХХ века. Этот город, лишившись в середине 90-х годов прошлого столетия статуса административного центра области, постепенно, но верно чахнет. Поэтому именно он нуждается в реабилитации с исторической, экономической и политической точек зрения, как город имеющий богатую, почти трехсотлетнюю историю и славную традицию. Самым реальным путем реабилитации города может явиться его переименования из его нынешнего название в город Алаш. Как многие уже догадались, речь идет о городе Семее.

Важно подчеркнуть, что нынешнее название города это несовсем, точнее уж совсем не переименование из Семипалатинска в Семей, а лишь законодательное закрепление казахской транскрипции прежнего названия. По всей вероятности, у инициаторов переименования города не хватило аргументов и фактов. Между тем существует ряд веских и исторических, и законодательных оснований для переименования города из его даже нынешнего названия Семей в Алаш.

Начну с первого основания – исторического. Не углубляясь в дебри истории города, напомню, что в течение почти трех лет – с 25 декабря (по старому – 12 декабря) 1917-го до 22 сентября 1920 года, или ровно 994 дня – город Семипалатинск верой и правдой служил официально столицей Национально-территориальной Автономии Алаш, где распологались все центральные государственные учреждения Народного совета (правительства) под названием Алаш-Орда. Это во-первых.

Во-вторых, свои столичные функции город выполнял под названием «Алаш», о чем свидетельствует архивный документ – переписка и распоряжения главы Автономии Алаш и председателя Народного совета Алаш-Орда Алихана Букейхана, отпечатанная на правительственном бланке (фото № 1, 2), где местом его расположения указан город Алаш.

Теперь что касается юридических оснований для переименования.

Семипалатинск был избран столицей только что провозглашенной Национальной Автономии Алаш, пусть и временно, обратите внимание – ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ІІ ВСЕКАЗАХСКОГО КУРУЛТАЯ (съезда) от 25 декабря 1917 года, в І-IV и VI пунктах протокола которого дословно зафиксировано следующее (фото № 3, 4):

«І. Образовать территоріально національную автономію областей Букѣевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семирѣченской, Сыръ-Дарьинской, киргизскихъ уѣздовъ Ферганской, Самаркандской, Амударьинского Отдѣла Закаспійской области, смежных киргизскихъ волостей Алтайской губерніи, представляющихъ сплошную территорію съ господствующимъ населеніемъ Казакъ-Киргизскимъ единаго происхожденія, единой культуры, исторіи и единаго языка.

ІІ. Автономіи Казакъ-Киргизскихъ областей присвоитъ названіе АЛАШЪ.

ІІІ. Территорія автономныхъ областей Алашъ со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, ихъ богатствами, а также недрами земли составляетъ собственность Алашъ…

ІV. Всѣмъ, кто живетъ среди Казакъ-Киргизъ, ГАРАНТИРУЮТСЯ права меньшинства (!). Во всехъ учрѣжденіяхъ автономіи Алашъ представители всехъ націй должны быть представлены пропорціонально. Предоставляется также экс-территоріальная и культурная автономія темъ, кто безъ территоріии окажется въ пределахъ Автономіи Алашъ (!!!).

  1. Въ целяхъ спасенія области Алашъ отъ общаго развала, анархіи, организовать Временный Народный Советъ «Алашъ-Орда», состоящій изъ 25 членовъ, 10 местъ изъ которыхъ предоставить РУССКИМЪ И ДРУГИМЪ НАРОДАМЪ, живущимъ среди Казакъ-Киргизъ. Местомъ пребываниія Алашъ-Орда временно ИЗБРАТЬ СЕМИПАЛАТИНСКЪ…».

Следовательно, это исто­рический факт, что Семипалатинск стал столицей восстановленного национального государства по воле и чаянию казахского народа через ІІ Всеказахский курултай, который состоялся в Оренбурге 18-26 декабря (5-13 декабря – по старому) 1917 года при участии 82 делегатов, делегированных от всех перечисленных в его протоколе регионов. По сведению первой правительственной газеты «Еңбекші қазақ» («Рабочий казах» – ныне «Егемен Қазақстан») от 28 октября 1924 года, накануне І Мировой войны казахи составляли 6,47 миллионов человек и являлись пятым крупным народом в колониальной империи. В своей докладной записке, составленной для Совета министров Сибирской автономии в июле 1918 года, Алихан Букейхан, уже в ранге главы Автономии и премьер-министра Алаш-Орды в одном лице, отмечал: «Автономія Алашъ объединяетъ 6-ти милліонное казакъ-киргизское населеніе Казакскаго Края, никогда не входившаго въ составъ Сибири и Туркестанскихъ областей; Автономія Алашъ… составляетъ крупную, съ 10 милліоннымъ насѣле­ні­емъ, политическую единицу».

Свой высокий статус нынешний Семей потерял лишь 22 сентября 1920 года, в день подписания нового декрета ВЦИК о введении в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбургской губернии и определения города Оренбурга как столицу преобразованной из Национальной Автономии в советскую республики. Свое столичное же название «Алаш» город продолжал носить вплоть до 1927 года. Что касается названия Алаш, то его история вкратце такова.

Алихан Букейхан в своем очерке об истории казахов «Киргизы», изданном в 1910 году С.-Петербурге в сборнике «Формы национального движения в современных государствах», отмечал, что «Алаш – имя единого предка казахов, пусть даже и мифического». В период с 1905 по 1920 годы имя Алаш стало идеей и лозунгом национального единства, возрождения и восстановления национального государства казахов. Именем Алаш были названы и национально-освободительное движение начала ХХ века, первая демократическая партия, и национально-территориальная автономия и ее первая столица. Об объединительной силе имени и идеи «Алаш» свидетельствует тот факт, что в ноябре 1917 года по итогам выборов во Всероссийское Учредительное собрание подавляющее большинство казахов поддержало ни партию «Үш жүз» («Три жуза»), ни большевистких социал-демократов, а именно партию «Алаш», которая монопольно получила 43 депутатских мандата.

По одному историческому документу, часть города Семипалатинска, известная до революции 1917 года как Заречная Слободка, уже к 1916 году называлась Алаш. Эту ¼ часть города в подавляющем большинстве занимали казахская интеллигенция, казахские баи-скотопромышленники и купцы. Казахский комитет Семипалатинской области, организованный буквально вслед за февральской революцией 1917 года, на одном из заседании рассматривал вопрос о переименовании Заречной Слободки в город Алаш, но отложил. В январе 1918 года, в соответствии с Постановлением ІІ Всеказахского съезда, Всеказахский народный совет Алаш-Орда из Оренбурга переехал в Семипалатинск, разместив все учреждения в Заречной Слободке, которая приступила к исполнению функции столицы Автономии Алаш уже под названием Алаш.

В заключение остается добавить, что только перечисленные исторические факты не оставляют никаких оснований на бюрократические отговорки и более чем достаточно, чтобы – во исполнение Постановления ІІ Всеказахского курултая от 25 декабря 1917 года – город Семей переименовать в Алаш. В случае переименования города в Алаш, он под старо-новым названием станет наилучшим, достойным памятником в честь – одновременно – и 100-летия Автономии Алаш и 150-летия со дня рождения Алихана Букейхана – ее основателя и главы.

Напомню, что 150-летие со дня рождения А.Н.Букейхана наступает в 2016 году, 100-летие Автономии Алаш – 2017 году.

 

Султан Хан АККУЛЫ,

историк, публицист

 

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн