«Нуротановцы» пожелали ПОБЕДЫ ОСДП

«Общественная позиция»
(проект «DAT» №9 (326) от 3 марта 2016 г.
Дат-диалог

«Нуротановцы»
пожелали ПОБЕДЫ ОСДП

Очередные Гражданские слушания, инициированные филиалом Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) в г.Астане, оказались примечательными прежде всего тем, что у «свободного микрофона» свои вопросы, предложения и чаяния высказали …члены властвующей до ныне партии «Нур Отан», а также беспартийные граждане Казахстана, кто, обратившись к ней однажды как в оплот государственной власти, разочаровался в ней.
Следует даже не отметить, а подчеркнуть: диалог кандидатов в депутаты от ОСДП с избирателями в основном шел на государственном – казахском языке, великолепное владение которым продемонстрировали обе стороны. Перевод с казахского на русский – авторский.
Кроме того, трансляцию Гражданских слушаний филиал ОСДП организовал в онлайн-режиме в «Твиттере».
«Мы хотим жить по законам, гарантирующим достойную жизнь!» – такова была тема прямого и открытого диалога кандидатов в депутаты от ОСДП с приглашенными потенциальными избирателями предстоящих досрочных выборов в мажилис парламента РК. Модерировала Гражданские слушания экс-сенатор, президент Общественного фонда «Фонд развития парламентаризма» и кандидат в депутаты мажилиса по партийному списку ОСДП Зауреш БАТТАЛОВА.
Предрешая прямой диалог, она обратила внимание зала на антинародную сущность принятых парламентом прошлого созыва законов и реакцию общественности на них. В частности, Закон о повышении пенсионного возраста женщин, Трудовой кодекс. «С 2006 года в Казахстане ведется разговор о принятии специального закона, согласно которому жилище не должно являться товаром, оно должно рассматриваться как право. Однако ушедшие в добровольную отставку депутаты мажилиса прошлого созыва отказывали нашим гражданам в этом праве. Общенациональная социал-демократическая партия, если пройдет в парламент, будет настаивать на том, чтобы внести в закон понятие «жилищное право».
Далее, следуя жанру диалога, приведем вкратце (газетная площадь не позволяет передать содержание двухчасового диалога) содержание разговора.

Жангельды
ШИМШИКОВ,
кандидат в депутаты
от ОСДП, профессор:
– Мы собрались сюда не только по теме предвыборной кампании ОСДП. Два года назад прошло Общенациональное гражданское собрание, которое инициировала ОСДП. В нем приняли участие представители около 20 НПО – гражданский сектор.
Первое. Согласно закону, выборы в РК проводятся только по партийным спискам. Ни «Нур Отан», ни другие партии не обратили внимания на гражданские общественные объединения, не вступили с ними в диалог. Единственно, кто принял их под свое крыло, это ОСДП. Благодаря этому факту представители гражданского сектора оказались в списках кандидатов в депутаты парламента. Поэтому правильнее всего сказать, что на выборы ОСДП идет не в одиночку, а в коалиции с гражданским общественным сообществом.
Второе. Сейчас если проанализировать законы, – это сплошные дополнения и изменения. Зачастую дополнений и изменений по объему оказывается больше, чем сама суть законов. Депутаты последнего созыва снова самораспустились. В течение двух месяцев они приняли 53 закона, о чем громко и гордо заявили общественности страны. То есть каждый божий день они принимали по одному закону. О каком качестве таких законов можно говорить? В тени остался Закон о конкуренции. А нам в принципе нужна конкуренция. Не только в экономике. Конкуренция нужна во всех сферах жизнедеятельности государства, особенно политическая конкуренция.
Сейчас кипы всевозможных проектов, программ – никто ни перед кем не отчитывается за их реализацию, никто ни за что не несет ответственности. На бегу из Программы «2030» перепрыгнули в «2050», даже не заметили, что произошло. Но нам все рисуют новые горизонты: завтра будет лучше, чем вчера и сегодня. Нам не дают опомниться, остановиться, задуматься. Если помните, в советские времена жили точно так же: нынешнее поколение будет жить при коммунизме. В 80-е годы даже говорили: Хрущев обещал коммунизм, а его соратники построили Олимпийскую деревню. Мы тоже пришли к такому: нет реального подъема, зато проводим «ЭКСПО-2017».
20% нынешних кандидатов в мажилис от партии «Нур Отан» – вчерашние депутаты пятого созыва. Они единогласно проголосовали за самороспуск: мол, мы выполнили свою историческую миссию, дальше наших сил не хватит, пусть новый созыв выводит страну из кризиса, мы не имеем права быть депутатами. Тогда зачем возвращаются? Оставшиеся 20% – это певцы, танцоры, кюйши, циркачи, клоуны. Они примут замечательные законы? Они блестяще поют песни, но принятые ими законы окажутся далеко за сценой их сценического творчества. Мы же, кандидаты от ОСДП, – каждый специалист в своей области.

Асхат ОРАЗАЕВ,
избиратель:
– Наш парламент как законодательный орган без контрольных функций ничего не добьется. Придя в парламент, что вы будете делать с этим? Каков механизм для достижения своих целей и задач, которые вы провозглашаете?

Жангельды
ШИМШИКОВ:
– Еще с 2000 годов мы постоянно говорим: в кого превратили депутатов. Они просто голосовщики за законопроекты правительства. Получился марионеточный парламент. Даже в 2004 году, когда я баллотировался в депутаты, первый вопрос, который я поднимал, – это расширение полномочий депутатов – чтобы обязательно были контрольные функции, надзорные функции за теми законами, которые они сами принимают. Это – во-первых.
Во-вторых, расширить ответственность за принятые законы. Не просто полномочия, но и ответственность. И главное – перейти от анонимности законов к авторским законам, как это принято во всем цивилизованном мире, там все законы имеют конкретных авторов. Тогда, с одной стороны, мы депутатов полномочиями наделяем, с другой – призываем их к ответственности, чтобы прорабатывали качественные законы. Но это будет только в том случае, когда, как любит наш президент говорить, в профессиональном государстве, когда профессиональные депутаты будут, а не певцы и циркачи.

Зауреш БАТТАЛОВА:
– Если говорить о контрольных функциях, то у предыдущих созывов парламента их не было. Нет у него функций толкования законов, эти функции только у Конституционного совета. Но они толкуют принимаемые законы на соответствие Конституции. У нас, когда я была депутатом сената, был случай, когда мы обратились в Конституционный совет с запросом дать конституционное толкование Закона о пенсионном обеспечении. Конституционный совет так и ответил: мы не можем дать толкование этому закону.

Мустахим ТУЛЕЕВ,
кандидат в депутаты
от ОСДП, член коллегии адвокатов г.Астаны:
– (На казахском) Мы идем в парламент, чтобы принимать законы, соответствующие нашей жизни, чтобы потом мы жили по их требованиям. Сейчас, возможно, это звучит как лозунг. Но поскольку здесь сидят русскоговорящие люди, и чтобы не повторяться, не уподобляясь акиму ЮКО, разрешите я перейду на официальный язык.
Сейчас Казахстан стоит на краю, у водораздела, где надо думать о перспективе наших детей и внуков, потому что в конечном итоге вся законодательная инициатива, которая представляет парламент, совсем инертная сама по себе. И не надо быть юристом, правоведом, чтобы посмотреть: для чего туда люди идут. В основном для защиты своего бизнеса, своих узких меркантильных интересов. Тот же Азат Перуашев – он под давлением добытых СМИ информации признался, что у него в Анталии двухэтажный маленький коттедж за 250 тыс. долларов, и то купил в ипотеку. Бедняга!
Теперь они хотят принять кабальные законы на сессии шестого созыва: чтобы оралманам высокие требования предъявить – чтобы они сдавали экзамены на знание законов Казахстана перед тем, как переступить границу Казахстана. Зачем им экзамены нужны? Это излишняя и искусственная преграда для того, чтобы у нас демографическое положение было на том же уровне. И таких примеров много.
В целом у нас законы неплохие. Но правильно задал вопрос человек. У нас нет функции контроля. А бесконтрольность порождает безответственность.
Кроме того, каково будет наше будущее? Сейчас партия «Нур Отан» программу ОСДП потихонечку начинает копировать. Если мы говорим: увеличить прожиточный минимум в два раза, то они говорят: да, мы тоже не против, но надо пересмотреть. А пересмотреть можно и в ту, и в другую сторону. Если прожиточный минимум составляет 29 тыс. тенге, а черта бедности 9 тыс. тенге, мы говорим: этого недостаточно, люди не могут влачить жалкое существование. Проведите эксперимент на одном из членов правительства или депутатов парламента – пусть на 9 тыс. тенге попробует прожить хотя бы в захолустном месте, где не надо особой роскоши.
Мы говорим об отраслевых законах. У нас Основной закон – Конституция, гарантом его, знаете, кто является. Но у этого гаранта силы уже не те, соответственно, он готовит транзит власти. Но независимо от того, наша партия преодолеет 7-процентный барьер или нет, мы будем продолжать жить по тем же законам, которые приняли и будем подчиняться им. Потому что каждый индивидуум, живя в обществе, не может быть свободным от него. И именно наша партия, если вы ее поддержите, – только тогда мы пойдем в полный рост и будем ставить вопросы ребром. Правящая партия не зря нас боится – потому что мы ничего не боимся.

Рахат ИКЕБАЕВ,
избиратель:
– Астана, я представляю третий сектор, партийная принадлежность – партия «Нур Отан». В моем окружении появилась поговорка: настоящий демократ рождается в регионах, умирает в Астане. В вас я вижу демократов, в ваших словах чувствую принципы демократии. Поэтому я желаю, чтобы вы прошли в парламент и составили политическую конкуренцию моей партии «Нур Отан». Чтоб мы внутри «Нур Отана» перестроились (аплодисменты).

Мустахим ТУЛЕЕВ:
– Чтобы Ваши оппоненты не подумали, что Вы – засланный казачок, можете показать свой партийный билет?
– В данный момент партбилета у меня нет, но можете сделать запрос. Я в картотеке «Нур Отана» числюсь.
– Не боитесь, что Вас исключат из партии?
– Не боюсь. Я скажу о двух законах, которые регламентировали бы наши отношения, – жилищные, политические. Эту инициативу я предложил своей партии. Но дело в том, что я не присутствовал ни на одном собрании первичной парторганизации. Я просто там числюсь.
Чтобы наладить жилищные отношения, необходимо издать Закон о жилищно-строительных кооперативах. Такая норма существует, но ее они спрятали в Закон о жилищных отношениях. А нужен отдельный закон о жилищно-строительных кооперативах. Тогда на 90% жилищные проблемы граждан решатся. Многие должны понимать, что составляет структуру нашей государственности. Люди не знают полномочий и функций парламента. Поэтому нужен закон о структуре государства и функциях его структурных подразделений.
Я не зря сказал о третьем секторе. Третий сектор – это гражданское общество. Первый – это власть, второй – бизнес, сектор экономики. Поэтому нужен четкий закон, чтобы людям было понятно, в каком государстве мы живем и в какой структуре кто находится, какие права имеет и т.д.

Мухаметкали
МАКУЛБАСОВ,
избиратель:
– Член партии «Нур Отан». Предложил свою кандидатуру на нынешних выборах в маслихат. Мне звонят: вы самовыдвиженец, нарушили устав партии. Оказывается, чтобы баллотироваться, я должен был выйти из партии, а потом выдвигаться. Но когда я вступал в нее, они дали мне программу, устав я не видел. Читаю в программе: каждый человек должен быть востребованным. А как ты будешь меня снимать с выборов? Молчок. Я зарегистрировался. Мне говорят: фотографию вышлите. Я – представитель арабской диаспоры, нас в Ассамблее народов Казахстана нету. Я надел шейхскую форму (смех в зале) и киданул им туда. Там восстание: человек одел одежду чужого государства. Я объясняю: я – кожа, вы что делаете? Я послал фотографию в форме имама.
Что хотел сказать? Без оппозиции государство я не признаю. В последний раз, когда баллотировался, меня сняли за 87 тенге – в БТА банке у меня счет, я, оказывается, не показал свои доходы.

ИЗБИРАТЕЛЬ:
– Когда вы будете бороться за право народа избираться и быть избранным? Не по партийным спискам.

Асхат РАХИМЖАНОВ, кандидат в депутаты,
руководитель
Астанинского филиала ОСДП, заместитель руководителя
Республиканского предвыборного
штаба ОСДП:
– По выборному законодательству наша партия работает постоянно, мы в контакте с Центризбиркомом. В программе ОСДП – во-первых, парламент должен быть однопалатным, увеличить количество депутатских мандатов в нем до 300; во-вторых, формировать парламент по мажоритарной системе, т.е. по одномандатным округам, и пропорционально – по партийному списку. Мы вносим в ЦИК свои рекомендации, но он нам не отвечает под всякими предлогами.

Кадырбек МЕЙРАМОВ, избиратель:
– В Астане от отца у меня дом, воспитываю четверых сыновей. Денежную компенсацию за мой дом выплатили другим людям. У меня полный пакет документов на дом. Сейчас мне выплачивают 2 млн 600 тыс. тенге. Дом находится на улице Иманова – Валиханова, сносят его якобы под государственные нужды, якобы должны делать реконструкцию улицы Иманова. С 2012 года меня периодически принудительно выселяют. Вопрос к Зауреш Батталовой: что мне делать?

Зауреш БАТТАЛОВА:
– Снос незаконный. Есть правительственное постановление, где содержится четкий перечень объектов, подлежащих под снос на государственные нужды, в том числе дороги республиканского значения. Вам надо идти в суд. Вплоть до Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН. Казахстан ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН. По международным стандартам, изъятие земельных участков государство должно делать только с вашего согласия. Если это госнужда, то должна быть или равнозначная компенсация стоимости жилища, или государство должно предоставить вам альтернативное жилье. Я бы на вашем месте подала в суд на акимат за то, что он изымает ваше жилье незаконно, прикрываясь госнуждой.

ИЗБИРАТЕЛЬ:
– Хотел бы поднять проблемы коррупции и взяточничества в ГАИ, казахского языка…
Жангельды
ШИМШИКОВ:
– О коррупции, мздоимстве в ГАИ. За рубежом если вы нарушили Правила дорожного движения, к вам домой принесут извещение о штрафе. Все средства идут в бюджет.
Что касается проблем казахского языка, то они могут обостриться. Пришел 19-й министр за 25 лет. Он говорит: всю науку, техническое образование переведем на английский язык, что связано с СНГ – на русском, на казахском – только что касается казахских… То есть переход на трехъязычие. Это погубит казахский язык. Нигде не обучают детей с малолетства трем языкам. Даже большевики говорили: в начальных классах обучение должно быть только на родном языке. Везде обучение начинают с родного языка. В Законе о языках нет нормы о трехъязычии. Это грубейшее нарушение закона.
Авторская ремарка: 1 марта, когда в Астане проходили Гражданские слушания ОСДП, в День благодарности президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ещё раз разъяснил свои слова о необходимости знания как минимум трёх языков. Цитирую «Информбюро.кз»: «Но мы же сказали, что будем трехъязычными. Государственный язык – язык народа, где мы все живём, нам нужно знать. Поэтому мы учим этому детей со школьной скамьи, с них и будем требовать знание этих языков. Мы должны знать английский язык, потому что это язык науки, инноваций. И надо знать русский язык, на котором мы с вами научились говорить и понимаем друг друга, язык нашего большого соседа. Это необходимо нашим детям. Для этого все создаётся. … Также Нурсултан Назарбаев напомнил, что делопроизводство и администрирование на казахском языке будет вводиться с 2025 года».

Анара Жибеева,
г.Костанай:
– Узнав об этих слушаниях ОСДП, мы приехали со всей страны. Мы – дольщики ЖК «Араби» и «Самал», пострадали по вине недобросовестного застройщика Медета Бектемирова (далее читает Обращение).

Жамиля Хусаинова,
г.Рудный:
– Я многодетная мать, старший ребенок инвалид с детства. В прошлом году похоронила мужа, который умер после тяжелой болезни (плачет). Инициативная группа была везде в Астане. Конкретных ответов нет. Нами поданы обращения в Генпрокуратуру, Конституционный совет. Ответа нет. Стучимся во все двери.
Приехали, чтобы вы нам помогли, как достучаться до СМИ. Мы звонили на «Хабар», КТК, «Азаттык». У них ответ один: мы перед выборами, вы для нас не интересны. Наши вопросы глобальны. Я кандидат психологических наук, отличник образования, 16 лет педагогического стажа. На моих руках 80-летние родители. Я вложила 8 млн тенге в ЖК «Араби». Застройщик в розыске. ДВД не принимает мер. Сайт «Astana.egv» дал информацию, что продаются квартиры. Мы поверили. Мне позвонили. Спрашивают: откуда у вас эта информация? Я ответила. Информация сразу исчезает с сайта.

Зауреш БАТТАЛОВА:
– Что мы можем сделать? В частном порядке проконсультируем, что надо делать дальше. Это гражданско-правовые отношения. Нужна политическая воля того, кто принимает решения. Будем мы депутатами или нет, наш «свободный микрофон» будет говорить о ваших проблемах.

ИЗБИРАТЕЛЬ:
– Хочу сказать спасибо ОСДП, что наконец-то за столько лет пригласили гражданское общество и объединились с ними. Ведь именно гражданское общество больше знает о проблемах народа. А партии начинают шевелиться лишь к выборам. А гражданский сектор работает всегда. Еще я хочу, чтобы ОСДП внесла изменения в систему образования. Азы прав человека надо изучать с первого класса.

Асхат РАХИМЖАНОВ:
– На протяжении трех-четырех лет ОСДП проявляла инициативу о проведении Общенационального гражданского собрания. Сначала хотели его назвать «Курултай». Но в конечном итоге Общегражданское собрание (ОГС) работает с 2014 года. В составе его Зауреш Батталова, Уалихан Кайсаров, Евгений Жовтис, Бахыт Туменова и другие руководители объединений гражданского сектора. Поэтому говорить, что наконец-то – это не правильно. Вопрос надо ставить по-другому. Если гражданское общество занимается определенной деятельностью и в ней они специалисты, то в оставе ОСДП, если пройдем в парламент, они должны на законодательном уровне ставить вопросы, которые не решены. Поэтому вместе с ОСДП они должны разрабатывать единую стратегию и тактику прихода к власти.
По поводу образования. В программе ОСДП все прописано – бесплатное высшее и средне-специальное образование. Что касается правового ликбеза. Наш филиал продолжительное время работает, как вы говорите, с периферией. Решаем вопросы пайщиков, многие социальные вопросы. Да, люди на местах мало знают о своих правах. Если что-то и знают, то не знают, как их защитить и добиться от властей, чтобы они их услышали. И мы будем делать все для ликвидации этой правовой безграмотности граждан. В программе ОСДП это есть.
Увы, газетной площади не хватило, чтобы даже вкратце передать содержание продолжения диалога с избирателями кандидатов в депутаты в парламент от ОСДП. Следующая большая встреча избирателей с выдвиженцами от ОСДП во главе с лидером партии Жармаханом ТУЯКБАЙ состоится в Астане 5 марта.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн