«Общественная позиция»
(проект «DAT» №2 (319) от 14 января 2016 г.
О чем пишут в соцсетях
Казахстанская валюта тенге стала «лидером падения этого года». 14 декабря статью под заголовком «Kazakh tenge cements position as worst performer» опубликовало издание Financial Times. Пока в Астане Нурсултан Абишевич раздает ордена своим приспешникам, в статье отмечают, что казахстанская валюта обесценивается столь стремительно, что по темпам обошла уже замбийскую квачу.
Чем ниже падает тенге, тем энергичнее президент Назарбаев раздает обещания. Из последнего выступления со сцены Астана Опера запомнился такой лозунг – стабильная экономика, стабильная политика, стабильное общество. Почти СССР. Спустя 25 лет единоличного правления Назарбаев привел страну ровно туда, откуда все начиналось. Низкие цены на нефть, сырьевая экономика, ежедневная девальвация валюты. Кризис!
В сложные моменты спасает, как известно, юмор, в связи с чем, вспомнился анекдот времен коллапса Советского Союза про три конверта. Когда снимали секретаря обкома с должности, он вместе с делами передал преемнику три конверта и наказал: «Когда станет совсем плохо – вскрой конверт №1. Когда станет совсем плохо во второй раз – вскрой конверт №2. A когда придет кризис в третий раз – конверт №3». Прошло время, навалились проблемы, молодой секретарь обкома вспомнил о конвертах. Вскрыл первый – а там всего одна строчка: «Обвиняй меня». Начал на всех совещаниях и конференциях поливать грязью предшественника. Помогло, вроде всё успокоилось. Прошло ещё какое-то время, опять навалились проблемы, ситуация безвыходная – секретарь вскрыл конверт №2. Там всего одно слово: «Обещай».
Он начал обещать, вот, мол, нужно сконцентрироваться на работе. Совместными усилиями все наладится и станет лучше. Опять помогло – усидел, успокоилось. Настал новый черёд испытаний и неурядиц. Партработник вскрыл последний, третий конверт с надеждой, что первые два раза помогало, и сейчас должно помочь. Читает, а там написано: «Готовь три конверта»…
Правление Нурсултана Назарбаева как раз можно разделить на три этапа из этого анекдота. С 16 декабря 1986 года он во всем обвинял Кунаева, а потом, позже, ответственность возлагал на издержки советского, не рыночного управления. Так Нурсултан Назарбаев протянул вплоть до кризиса 2001 года.
Далее начался этап обещаний. В 2004 году Назарбаев обещал модернизацию экономики. Тогда была принята программа «кластерного развития экономики». За немалые бюджетные деньги иностранные эксперты провели оценку «конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики». Под видом кластерного развития Назарбаев своим указом создал госхолдинг «Самрук» (впоследствии переименованный в ФБН «Самрук-Казына») и назначил своего зятя Тимура Кулибаева руководить. На деле, под крышей «Самрук-Казына» были аккумулированы все лакомые куски казахстанской экономики, которые на период сытых двухтысячных оказались под контролем семьи. Фактически «Самрук-Казына» заблокировал возможности для развития бизнеса вне интересов Назарбаева. Кластерного бума развития экономики не произошло.
Сегодня Назарбаев предлагает ликвидировать госхолдинг. Это своего рода этап подготовки трех конвертов будущему преемнику. С одной стороны, семья хочет сбросить неликвидные активы. С другой стороны, через подставные оффшорные компании прибрать к рукам тот бизнес, который им интересен. Как опытный аппаратчик, Нурсултан Абишевич надеется максимально растянуть период обещаний. Эта тактика помогла ему преодолеть даже декабрьский кризис 2011 года. Когда в Жанаозене были расстреляны нефтяники «Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаз», общество выбрало верить обещаниям Назарбаева. Цена на нефть благоволила. Кровавый опыт Жанаозена показал, что правящий клан защищает в первую очередь свои финансовые интересы и ради их сохранения без сомнений пожертвует интересами национальными.
Стиль и логика управления Нурсултана Назарбаева не позволяет надеется на реформы и переход к парламентской форме правления. И даже на сохранение Казахстаном независимости. Когда сегодняшний Казахстан мы сравниваем с Советским Союзом накануне коллапса, важно сделать одну поправку: к моменту рекордного падения цен на нефть, СССР уже находился в стадии политического реформирования. В 85-м была объявлена Перестройка, а в 87-м взят курс на обновление политической системы. К слову, цена на нефть в этот период упала с 30 долларов за баррель до чуть меньше 15, т.е. экономический кризис аналогичен, однако адекватной реакции на него у президента Назарбаева нет. Политические реформы для него немыслимы, поэтому он продолжает обещать стабильность.
Однако лимит этих обещаний исчерпан. Назарбаев и члены его семьи оккупировали в стране все управленческие позиции. За четверть века, в самые благополучные годы, им не удалось модернизировать экономику, зато удалось стать миллиардерами. Обещания осуществить программу модернизации сейчас, при дефиците бюджета, иначе как дешевый популизм, не назовешь.
У Нурсултана Назарбаева совсем не много сценариев будущего. В рамках Таможенного союза он будет договариваться с Путиным прежде всего об экономических гарантиях для себя и членов своей семьи. Именно к этому этапу сейчас идет подготовка. С 2011 года Тимур Кулибаев является членом Совета директоров ОАО «Газпром».
Можно предположить, что Дарига Нурсултановна действительно получит пост и станет руководителем Республики Казахстан уже в составе России. По аналогии с Рамзаном Кадыровым, чья должность, президент Чеченской Республики, была преобразована в руководитель Чеченской Республики также в 2011 году.
Назарбаев прочно связан с Таможенным союзом и не выходит из него даже вопреки экономической логике, потому что видит в нем потенциал для сохранения формальной власти и гарантии сохранения капиталов за своим кланом. А это для него намного важнее. В семейном кругу он любит шутить, что останется первым и последним президентом Казахстана.
Похоже к этому все и идет.
Из «Фейсбука» Karabaur Qasqaldaq
Источник: http://www.svobodakz.net/…/471-nazarbaev-put-lidera-ot-sekr…