«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (306) от 15 октября 2015 г.
Экономика: маразм крепчает
А в это время нашим высоколобым чиновникам, которым, казалось бы, сам бог велел наморщить эти самые высокие лбы и задуматься о путях и возможностях облегчить и улучшить жизнь и стране, и людям, приходят в голову абсурдные, если не сказать вредительские мысли. То они налоги думают поднять, чтобы еще сильнее ухудшить жизнь и бизнесу, и людям, то ввести обязательное медицинское страхование, которое никак не улучшит здоровье граждан, но может улучшить материальное положение тех, кто к этому страхованию будет допущен. То прожиточный минимум установят, как раз, чтобы ноги протянуть, то учебники выпустят, которые впору сразу из типографии в печку закидывать. Это, не говоря уж о продолжающейся вакханалии дорогих госзакупок, нечестных тендеров, помпезных мероприятий и никому не нужных строительных объектов.
Создается впечатление, что жизнь кончается и как перед всемирным апокалипсисом, до которого осталось пару дней, наши чиновники решили выжать из народа последние соки, чтобы как следует эти пару дней погулять. Меньше месяца тому назад мы писали о вступившем 8 июля в Казахстане приказе № 481 министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева. Полное название документа – «Об утверждении перечня отдельных видов товаров, в отношении ввоза которых с территории стран Евразийского экономического союза предоставляется исключительное право, за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности».
Согласно приказу, ввозить автобусы, легковые и грузовые автомобили из стран ЕАЭС в Казахстан смогут только официальные представители завода-изготовителя, официальные дилеры или дистрибьюторы. По-прежнему ввести авто для личного пользования могут только физлица для собственных нужд. Выдачей лицензий для дилеров должен будет заниматься Комитет индустриального развития и промышленной безопасности МИР.
Мы так до сих пор и не услышали никакого ответа от министерства и не узнали, можно ли простым приказом министра ломать целую сферу деятельности тысяч людей? И почему нельзя заниматься завозом автомобилей без лицензии? Что там лицензировать? Японские автомобили? И почему людей лишают права выбора, загоняя в дорогие официальные автосалоны? И где здесь развитие и инвестиции, которыми призвано заниматься министерство?
А Министерство по инвестициям и развитию, не останавливаясь на достигнутом, уже идет, даже не идет, а летит дальше. И опять же по дороге усложнения, удорожания и ухудшения жизни своим гражданам.
5 октября в Астане обсуждали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики». И опять креативом блещет команда из Министерства по инвестициям и развитию, правда, теперь уже не с министром, а с его замом Рау во главе. Блеск заключается в предложении министерства обложить еще дополнительными пошлинами ввезенные из-за рубежа автомобили. Причем взимать эти пошлины не при прохождении границы, как это делается всегда и везде, а при первичной регистрации машины.
Чиновники, призванные развивать страну, предлагают просто взять и увеличить стоимость первичной регистрации машины. Причем сразу в очень много раз. Для машин возрастом от 1 до 3 лет – 50 МРП (минимальный расчетный показатель равен в 2015 году 1982 тенге) или 99 100 тенге. Для машин старше трех лет – это будет стоить уже 500 МРП, т.е. 991 000 тенге. Это при том, что сейчас эта процедура стоит менее 500 тенге.
Для покупателей автобусов, микроавтобусов и грузовиков ситуация еще хуже. Для названных машин от 1 года до 3 лет оформление обойдется 240 МРП или 475 680 тенге, от 3 до 5 лет 350 МРП т.е. 693 700 тенге, а для машин старше 5 лет – 2500 МРП, т.е. 4 955 000 тенге.
Причинами повышения пошлин, как я понял из невнятных объяснений, являются, как всегда, самые благие намерения, а именно:
Забота об экологии нашей страны. Чтобы не страдали наши граждане от грязных выхлопов старых машин; Забота об обновлении старого автопарка в Казахстане, т.к. по мнению наших креативных чиновников, автомобильное старье свыше 20 лет составляет в стране свыше 60 % и будет расти; Дешевые машины из Киргизии, которые могут убить продажи иностранных машин у нас в Казахстане; Защита отечественных автопроизводителей.
Увидев эти цифры, я просто засомневался в здравомыслии наших чиновников. Из какого пальца они высосали эти несусветные цифры? Оглянитесь вокруг себя, г-н Рау, посмотрите на уровень доходов наших граждан, на пенсии, пособия, на растущие цены и дешевеющий тенге. В таких условиях надо вообще пошлины отменять, а вы убиваете последние сферы, где еще шевелится экономическая активность, шевелится жизнь.
Теперь посмотрим внимательнее на все эти четыре гипотетические причины, которые подвигли Рау с командой предложить несусветные и невообразимые размеры пошлин.
- Если ситуация с экологической обстановкой действительно такая тяжелая, то вообще приостановите ввоз в Казахстан всех машин старше 1 года на определенный период. У нас итак полные автобазары не продающихся машин. Ведь получается, что министерство не предлагает новую концепцию по улучшению экологии или новые методы борьбы с загрязнением воздуха и окружающей среды, а просто и незамысловато запрещает малую пошлину на ввоз машин. А очень дорогой ввоз разрешает. Заплати 50, 100 или даже 2500 МРП – и можно ввозить и портить природу. За деньги разрешаем вредить экологии, а бесплатно нельзя. То есть получается, что до чистоты экологии особого дела то и нет. То есть как всегда, классический чиновничий инструмент – или запрет, или воздвижение барьеров и препятствий, которые можно преодолеть за деньги, причем за большие деньги.
- Чиновники утверждают, что свыше 60% машин в Казахстане имеют возраст свыше 20 лет. Но эти 60% уже бегают по стране и это не изменишь. Об этом нужно было думать раньше, пока их еще не завезли. По этим машинам нужна умная и гибкая утилизационная политика, которую те же чиновники до сих пор не разработали. Не хотят, а, скорее всего и не могут. Хотя обещают с 2013 года, если мне не изменяет память. Вместо этого они, манипулируя и играя цифрами, просто перекладывают с больной головы на здоровую. Разве можно считать «Тойоту» или «Мерседес» с возрастом, например, 4 года и пробегом 30–50 тысяч км старьем, и только на этом основании устанавливать этим машинам несусветную пошлину 500 МРП? Эти машины много лучше новых машин т.н., казахстанских автопроизводителей и прослужат еще многие годы.
- Машины из Киргизии – это новая реальность. Когда в полную меру заработают правила и регламенты ВТО, то будет еще тяжелее. И об этом надо было думать раньше. А если уже после вступления и подписания новых правил игры мы будем новым повышением пошлин регулировать торговлю с партнерами по ЕАЭС или ВТО или еще в каком-то другом союзе, то очень быстро заработаем ответные меры. И тогда мы как страна, мало чего производящая, очень быстро окажемся в глубоком минусе. Причем, если от повышения пошлин на машины, ввозимые в РК, выигрывает небольшая кучка людей, то в случае ответных мер по пошлинам и тарифам на другие группы товаров проигрывать будут все граждане страны. И не имеет особого значения, что взимание пошлины перенесли с места прохождения границы на место первичной регистрации автомашины. Суть от этого не поменялась. Почему наши чиновники не думают об интересах и экономической безопасности, как государства в целом, так и всех его граждан?
Одна из реальных мер противодействия в такой ситуации – это уменьшение пошлин внутри нашей страны и, соответственно, уменьшение цен на машины. Чтобы стало выгодно покупать внутри страны. А то сегодня цены на машины у нас одни из самых дорогих не только в СНГ, но и в мире. Но почему-то в этом направлении, т.е. в направлении навстречу казахстанскому покупателю никто двигаться не хочет. Все хотят рубить легкие деньги административными, а не конкурентными методами.
- Еще один аргумент чиновников – это защита отечественных автопроизводителей. Думаю, это основная причина, по которой и заварилась вся каша. Опять так называемый «казахстанский автопром» плачет и просит его защитить? Но, во-первых, наш автопром нашим почти и не является. Я уже писал, что так называемые казахстанские машины собираются методом крупноузловой сборки из узлов и комплектующих, приходящих из-за рубежа. Таким образом, доля от конечного труда, который вложил в готовую машину казахстанский рабочий, не превышает 7–8 % или максимум 10%. Это значит, что более 90% денег, которые вкладываются в поддержку т.н. казахстанского автопроизводителя, а также тех денег, которые тратит на эти машины наш покупатель, на самом деле уходят истинному производителю узлов и комплектующих, т.е., в Корею, Китай и т.д. Получается, что говорить о национальном страдающем автопроизводстве не совсем корректно.
А может быть, просят себя защитить казахстанские крупные продавцы иностранных машин и владельцы дорогих автосалонов? Тогда, наверное, это еще одна причина, которую Рау, постеснялся сказать вслух. Это интересы крупных продавцов иностранных автомобилей, которые всякими правдами и неправдами хотят создать для себя самый благоприятный режим, задавив всех других конкурентов. Поэтому они борются и с т.н. «серыми дилерами», и со «старым» автопарком в стране, и с киргизскими автомобилями, притягивая себе в помощники даже экологию и сверхнесусветные размеры пошлин. Борются со всем тем, что только им одним мешает торговать и получать прибыль. Ведь, наверное, они считают, что только они могут торговать новенькими японскими, немецкими и корейскими авто, извлекая сверхприбыли и лишая одних граждан нашей страны своего бизнеса, других права покупки недорогого автомобиля.
Может быть, я ошибаюсь и не прав в своих рассуждениях, тогда предлагаю Рау их опровергнуть и представить свою точку зрения. Чем же все-таки обосновывает он беспредельные размеры пошлин? Какая-то ведь логика была при их расчетах и назначении? Откуда взялись эти конкретные цифры? Или их кто-то насоветовал? И насколько вообще такие пошлины способствуют улучшению жизни людей, развитию страны и целям самого министерства?
Айдар АЛИБАЕВ,
экономист
Тем временем
КТО ТРАНЖИРУЕТ
средства Нацфонда?
Кстати, первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау ожидает выдачи второго транша на субсидирование покупки отечественных автомобилей в кредит в Т10 млрд передает КазТАГ.
«Именно из-за того, что такая сложная ситуация сложилась, правительство и лично президент при выделении средств из Национального фонда выделили первый транш, и сейчас мы в ожидании второго транша – 10 млрд тенге, что еще будет выделено на автокредитование и таким образом стимулируется спрос», – сказал А. Рау на III форуме машиностроителей Казахстана в прошлый четверг.
А источники нашей газеты в правительстве сообщают, что весь так называемый «казахстанский автопром» крышуется очень влиятельными персонами в Акорде. «Они лоббируют, во-первых, свои интересы под видом «стимулирование спроса». Тем самым выделяются на автокредитование огромные средства из Национального фонда, что является неприкосновенным запасом будущего поколения казахстанцев. А на самом деле «казахстанский автопром» – это блеф. За громким названием находится обычное отверточное производство, в народе их называют «автосборщиками». Мы-то знаем, кто за этим стоит и кто велел выделить из Нацфонда немеренные миллиарды», – говорит наш информированный источник в правительстве Карима Масимова.
«D»