«Общественная позиция»
(проект «DAT» №14 (331) от 07 апреля 2016 г.
В Казахстане о Карабахе
В ночь с 1 на 2 апреля в Нагорном Карабахе вновь вспыхнул вооруженный конфликт. Азербайджанская сторона предприняла наступательные действия на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, – сообщило Министерство обороны Армении.
Карабах – государство, образовавшееся в средневековье в междуречье Аракса и Куры в Восточном Закавказье. В XVI – середине XVIII века – это бейлербейство Сефевидской империи. Как следует из интернет-источников, бейлербей (беглярбек, беглербег или беклербек – от турецкого Beylerbeyi) – наместник в государстве Сефевидов и в Османской империи, подчинявшийся только монарху (шаху и султану соответственно), в чьих руках была сосредоточена гражданская и военная власть. На территории Закавказья при Сефевидах существовало четыре бейлербейства – Тебризское (Азербайджанское), Чухур-Саадское (Эриванское), Карабахское и Ширванское.
С начала XIX века нынешний Нагорный Карабах имел статус Карабахского ханства. В 1805 году он вошел в состав Российской империи. В 1923 году была образована Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджана с центром в г. Степанакерт.
С 1988 года Нагорный Карабах – зона армяно-азербайджанского вооруженного конфликта по поводу статуса Нагорного Карабаха. А началось все с того, что НКАО заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991-го в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Азербайджан в ходе последующего военного конфликта потерял контроль над Нагорным Карабахом. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы НКР, так как по сей день мир не признал ее суверенной республикой, а посему де-юре она не может быть стороной переговоров. И хотя те Минские договоренности никто не отменял, время от времени вялотекущие фазы переговоров в этом политическом формате сопровождаются обострениями во взаимоотношениях Армении и Азербайджана.
Из-за ограниченности газетной площади воздержимся от пересказа подробностей истории этого конфликта, в масло которого подливали огонь политики разных мастей со всех сторон, в том числе России. На сегодня мир имеет то, что имеет. На всем протяжении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана идут столкновения.
Interfax.ru в понедельник сообщило со ссылкой на силовые структуры НКР, о 300 убитых и 1 тыс. раненых азербайджанских солдатах, подбито не менее 20 танков. Наиболее кровопролитные бои идут на северо-восточном и юго-восточном направлениях. Потери несет и сторона НКР. Но самое прискорбное: в войне гибнет мирное население, в том числе дети. Люди уже покидают территории, расположенные вблизи линии соприкосновения войск.
За развитием событий пристально следит Россия. Официальное заявление сделал и МИД Казахстана. «Призываем стороны проявлять сдержанность и строго соблюдать договоренности о прекращении огня. Поддерживая усилия Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, еще раз подтверждаем свою позицию о необходимости разрешения конфликта исключительно мирным путем», – говорится в тексте заявления.
Группа ОБСЕ решительно осудила применение силы и призвала азербайджанскую и армянскую стороны прекратить стрельбу, подчеркнув, что альтернативы мирным переговорам нет.
Как отреагировали на новый огнестрельный всплеск затянувшегося нагорно-карабахского конфликта армянская и азербайджанская диаспоры, проживающие в нашей стране? Об этом в эксклюзивном интервью «D» рассказали их представители. Цитируем без купюр.
Видади АГАЕВ,
председатель
Азербайджанского
национально-
культурного
центра «Хазар»:
– У нас, азербайджанцев и армянов, в Казахстане никаких конфликтов нет и не может быть. Конфликт относится к Азербайджанской Республике и, как сказать, к Армянской Республике. Они сами когда-то приехали туда и создали свое государство.
Сегодня они (Армения – «D») требуют Карабах. Но пока Азербайджан свои земли не вернет, я думаю, этот конфликт будет продолжаться, пока они возвращать не будут. Моя первая Родина – Азербайджан.
– Наверняка у вас или кого-то из вашей диаспоры есть родственники в Нагорном Карабахе. В какой они ситуации, что они думают? Вы, наверное, связь держите?
– Настроение такое: я – патриот своей Родины. Нагорный Карабах – это боль всех азербайджанцев. Это мой народ. И я пойду туда.
– Если вас позовут туда?
– Я лично поеду. Если человек любит свою Родину, я им мешать не буду. Но в Казахстане я не допущу лишнего ничего. Если азербайджанец захочет ехать туда, я не могу запретить. Это его личное решение. Если хотите знать – даже помогу. Мне 57 лет. Если надо будет, поеду сам, патронаж буду заполнять, чтоб … стрелять. Это я вам конкретно скажу, я не буду отрицать. Это моя Родина. Я родился в Нагорном Карабахе, мои деды, прадеды – все жили там.
– Как вы оказались в Казахстане?
– Я не депортированный. Я сам приехал сюда в советское время после армии в 1980 году. Мы занимались строительством, до сих пор я живу здесь. Я приехал в Акмолу, это Хрущев ее сделал Целиноградом. Но для меня он остался Акмолой – это тюркское название.
– Какие взаимоотношения между азербайджанским и армянским диаспорами в Казахстане после случившегося военного конфликта в НКР?
– У нас нормальные. 80% самих армян, проживающих в НКР, не хотят войны. Но у другой части есть такая группа – партия «Ташнак», созданная в 1896 году. Она против тюркского народа. Это записано даже в их Уставе – против тюркского народа. Это «Ташнак» заставляет их на это идти.
И кроме них, наш «старший брат». А я искренне благодарен казахскому народу, он кого только не принял к себе. Я человек прямой и вам прямо сказал, что думаю. Я не политик, я человек обычный. Таким рожден и не могу меняться.
Гагик АВЕТИСЯН,
экс-председатель Армянского
национально-
культурного
центра «Ван»:
– Я уже два года не являюсь председателем. Моя точка зрения такая: все такие конфликты должны решаться за столом переговоров. Политики всех сторон должны включить разум.
– Как вы оказались в Казахстане?
– Когда Астану объявили столицей. Уже 16 лет.
– Вы – один из аксакалов армянской диаспоры в Казахстане. И вы, как никто другой, знаете о настроениях диаспоры в этой ситуации. Что говорят?
– Сожалеют, очень сожалеют. Какое настроение может быть, когда там гибнут дети? А так, у нас, армян, здесь, в Казахстане, хорошие отношения и с азербайджанцами, и со всеми.
– Среди представителей вашей диаспоры нет настроений поехать в Карабах?
– Я не думаю. Потому что мы считаем, что все такие конфликты надо разрешать за столом переговоров. Плохой пример – чем закончилась война в Сирии. Все разрушили, потоки беженцев. Кто выиграл от этой войны? Поэтому все конфликты должны решаться только за столом мирных переговоров.
«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат», – сказал Александр Суворов. Может, политики, которые, как правило, начинают войны, задумаются над этими словами великого русского полководца?! Неужто нужно похоронить последнего солдата, чтоб воцарился мир на многострадальной земле Карабаха?
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»