КАК СОЗДАВАЛАСЬ АЛАШСКАЯ АРМИЯ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №12 (329) от 24 марта 2016 г.

 

К 100-летию Алашорды

 

 

(Окончание. Начало в предыдущих номерах газеты)

 

Примерно с конца 1915 года Алихан Букейхан был членом бюро мусульманской фракции как представитель казахского населения, в конце октября 1916 года вторым представителем казахов, по его рекомендации, стал Мустафа Шокай.

Отправляя Мустафу Шокая сопровождать Александра Керенского в его поездке в Степной край и Туркестан, Алихан Букейхан был уверен, что они непременно найдут общий язык. Знал, что и Керенский, и Шокай – являлись выпускниками Ташкентской мужской гимназии и юридического факультета С.-Петербургского университета, пусть даже в разных годах. Первый окончил гимназию в 1899 году, университет – в 1904, второй, соответственно, в 1910 и 1914 годах.

После отчетного выступления в Думе Керенский, а также Караулов и Ефремов по­обещали Букейхану отправить телеграмму императору, находящемуся на фронте, с просьбой отсрочить мобилизацию казахов на тыловые работы с 15 сентября на более поздний срок.

Помимо всего, по настойчивой просьбе лидера Алаш, Андрей Шингарев 8 сентября обратился лично к военному министру Дмитрию Шуваеву с вопросом: когда и в каком порядке казахи будут призваны на военную службу и предоставят ли им те льготы, которые они просили? В ответ Шуваев заявил: решение о призыве казахов на службу принимает министр внутренних дел, лишь затем вопрос о службе казахов переходит на рассмотрение военного ведомства. «Теперь же мы ищем депутата, который мог бы положительно решить наш вопрос с министром внутренних дел. Трудно предугадать что-либо, действуем словно слепые. Поддержи нас Бог!» – писал в очередном письме из Петрограда Қыр баласы.

Похоже, что Қыр баласы – Сыну степей удалось найти того, кого искал, доказательством чего является приказ военного министра Дмитрия Шуваева от 14 октября 1916 года, текст которого был немедленно опубликован в газете «Қазақ» за № 202 от 1916 года.

Однако настоящий приказ также не оправдал надежды лидера движения Алаш, если не сказать больше. Поскольку в нем речь шла не о праве казахов сформировать собственные кавалерийские полки с войсковым самоуправлением, что являлось основной целью А.Н.Букейхана.

В приказе предусматривалось (вольный перевод автора):

1) Полномочия по набору инородцев, добровольно изъявивших служить в казачьих войсках, передаются войсковым наказным атаманам, то есть наказным атаманам казачьих кавалерийских войск;

2) Добровольные инородцы будут приняты в ряды конно-кавалерийских войск, участвующих в военных действиях, в случае необходимости они могут быть направлены в распоряжение запасных сотников для прохождения боевой подготовки;

3) Инородцы, принятые добровольцами в казачьи части, обязаны явиться на службу в своем обмундировании (казачьей форме), со своим оружием и конем;

4) Добровольные инородцы несут службу рядовым казаком;

5) Добровольные инородцы после окончания войны немедленно освобождаются от службы и отправляются по домам.

Настоящий указ царя приказываю донести военным ведомствам для неукоснительного исполнения.

Подпись: Военный министр генерал от инфантерии Д.Шуваев.

«Наше военное командование, – писал А.Букейхан чуть позднее, – должно состоять исключительно из собственных кадров. В ином случае чужой офицер вместо боевой подготовки нашего война будет гонять его за малейшую провинность, сажать безвинно в каталажку. Если же кадровый офицер из своих казахов, воин пройдет соответствующую боевую подготовку, будет хорошо обучен и политически грамотен. Командир, не знающий казаха, его язык, культуру и ментальность, будет лишь наказывать его».

Пока же, не теряя времени и, главное, добившись отсрочки мобилизации казахов на тыловые работы до окончания сельскохозяйственных работ в Степном и Туркестанском краях, Алихан Букейхан вместе с соратниками по движению Алаш немедленно отправился в регионы с целью проведения разъяснительной работы среди простого народа. Сам выбрал самую «горячую» из них – Прикаспийскую область.

Как позже напишет в своих воспоминаниях Смахан-торе Букейхан, родной младший брат лидера Алаш, вожди рода Адай встречают Алихана восторженно, со знаменем, и провозглашают: «Явился наш хан!» В ответ Алихан потребовал прекратить бунт.

Его аргументы были убедительными. Во-первых, фактически безоружное восстание против современных регулярных войск воюющей империи, да еще несущей тяжелые потери в І мировой войне, не только контрпродуктивно, но и прежде всего губительно для народа. Во-вторых, казахов призывают не на войну, а на тыловые работы. И в-третьих, молодежь увидит совершенно иной мир, другой уровень жизни и хозяйства, современные виды оружия и условия войны. Этот опыт казахам может пригодиться в самом ближайшем будущем, разъяснил своим соплеменникам их лидер. И убедил их подчиниться указу русского царя и отпустить джигитов от 19 до 35 лет на фронт, пообещав им быть с ними.

И в конце 1916 года    А.Букейхан отправился вслед за ними на Западный фронт, где с целью обустройства на службе, обеспечения быта и защиты прав своих молодых соплеменников, заодно и всех остальных «инородцев» из кыргызов, калмыков, бурятов и других открыл и возглавил «Инородческий отдел» ЗЕМГОРа, взявшего на себя ответственность за обеспечение тыла.

По следам Февральской революции 1917 года, в середине марта А.Н.Букейхан срочно приглашен Временным правительством в Петроград. 20 марта назначен комиссаром новой демократической власти по Тургайской области, о чём информировал свой народ, дав телеграмму в газету «Қазақ», а также назначен членом Туркестанского комитета по управлению краем. Казахский национальный лидер посчитал, что наступил подходящий момент организации национальной армии и приступил к ее созданию основательно, но всё же осторожно, официально именуя её «народной милицией». Следует подчеркнуть, что Алихан к созданию армии Алаш приступил до вероломного захвата власти большевиками в октябре 1917 года и создания в феврале 1918 года кровавой «Красной армии». Так в июле 1917 года он приступил к организации первой казахской национальной партии «Алаш», о чём информировал июльский Всеказахский съезд. Составление устава и программы съезда было поручено Жанше Досмухамедулы. Но в связи с крайней занятостью последнего программа была разработана группой во главе с самим Алиханом Букейханом, в VІ пункте которой, озаглавленном как «Отан қорғау» («Защита отечества»), было предусмотрено следующее: «Для защиты отечества армия не останется в нынешнем виде. Молодёжь, достигнув призывного возраста, боевую подготовку и воинскую службу несёт в родных местах; молодёжь вправе служить в родах войск по призванию: воинскую службу казах несёт в конной милиции».

Следует отметить, что в 1917 году между июльским и декабрским Всеказахским съездами состоялся ещё один, судя по всему, негласный или тайный съезд, где принято постановление об организации казахской национальной милиции-армии. Об этом свидетельствуют следующие строки статьи, опубликованной 21 ноября 1917 года в газете «Сарыарқа»: «Нам необходимо объединиться и подумать о защите отечества. Телеграмма Алихана, Ахмета и Миржакыпа, опубликованная в прошлом номере, буквально вопит о защите отечества и поручает её гражданам Алаш. Что же делать всему народу – решит Всеказахский съезд в Оренбурге, намеченный на 5 декабря. Пока же основная задача – продолжать исполнять постановление сентябрского съезда».

Как уже выше отмечалось, при формировании национальной конной милиции-армии для ее обучения, обеспечения оружием и боеприпасами А.Букейхан на первых порах полагался на поддержку и помощь казачества, к примеру, Омского, Оренбургского, Уральского и Семиреченского казачьих войск. Об этом свидетельствует его письмо в адрес начальника юнкерского училища Оренбургского казачьего войска, написанное Алиханом еще до образования Автономии Алаш. «Мы, казахи (в ориг. «киргизы». – С.А.), – писал автор письма, – решили создать спешно народную милицію. Намъ нужно приготовить изъ казахской молодёжи добровольцевъ инструкторовъ. Прошу Васъ назначить мнѣ время для переговоровъ съ Вами по вопросу о пріемѣ въ ваше юнкерское училище казаховъ на полномъ содержаніи за счетъ казаховъ. Тургайскій областной комиссаръ А. Букейханъ».

Об итогах переговоров Алихана с начальником юнкерского училища сообщалось в материале «Офицерлер даярлау», опубликованном в газете «Қазақ», в котором открыто говорилось о том, что милиция, под которой подразувалась национальная армия, необходима независимо от того, получат ли казахи автономию или нет. Требования, предъявляемые обычно к детям казаков, поступающим в юнкерское училище, были сокращены до минимума для казахской молодёжи. Начальник училища выразил готовность принять первую партию казахских детей в количестве 24 человек с подходящим здоровьем, по-русски грамотным. Обучение в училище начиналось с 1 февраля 1918 года. Все граждане Алаш, пожелавшие поступить в юнкерскую школу и служить в национальной армии «Алаш» в качестве младших офицеров, должны своевременно обратиться в редакцию газеты «Қазақ».

Однако, отмечалось в данном материале, за обучение первой партии казахских юнкеров требовалось внести оплату в размере 30 тысяч рублей ещё до начала курса. В момент публикации этого материала в казне Автономии Алаш имелось даже меньше половины необходимой суммы – всего 12,500 рублей. Эту сумму внёс один из многих степных баев-меценатов Отарбай хаджы Кондыбайулы. В этой связи авторы материала обратились к другим потенциальным меценатам с призывом последовать примеру Отарбая хаджи и поддержать юную Автономию в архисложный начальный период. «У татаров при объявлении автономии богачи не пожалели своих денег от национальной казны. Наши же богачи хотя бы могли занять деньги своей Алаш Орде прежде всего ради себя, а потом и ради интересов нации», – говорилось в этом материале.

Важно подчеркнуть, обращаясь к начальнику юнкерского училища Оренбургского казачьего войска, лидер Алаш в казачестве, служившим орудием и опорой колонизаторской политики русской империи, нашёл союзника в борьбе казахов за национальное самоопределение.

И одно из первых законодательных постановлений Народного совета (правительства) Алаш-Орды, принятое между 11-24 июня 1918 года за подписью Алихана Букейхана, касалось как раз вопроса о создании армии Алаш: «Образовать при Алаш-Орде военный совет из трех лиц, возложив на него функции военного министерства и предоставив ему [полномочия] открывать областные и уездные военные советы при областных и уездных отделах Алаш-Орды. На военный совет возлагается обязанность призывать джигитов для борьбы с большевиками».

Выясняется, что к этому моменту первые казахские кавалерийские отряды были уже сформированы и они были готовы к защите отечества, о чем свидетельствует заметка в омской газете «Свободная речь» от 21 июня 1918 года под заголовком «Прибытие казахского отряда»: «18 июня в полдень в Алаш прибыл вновь сформированный в степи отряд казахской (в ориг. киргизской) конницы в 500 человек с офицерами-инструкторами. Отряд был встречен всем населением Алаша… Отряд обучен военному искусству и вооружён».

Редакционная заметка следующего номера газеты сообщила новые подробности о том, как «на площади возле Никольской церкви была устроена им торжественная встреча, куда «прибыл известный национальный деятель [Алихан] Букейханов, в честь которого по предложению подполковника [Хамита] Тохтамышева всадники произнесли «Алла». «На знаменах белого цвета на казахском языке были начертаны лозунги: «Да здравствуют Всероссийское и Сибирское Учредительное Собрание!», «Да здравствуют верные сыны Родины!». От речей, сказанных на встрече, веяло патриотизмом», – говорится далее в заметке.

И к середине лета 1918 года Алихану Букейхану удалось создать не только боеспособную дивизию государства Алаш из нескольких кавалерийских полков, но и открыть юнкерскую и офицерскую школы по подготовке национальных кадровых офицеров. По сведениям омской газеты «Свободная речь», некоторые из отрядов Алаш уже принимали активное участие в боевых операциях на Южном фронте в Семиреченской области. «О действиях казахских добровольцев, – отмечает далее омская газета, – управление Алаш-Орды постоянно извещает находящегося в настоящее время в г. Омске казахского премьер-министра А.Н.Букейханова. Так, им недавно получена из Арката следуюшая телеграмма: «Муса присутствовал при взятии г. Сергиополя, приехал и лично отрубил головы девяти красным. Большевики убежали в Урджар. За ними послан отряд Габидханова. Управляющий делами [премьер-министра Алаш-Орды] С.Акаев».

6 июля А.Н.Букейхан отправил своему союзнику председателю Башкирской автономии З.Валидову следующую телеграмму: «Семиреченская обл[асть]. очищена от большевиков. Казахи, казаки и офицеры добивают остатки большевисткого войска. В Алтайскую губернию посланы наши (казахские) отряды».

В телеграмме, отправленной 12 сентября 1918 года членам своего правительства в г. Алаш (Заречная Слободка, Семипалатинск) из Уфы, где вёл переговоры с Комитетом членов Учредительного собрания (Комуч) по вопросу признания казахской автономии, её председатель А.Букейхан уже открыто упоминает о национальной армии: «Все силы направить на формирование национальной армии. Россию спасут национальные армии. Алаш – одно из союзных государств России, поэтому одна из опор России – армия Алаш. Алашский полк обеспечить всем необходимым и не распускать. Необходимое снаряжение покупайте даже в долг. Купите достаточное количество оружия. В Уральском, Тургайском отделениях Алаш[-Орды] отряды спешно проходят боевую подготовку. В Уральске будем готовить офицеров».

В феврале 1919 года в ходе переговоров с Омским правительством адмирала Колчака, премьер-министр Алаш-Орды А.Букейхан заявил об успехах своей армии: «Милиция наша – это войско. Оно уже фактически существует: 700 наших джигитов находятся на фронте в Семиречье, 540 человек у Троицка, 2000 человек в Уральской области. Когда вы читаете сообщения об успехах на семиреченском фронте, то знайте, что эти успехи достигнуты благодаря нашим отрядам…».

Необходимо вкратце заметить, что для армии государства Алаш была разработана и сшита военная форма, отдельно для командно-офицерского и рядового составов написано несколько гимнов (песней-маршев). По утверждению российского ученого В.А. Шулдякова, в составе дивизии атамана Б.В. Анненкова состоял 3-й алашский полк. У него погоны, петлицы и лампасы были зеленого цвета, остальные знаки – партизанские. В Отдельной Казачьей бригаде помимо 1-го Оренбургского, 1-го Партизанского и 2-го Усть-Каменогорского партизанского казачьего полков, состоял и 1-й Конно-казахский партизанский полк. «Правда, отмечает исследователь Шулдяков, части дивизии были разбросаны на огромном пространстве Семиреченской и Семипалатинской областей и Алтайской губернии, и ни одна анненковская бригада в указанном, полном, составе так никогда и не собралась. В течение мая-июля 1919 года атаман Анненков сформировал Маньчжурский конно-егерский, 2-й и 3-й Конно-казахские полки… Штаб дивизии дислоцировался в селе Уч-Арал (Учарал – Үшарал. – С.А.)». Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска. 1917–1920. М., 2004. Д.А. Аманжолова в своей книге «Казахский автономизм и Россия. История движения «Алаш», доблавляет: «На Джаркентско-Пржевальском направлении также располагались части Анненкова, включавшие татарскую, таранчинскую и алашскую сотни… Штадив имеет зеленый флаг с белым черепом и костями и надписью «С нами БОГ», а на другой стороне белый полумесяц со звездой и мусульманской надписью «Алаш». На папахах тре­угольники у казаков красные, у таранчей – зеленые, алашей – белые».

Ради одной, священной цели – отстоять право своего народа на самоуправление, добиться признания и политической легализации автономного государства Алаш на территориях 9 областей, Букеевской орды Астраханской губернии и смежных казахских волостей Алтайской губернии, Алихан Букейхан в 1917–1920 годах действовал, руководствуясь извечным принципом «политика есть искусство возможного». Создавая армию Алаш, А.Букейхан готовился не к войне – ни с большевиками, ни с кем другим, а стремился отстоять национальную автономию и сохранить хрупкий мир. «Милиция остро необходима потому, что сейчас выживет тот, кто силен, вооружен и на коне», – писал он в очередной статье. Поскольку стало очевидно, что в разгар гражданской войны в России не осталось иного выбора, как заключить союз с одной воюющей стороной, чтобы противостоять другой, или наоборот. При любом выборе выпадал шанс на спасение и признания легитимности юного казахского государства. И сразу после переезда Народного совета (правительства) Алаш-Орды в г. Алаш в марте 1918 года А.Букейхан предпринял попытку установить диалог – сперва – с вождями Советской власти (переговоры с В.Лениным и И. Сталиным по телефону вели А.Ермекулы и Х.Габбасулы – его заместители). Ради политической легализации государства Алаш, именно такое значение имеет название Алаш-Орда, ради сохранения хрупкого мира и относительной стабильности в крае лидер казахов был готов заключить мир хоть с самим дьяволом. Но, выслушав условия Алаш-Орды по признанию Советской власти, вожди большевиков обязались дать окончательный ответ в ближайшее время и надолго пропали. А.Н.Бу­кей­хан был вынужден искать признания и союзника в противоборствующей стороне, где, однако, одну самопровозглашенную всероссийскую власть сменяла другая каждые несколько месяцев. И перед каждой новой всероссийской властью глава Алаш-Орды   А.Букейхан упорно и аргументированно отстаивал право казахов именно на эти земли и территории, заявляя, что «Автономия Алаш объединяет 6-миллионное казак-киргизское население Казакского Края, никогда не входившего в состав Сибири и Туркестанских областей; Автономия Алаш… занимает территорию, имеющую форму почти круга, составляет крупную, с 10 миллионным населением политическую единицу».

P.S.: От своей цели создать национальную армию бывшие лидеры Алаш-Орды не отказались даже после установления в Казахстане Советской власти. Как писал Турар Рыскулулы (Рыскулов) в своем известном письме Иосифу Сталину, один из бывших руководителей Алаш-Орды, Миржакып Дулатулы, в своей програмной статье, опубликованной в ташкентской газете «Ақ жол» в 1924 году, предлагал руководству республики сформировать казахскую национальную… Красную армию под командованием казахских офицеров, ссылаясь на постановление ВЦИК (Всероссийского исполнительного комитета). Но вожди Советской власти испытывали перед алашординцами ещё больший страх, чем царское самодержавие…

Султан Хан АККУЛЫ,

историк-публицист

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн