Талгат МАМЫРАЙЫМОВ, политолог: Каждый народ заслуживает СВОИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

Предвыборная кампания в Казахстане вошла в самую активную фазу – агитационную. Хотя главный претендент на пост президента – действующий глава государства Нурсултан Назарбаев начал ее давно: как только Акорда озвучила информацию о назначении досрочных выборов, казахстанские телеканалы уже стали агитировать народ сюжетами, где артисты, ректоры взахлеб рассказывали, какой у нас замечательный президент. Но простому избирателю в этой кампании агитация не нужна, он и без нее знает, с кем проснется утром 27 апреля.

Больший интерес выборы-2015 представляют с точки зрения геополитической и экономической ситуаций и будущего Казахстана. Отечественные и зарубежные эксперты высказывают различные мнения. У гостя «Диалога» «ДАТа» – политолога Талгата МАМЫРАЙЫМОВА – свой барометр.

 

– Будем считать, что выборы уже состоялись, т.к. в них уже победитель заведомо известен: в этой постановке Назарбаев – главный балерон, а те двое – танцоры кордебалета. Согласны?

– Другие два кандидата не видятся как самостоятельные политические фигуры, способные на какие-либо электоральные сюрпризы, даже если им предложат серьезную для этого помощь. Судя по всему, это и нужно было не только Назарбаеву, но и его окружению. Им нужен статус-кво своих интересов, позиций в экономике, политике, которые они получили благодаря Назарбаеву. В этой связи симптоматично, что в этот раз Назарбаева более интенсивнее «упрашивали» идти на выборы, нежели это было на других электоральных кампаниях. А когда он заявил, что у него есть планы уйти в отставку, то это не на шутку встревожило многих в нашей политико-экономической элите. Поэтому многие из тех уговоров Назарбаева выдвинуть свою кандидатуру, могут быть искренними. Тем самым Кусаинову и Сыздыкову не остается ничего, как исправно служить декорациями, о смене которых говорил Назарбаев во время высказанных им предположений об уходе из большой политики. Соответственно, оглушительная победа Назарбаева на предстоящих выборах просто предопределена.

– А если состряпан такой смешной сценарий предстоящих президентских выборов, то стоило ли огород городить? Зачем нужны были эти досрочные выборы Нурсултану Назарбаеву, как вы думаете?

– Еще в прошлом году, прогнозируя проведение этих внеочередных президентских выборов, я указывал, почему они будут проведены. Поэтому повторю эти озвученные тогда мною тезисы с некоторым небольшим дополнением. Во-первых, Назарбаеву нужны были внеочередные президентские выборы, чтобы, возможно, спокойно начать транзит своей власти. По-иному говоря, Назарбаев не мог ждать очередных президентских выборов 2016 года. В этом смысле его слова о необходимости сменить декорации, видимо, что-то значат. После победы на выборах Назарбаев, видимо, приступит к транзиту своей власти, который может растянуться на один или два года. Соответственно, нас ждет, хоть и фасадная, но трансформация правящего режима посредством перехода к полупрезидентскому режиму. Собственно, об этом сам Назарбаев частично сказал на недавнем съезде партии «Нұр Отан». Показательно, что все последние громкие заявления он сделал на мероприятиях этой партии, в том числе послание прошлого года. Назарбаеву для реализации своих гипотетических планов сейчас очень важна поддержка своей партии. Поэтому-то у руля этой партии он собрал приближенных к себе людей, включая свою старшую дочь.

Во-вторых, кризис усиливается, мы видим, что низкие цены на нефть могут быть еще довольно длительное время; может быть осуществлена девальвация. В результате в течение года может существенно ухудшиться социальный климат, что, конечно, не могло быть на руку Назарбаеву, если бы президентские выборы проводились в срок. Кроме того, наша правящая элита в целом лихорадочно боится народного бунта – они знают, на что способен разъяренный казах. В большей мере, поэтому в прошлом году был принят проект «Нұрлы жол», который тем самым одновременно является неким фундаментом, созданием благоприятного социального фона для транзита правящего режима.

– То есть, Талгат, вы полагаете, что выделенные средства из Нацфонда по проекту «Нұрлы жол» могут быть реально направлены на оздоровление экономики, улучшение уровня жизни простого народа?

– Если брать только личный интерес Назарбаева, то понятно, что в период транзита политического режима ему очень нужна будет массовая народная поддержка, так как он, видимо, опасается политической конкуренции со стороны некоторых представителей элиты. А для этого Назарбаеву нужно решить главную, основополагающую проблему для многих казахстанцев – безработицу. Неслучайно он в последнее время много об этом говорит – о необходимости открытия новых рабочих мест. Наличие работы, тем более хорошо оплачиваемой, рассматривается многими казахстанцами как главное условие, инструмент для достижения благополучия. Соответственно, практически любой проект, предоставляющий работу и несущий практическую, долговременную пользу, будет востребован на селе, в депрессивных районах и местах с повышенным уровнем безработицы.

Кстати, Назарбаев недавно заявил о создании при себе комиссии по модернизации страны. Он, по-видимому, серьезно настроен на то, чтобы оставить свое имя в истории после ухода с поста президента. Этими мерами он, возможно, также добивается, чтобы впоследствии, после его физического ухода в мир иной, не были ущемлены его разные интересы. То есть этому будет препятствовать позитивное его наследие для народа, если проект по модернизации страны станет полноценной реальностью.

– Думаете, что Назарбаев реально готов покинуть свой пост? Многие оппозиционные политики ведь говорили, что он до конца будет держаться за свою власть. Или они не правы?

– Я не говорю, что Назарбаев, оставив преемника, сам будет подобно Диоклетиану выращивать капусту, полностью отстранившись от политики. Представляется, что в этот транзитный период Назарбаев, пока у него будет физическая возможность, вряд ли отойдет от вмешательств в управление государством. Для этого по закону о лидере нации у него есть масса разных возможностей и путей. При этом не исключено, что поддержание стабильного транзита может обернуться в массовые ограничения свободы слова, инакомыслия. Ведь Назарбаев во время интервью 22 декабря прошедшего года сказал, что власть будет судить всякого, занимающего дестабилизацией общественного мнения. Он, видимо, опасается, что его власти, планам по ее транзиту могут угрожать внутриреспубликанские «заговоры».

Поэтому в этот период он может начать ощутимую перезагрузку внутриэлитного поля. Собственно, недавний домашний арест Серика Ахметова является неким отголоском этого. В данном случае Назарбаев, возможно, воспользовался внутриэлитной борьбой, чтобы в своем классическом стиле, разогревая интриги, поддерживать баланс сил групп влияния. В этой связи, думается, что абсолютно беспочвенны разговоры о том, что «Акела промахнулся», что Назарбаев, по причине своего преклонного возраста якобы не контролирует ситуацию на внутри­элитном поле и что там зреют «заговоры» против него. Представляется, что это – абсолютная чепуха. Какие могут быть заговоры среди тех, кто является его «продуктом», и все имеют благодаря ему? К тому же у казахов менталитет не позволяет заниматься такими вещами. Если и будет борьба за власть, то все будет решаться посредством относительно спокойных, закулисных переговоров.

– Давно известно всем, кто находится около политики, что Назарбаев чересчур осторожный политик. В этой связи некоторые около акординские эксперты подбрасывают в общество мысль о том, что, затевая досрочные президентские выборы, Назарбаев думает не о дальнейшей своей президентской карьере, а что его прежде всего беспокоит сложившаяся геополитическая обстановка вокруг Казахстана. Мол, нам нужен его авторитет перед Путиным, да и во всем мире, без него в этой неразберихе мы пропадем. Вы согласны с таким мнением?

– Не исключено, что Назарбаев сейчас опасается, что Кремль может смести его с поста президента, заменив на «своего» человека, который будет более сговорчив и согласен войти под протекторат России. После украинского конфликта многие на постсоветском пространстве стали бояться, что Москва готова силой их подчинить.

Например, недавно в Астане прошла трехсторонняя встреча президентов Казахстана, России и Беларуси. Возможно, на этой встрече Назарбаев пытался заручиться поддержкой Путина в предстоящих выборах на случай их форс-мажорных ситуаций. Возможно, поэтому в кулуарах этой встречи Путин в интервью сказал, что Назарбаев не нуждается в поддержке, поскольку пользуется авторитетом среди казахстанцев. То есть, по итогам данной встречи, Назарбаев, может быть, хотел заручиться неким негласным поручительством, что Кремль не будет вмешиваться во внутренние дела Казахстана, по крайней мере, в период электоральной кампании.

Кроме того, Назарбаев, по-видимому, понимает, что особенно сейчас, в сложной геополитической ситуации основой независимости выступает поддержка, доверие к власти со стороны народа. В этом плане досрочные выборы также могут рассматриваться как некая мобилизация Назарбаевым народной поддержки на случай форс-мажоров.

Возможно, по этой причине многие «инициаторы» этой досрочной избирательной кампании ссылались на необходимость поддержать стабильность на фоне сложной геополитической ситуации.

Не исключено, что опасения Астаны, Минска в отношении Кремля стали одной из причин «торговых войн» стран-членов Таможенного союза в прошлом году, что позволило многим говорить о фактическом откате, конце евразийской интеграции. В этом году у северного соседа могут быть очень большие катаклизмы, которые поставят российское общество на грань гражданской войны, крупных межэтнических конфликтов с сепаратистским оттенком. Понятно, что главным катализатором такого сценария может стать глубокий экономический кризис. Впрочем, этот кризис, да и эти возможные события в России могут сильно изменить и Казахстан…

– В настоящее время, как нам кажется, казахстанцам совсем безынтересны эти выборы, их беспокоит, прежде всего, вопрос – что будет после 26 апреля? Пойдет ли Назарбаев на конституционные реформы, полноценные политические изменения? Или на оставшуюся жизнь ему с лихвой хватит те пять институциональных реформ, которых он огласил на расширенном заседании правительства?

– Действительно, многим казахстанцам сейчас, по сути, глубоко безразлично, какие политические проекты затевает действующая власть. Казахстанцы уже давно поняли, что у нас за счет выборов невозможно изменить государственную политику. Люди видят, что наши политики борются в основном за свои интересы, имитируя отстаивание народных требований, запросов лишь для набора политических очков и рейтинга.

В нашем обществе сейчас практически нет никакой веры в политиков, что они готовы в политическом процессе отстаивать интересы простого народа. Нашему обществу нужны реальные позитивные Перемены, когда люди получат достойный уровень жизни, не будут беспокоиться за поддержание и защиту других своих гражданских и политических прав.

В начале 1990-х годов, когда у нас была некоторая демократизация, свободная политическая конкуренция, казахстанцы активно участвовали в выборах, надеясь на лучшие перемены. В этом плане стагнация интереса нашего общества к политической жизни, гражданскому политическому участию стала следствием именно воцарения суперпрезидентского авторитарного режима. Поэтому есть большие сомнения, что Назарбаев как создатель такой политической системы, может пойти на кардинальную модернизацию общественно-политической жизни. Такой же вывод напрашивается и в отношении возможностей эпохальных позитивных подвижек в социально-экономической системе Казахстана в ближайшее время. Дело в том, что такого рода изменения невозможны без модернизации политической системы, которая является главной оболочкой всех общественных подсистем.

Наша власть часто говорит о том, что полноценный переход к демократии в Казахстане невозможен. При этом указывают на необходимость внедрения в нашей стране своей модели демократии, отличной от ее западной колыбели, так как казахи якобы не готовы к такому правлению. В основном в таком ключе обосновывается внедрение у нас суперпрезидентской республики. Но на самом деле есть больше резонов полагать, что суперпрезидентская республика в Казахстане создана для удержания власти Назарбаева. Тем самым после его ухода эта система просто развалится, потому что никто не сможет ее воссоздать или удержать за короткий срок, не имея до этого безоговорочного доминирования среди элиты.

То есть, все разговоры о том, что у нас нет человека, способного заменить Назарбаева у руля власти, являются абсурдными. В действительности, смысл этих утверждений сводится к тому, что в казахстанской элите сейчас, кроме Назарбаева, нет человека, которого бы все были готовы безоговорочно слушаться. Но такие заявления истинны для поддержания существования суперпрезидентской системы. Но практика показала, что данная форма правления пагубна для Казахстана. Тем более если в данном случае учитывать большую территорию, этнические и идеологические диспропорции нашего государства. Таким образом, в Казахстане наиболее эффективно некое коллегиальное правление с активным участием гражданского общества на местах. Под такую политическую систему подпадают парламентская и парламентско-президентская республики…

– Как вы сами уже наверняка заметили, предложение Путина об общей валюте Евразийского экономического союза прозвучало не вовремя, когда в Казахстане затеяны перевыборы Назарбаева. Как вы думаете, почему он подбросил эту мысль некстати, когда ему как лидеру нации крайне нужны были не менее 99% голосов избирателей страны? Зачем в такой электоральный момент Путин захотел проверить Назарбаева, как говорится, «на вшивость»?

– Не думаю, что это проверка «на вшивость», тем более на трехсторонней встрече в Астане Путин сказал, что Назарбаева на выборах поддержат все, кто любит Казахстан. Мне кажется, что данное предложение Путина больше относится к разряду воодушевляющих россиян мегапроектов популистского характера. Это его заявление, видимо, направлено на поддержание идеи российской имперской великодержавности среди простого русского народа. Для самой России переход на общую валюту ЕАЭС, как минимум, в ближайшие два года будет абсолютно невыгодным. В этом плане показательно, что недавно первый вице-премьер РФ И.Шувалов заявил, что не надо спешить с введением общей валюты ЕАЭС.

– А почему тогда на предложение Путина о единой валюте до сих пор нет ответа со стороны самого Назарбаева. Молчание – знак согласия? Кстати, он уже со своей очередной предвыборной программой, с этой так называемой «Нұрлы жол», разъезжается по стране. На этих поездках и встречах с избирателями ему задаются различные заранее заготовленные вопросы. Но о дальнейшей судьбе тенге – ни-ни.

– Наши власти, в том числе Назарбаев, не решатся напрямую отвергнуть предложение Путина, к тому же, должно быть, понимая, что оно носит больше популистский характер. Иначе говоря, Акорда, возможно, условно, без обязательств, подыгрывает Путину в этих его имперских мессиджах своему народу. Тем более, что сейчас дальнейшая судьба тенге сильно зависит от России. Как известно, Назарбаев пытается добиться согласия Путина на введение разных ограничений импорта дешевых российских товаров, чтобы защитить казахстанских производителей. Увы, реальность такова – мы слишком слабая страна, чтобы в одностороннем порядке диктовать свою волю России. Но в том-то и проблема, что за более чем 20 лет наша власть не предприняла кардинальных мер по исправлению этой ситуации, принимая лишь половинчатые, чересчур осторожные решения.

– Знающие Назарбаева по когда-то совместной работе отставные политики говорят, что он не только осторожный, но и боязливый человек по натуре. Видимо, в этих мыслях есть что-то, приближенное к правде… Например, провластные социологи говорят о его непоколебимом авторитете среди народа. Поэтому он мог бы без боязни за трон объявит всем: давайте, бороться на выборах, кто победит – тот и будет президентом. Мог бы? Тем более в стране почти не осталось независимых политиков: кто за решеткой; кто за кордоном; некоторые ушли в мир иной, а другие, может быть, ждут «своего часа». Тогда кого же ему бояться?

– По всей видимости, Назарбаев, действительно, обладает слабой политической решимостью и волей, во многом обусловленной неполноценным образованием. В этой связи показательно, что его «команда» в основном состоит из чиновников, имеющих довольно примитивные научные знания, ухищренный аморальный мир. Как известно, сильный лидер всегда собирает вокруг себя талантливых людей, как, например, Наполеон, команду которого называли «железной когортой». Поэтому неудивительно, что при Наполеоне был принят Гражданский кодекс, который с небольшими поправками до сих пор действует во Франции.

В то же время каждый народ заслуживает своего лидера. Без определенной поддержки народа Назарбаев не смог бы так долго удерживать власть. Но все мы видим, что в обществе очень сильно недовольство им. Но мало кто об этом говорит вслух. При этом многие из таких критиканов на выборах исправно голосуют за Назарбаева. Нельзя сказать, что они это делают, только лишь опасаясь преследований власти. Во многом ими двигают разные корыстные побуждения, которые они увязывают с Назарбаевым, действуя по известному принципу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Одним словом, эти люди привыкли прозябать в примитивном, ущербном моральном и житейском мирке.

Назарбаев, видимо, понимает, что этот его «электорат» может в любую минуту изменить свое решение под давлением кризиса, а также какого-либо давления извне. Как я уже отметил, Назарбаев, должно быть, боится народного бунта, заговора элит, или Кремля. Но при этом не понимает, что эти его страхи не выдерживают никакой критики. И если он пойдет на открытые, реально конкурентные выборы с реальной программой, у него будет больше, чем у кого-либо шансов победить, опереться на народную поддержку на случай форс-мажора. Но он не может всего этого понять, видимо, в силу того, что у него, по сути, нет данных лидера большого исторического масштаба. Он не может, как сильный лидер, критично оценить свои действия, что, видимо, подтверждается его слабостью к лести. Назарбаев сильно не любит критику, что видно по его многим заявлениям в русле – не надо просто критиковать, не предлагая ничего. В то время, как только лишь благодаря всеобъемлющему критичному мышлению возможно существование науки, совершенствование государственных институтов. Отсутствие возможности критиковать открывает большие возможности для различных форм произвола, когда государство уже будет работать не для народа, а для маленькой привилегированной кучки. В этой связи, возможно, правы те, кто говорит, что ожидающаяся девальвация стала главным фактором в досрочном проведении президентской избирательной кампании. То есть Назарбаев, возможно, не может предупредить девальвацию каким-то другим способом, тем более, не создав за эти годы конкурентную экономику, науку и в конце концов – возможности для развития инновационных предпринимателей, конкурентной науки.

Мы сами тоже виноваты в том, что наша страна неудержимо превращается в «банановую республику». Ведь, казахское общество в своем развитии, модификациях издавна привыкло ориентироваться на правящую элиту, как на некие стандарты…

– Талгат, большое спасибо за интервью.

 

Вопросы задавала –

Бахытгуль МАКИМБАЙ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн