ГОЛОДОМОР В КАЗАХСТАНЕ: как мы эту трагедию понимаем

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №19 (290) от 14 мая 2015 г.

 

Крик души

 

В 1918 году один из руководителей ТурЦИКа И.Тоболин открыто заявил: «Кочевники, с точки зрения марксизма, бесперспективны и обречены на вымирание». В 1918–1919 годы большевики, проводившие политику «военного коммунизма», отбирали у казахов весь скот и продовольствие на содержание Красной армии, а также чтоб прокормить голодающие районы России. Это был первый этап национальной катастрофы, пережитой казахами Туркестана. В тот период казахи потеряли больше 1 млн. человек.

 

Второй этап произошел под руководством вождей пролетарской власти на территории Казахской республики в 1921-1922 годах. Тогда вследствие налетов продотрядов погибли еще около 1млн. человек.

В 1921 году один из очевидцев этих страшных событий поэт Ильяс Жансугуров описал эту трагедию казахского народа в поэме «Джут»:

«Каждый день умирают тысячи казахов,

Уменьшая численность ежечасно,

Страдая в греховных мучениях,

Обезумев, поедает от голода родное чадо».

 

(Күніне қазақ мыңдап өліп жатыр,

Тұқымы сағат сайын кеміп жатыр.

Өз баласын өзі үйтіп сирағын жеп,

Көр азабын тірідей көріп жатыр.)

 

Полный вариант поэмы «Джут» о голодоморе, сданный в архив, каким-то образом изчез. Как? Каким путем и кем был утерян? Никто не знает до сих пор.

Реальная история не подлежит искажению и не терпит фальсификацию фактов. Во время написания сценария документального фильма «Ашар­шылық» (Голодомор) совместно с талантливым кинорежиссером Е.Ракишевым, перелистывая документы и материалы под грифом «Совершенно секретно», мы убедились, что в гуманитарной катастрофе ХХ столетия было поставлено под угрозу существование на земле целого народа. Если проанализировать события прошлого века, то можно раскрыть суть трагедии, причину глубокой скорби.

В своем интервью для документального фильма «Ашар­шылық» автор книги «Хроника Великого Джута» Валерий Михайлов говорит: «Рассмотрим проблему, когда большевики появились во главе государства, по какой причине привели народ к голоду. В 1891 году был голод вдоль Волги, и будущий вождь большевиков 21-летний студент Казанского университета В.И. Ленин высказал мысль, что не следует помогать голодающим. Дело Ленина, основанное на идее: «Голод – это основное оружие пролетариата для достижения власти», было продолжено и полностью реализовано в 30-е годы его последователями во главе с его любимым учеником Сталиным».

В документальном фильме «Ашаршылық», в своем интервью доктор исторических наук Хангелди Абжанов сказал: «Они говорили: кулаков и баев уничтожим как господствующий класс. Но это для народа, чья экономика была основана на крестьянах, сельском хозяйстве и скотоводстве, означало – «уничтожим полностью все общество».

Такой жестокости раньше не было в роду человеческом. Если у кулаков и баев отбирали их частную собственность, то у бедняков, составлявших большинство населения, они отбирали все личное имущество вплоть до постельных принадлежностей (подушек и одеял), посуды, самовара, чайников и т.д.»

Во многих документах из архива службы безопасности РФ под грифом «Совершенно секретно» можно встретить доказательства и описания особой жестокости, бесчеловечных и из ряда вон выходящих издевательств, а также фактов геноцида, которых никогда ранее в истории не было.

Приведу отрывки из доклада, подготовленного комиссией Казахского Крайкома ВКП(б), «Об итогах выполнения директив ЦК и Крайкома ВКП(б) об исправлении перегибов, допущенных в период весенней кампании   1929–1930 г.» от 6 августа 1930 г.

 

Совершенно секретно

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Нет никакой возможности воспроизвести всю массу тех многочисленных нарушений самых элементарных прав человека, какие имели место в этом году. Мы поэтому ограничиваемся приведением только наиболее характерных моментов, имевших наибольшее распространение.

 

Репрессии против середняка.

Ошибки эти состояли, прежде всего, в том, что во всех округах как административными, так и судебными репрессиями был задет середняк и даже бедняк. Цифры свидетельствуют, что в общей массе осужденных за несдачу хлебных излишков середняки и бедняки занимают почтенное место: их осуждено 51%.

 

О зажиточном.

В числе осужденных за хлебозаготовки мы видим таких зажиточных 27% и в числе осужденных по посевной – 11,4%. Задания давались часто заведемо невыполнимые, а если случалось, что хозяйство выполняло план, ему давали дополнительные задания два и даже иногда три раза, пока, наконец, хозяйство окажется не в состоянии выполнить, и тогда его оштрафует и отдадут под суд.

 

О суде и прокуратуре.

В отдельных районах суд превратился в безвольный придаток уполномоченного по хлебозаготовкам, который командовал им, как хотел, а судья иногда из боязни правого уклона, а чаще всего по своей неподготовленности, подчинялся незаконным требованиям.

Отдельные издевательства

над людьми в период1929-1930 г.

В Азатском р. Акмолинского окр. проводили план заготовок так, что обложили бедняков подворными заданиями, а потом за невыполнение избивали их, купали в холодной воде. В Калининском р. Алма-Атинского окр.(с.Чемолган) был объявлен «черный бойкот». 22 хозяйствам были забиты окна и разрешалось выходить только ночью за дровами и водой. В Аккемирском р. Актюбинского округа уполномоченный Позднов предложил «устроить кулаку такой тарарам, чтобы все ходили в доме, а если будет кричать, то налить в глотку керосину и зажечь». В Илекском р. того же округа было арестовано 200 бедняков и середняков-казахов за несдачу хлеба. Эти казахи-скотоводы хлеб никогда не сеяли. Доходило до того, что беднякам одевали на шею веревку, инсценируя повешение. Обливали холодной водой и по несколько дней держали арестованных в холодных сараях.

Другие виды заготовок: шерсть, мясо, утильсырье, хлопок.

Большие извращения по шерстозаготовкам мы имели в Гурьевском окр., где требования на сдачу шерсти достигали до пуда с одного барана. По линии заготовки хлопка и шерсти в казахских районах дело доходило до того, что казахов заставляли распарывать ватные одеяло, трепать на шерсть кошмы и т.п. и т.д. Устанавливалась подворная норма утильсырья – по 2 пуда и по 1 собачьей шкурке. Казахстанским райсоюзом за подписью Решетняк была дана по всей системе телеграмма об организации стрижки грив и хвостов у лошадей. По доведенному плану каждый гражданин, хотя бы и батрак, и бедняк, должен был в течение 5 суток выполнить план. Под угрозой арестов, конфискации заставили (в ряде аулов) убивать собак, ишака и верблюда и сдать их кости. Местами заставляли отпиливать рога скота и отрезать гривы у лошадей. В Джамбейтинском р. (Уральский округ) середняка Есеналиева обложили мясом на 50 пуд.и дали ему срок 10 час. Он был принужден зарезать 2 коров из общего числа 3, которые у него были. Сдал мясо,но потом его судили как злостного убойщика скота и конфисковали все имущество.

 

Борьба с разбазариванием скота и имущества.

Часто оказывалось так (это особенно относится казахскому аулу), что скотовод при хлебозаготовках, не будучи посевщиком, был обложен подворным планом. Чтобы его выполнить, он продавал скот и этим тогда спас себя от суда. Теперь же он был осужден за распродажу скота. Такое положение имело массовое распространение по всем округам. Судили пачками. Например, Чуйский нарсуд осудил за разбазаривание скота по одному приговору сразу 83 чел.

 

Сбор и распределение семян.

При сборе семенного фонда издевательства над отдельными лицами применялись еще более широко, чем при хлебозаготовках. Особенно отличаются пока районы: Жаныбек – избиения, массовые аресты, отобрание имущества, пьянство уполномоченных, изнасилование, присвоение конфискованного имущества, бесхозяйственность, растраты и т.п.; в Урде и Тайпаке издевательства над членами семей привлеченных особенно женщин: водили босяком по снегу, устрашали сжиганием. В части пыток отличались уполномоченные Кзыл-Ординского р., где арестованных избивали, связывали руки, ноги и бросали в коровий хлев, обливали холодной водой. Подвергали пытке жен арестованных. Следует отметить, что жертвой этих безобразных действий уполномоченных являлись бедняки и середняки.

Комиссия: Асылбеков, Жаднин, Альшанский, Авилов, Арыкова, Раздобреев.

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 744. Л. 570-576. Копия.

 

Если перечислять, то не поддается никакому измерению бесчеловечность и жестокость таких диких процедур и варварских видов насилия, предназначенных для унижения и уничтожения казахской нации. К сожалению, нет с нами тех людей, которые пожертвовали собой ради Независимости Республики Казахстан. И не на том еще уровне чтим память жертв голодомора, разразившегося в Казахстане в 20-30-х годах прошлого века.

В связи с этим активисты ОО «Жертвы голода», в том числе его почетный председатель, несправедливо осужденный в 60-е годы прошлого века за инокомыслие писатель Камел Жунисов, энтузиаст-историк, д.и.н. Болатбек Насенов, большой знаток истории голодомора, д.и.н. Талас Омарбеков, кинорежиссер Еркин Ракишев и.др. написали письмо от 30 апреля 2014 года премьер-министру РК К. Масимову и вице-спикеру мажилиса парламента РК Д. Назарбаевой: «Знание горького опыта истории предотвратит повторение подобной трагедии в будущем. Возрождение в памяти тяжелейших времен, пережитых нашей нацией, является священным долгом перед нашими предками! Корень всех этих бед – один.

Голодомор и репрессия – трагедии, выпавшие на долю народов, населяющих Казахстан, – целостный процесс и являются аксиомой, не требующей доказательств. Поэтому 31 мая, объявленный «Днем памяти жертв политических репрессий», просим переименовать в честь жертв голодомора, ушедших из жизни без поминок, а также расстрелянных казахских деятелей, боровшихся за спасение голодающего народа от неминуемой смерти, отметить как «День скорби» (Қасірет күні) и объявить выходным днем в нашей стране. В этот день следует запретить все развлекательные мероприятия, спустить флаг во всех государственных учреждениях, дать поминальный обед в честь погибших, читая Коран и молиться, дабы Аллах благословил души умерших, а также проводить другие соответствующие мероприятия…».

Данную проблему поднимали еще на заре независимости крупные ученые и общественные деятели республики. На наше вышеуказанное письмо были получены ответы от вице-министров культуры РК А. Борибаева и Ж. Омарова следующего содержания: «Указом Президента № 3827 от 20 января 1998 г «О профессиональных и других праздниках в РК», 31 мая утвержден как «День памяти жертв политических репрессий». Такого «хладнокровного» ответа следовало ожидать. Потому что ответившие чиновники были «продуктами» эпохи, учившие не настоящую, а искаженную историю, и воспитанные на идее марксизма-ленинизма.

В годы сталинских репрессий в Казахстане казахи, никого не отделяя, помогали всем невинным жертвам сталинизма, делились последним куском хлеба. В результате репрессированные народы выжили и смогли сплотиться как нация. 23 февраля 2015 года девяти депутатам мажилиса парламента РК от АНК мы написали письмо с просьбой поддержать наше начинание о введении «Дня скорби» и предоставили на просмотр документальный фильм «Ашар­шылық».

Единственный депутат, посчитавший наше обращение достойным его внимания, Ким Роман Ухенович, ответил, что он поддерживает идею подписантов письма.

Также откликнулась на наш зов директор РГУ Наталья Павловна Калашникова. В своем письме от 21.04.2015г. она сообщила о возможности рассмотрения данного вопроса в преддверии 31 мая текущего года в рамках проекта «Тарихтан тағылым – өткенге тағзым».

31 мая 2014 года глава государства Н. Назарбаев в своем послании участникам мероприятия в память о трагедии, перенесенной нашим народом, сказал: «Трагические страницы нашей истории, жертвы политической репрессии и голодомора всегда в нашей памяти, и нашим священным долгом является непредание их забвению». Тем самым он возродил в нашем сознании то, что нельзя забывать последствия неверной политики.

«Великий голод» охватил огромные районы — Украину, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан, а в значительной мере и Центральное Черноземье, Средний и Южный Урал, Западную Сибирь. Документы убедительно свидетельствуют, что источником страшного бедствия 1932–1933 годов были не природные катаклизмы, приведшие к неурожаю, а действия высшего политического руководства страны, требовавшего максимального изъятия у крестьян сельскохозяйственной продукции для снабжения города и продажи хлеба за рубеж (см. «Советская деревня». Т.3-к.2, стр.3).

То есть все погибшие являются жертвами коварной политики. По словам свидетелей Большого Голодомора в 1930-1932 годах, местная власть, если не было транспорта отправить мясо заколотого скота в центр, давала мясу протухнуть или же сжигала вместо того, чтобы дать умирающим от голода людям. Именно казахи пострадали от Голодомора больше всех. 23 апреля 2015 года президент Казахстана в ходе XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, напоминая об основных этапах истории Казахстана XX века, отметил: «Ни одна страна в мире, ни один народ не испытал на своей судьбе такой излом своей демографической ситуации и не стоял перед пропастью исчезновения, как казахский народ».

В наше мирное время в годы независимости вместо того, чтобы думать – как возродить затоптанный дух народа, некоторые исследователи скрывают количество жертв бедствия и реальные цифры численности казахского населения до и после этих трагедий. Будто мертвые восстанут и нападут на них. Отдельные лица пытаются навязать и сформировать понятие, что «Политизация голодомора – это игра с трагедией народа». Это звучит как оскорбление достоинства народа. Понятно, в силу создавшихся обстоятельств на политической арене казахстанская власть хочет угодить настроению великих соседей, особенно России. Но пришло время осознать, что во всех трагедиях виноват тоталитарный режим коммунистов, а не соседи, в том числе и Россия.

Русский народ и другие постсоветские республики тоже сильно пострадали от красного террора безбожников. Изучать сегодня причины голода тех роковых лет, его последствия, его особенности – очень важно для того, чтобы помнили наши дети, нынешнее поколение. В наше время, как никогда, необходимо патриотическое воспитание, чтобы сегодняшняя молодежь хорошо знала собственную историю со всеми ее трагическими страницами и была готова противостоять любым негативным воздействиям и вызовам, откуда бы они ни исходили. История тех времен – это лучший воспитатель патриотизма у молодых казахстанцев.

Рамазан КУРМАНБАЕВ,

председатель ОО «Жертвы голода»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн