Финпол мечется от бессилия В ЗАМКНУТОМ КРУГУ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №15 (332) от 14 апреля 2016 г.

 

Журналистское расследование

 

В прошлом номере газеты мы рассказали о том, как антикоррупционное ведомство в выгодном для себя ракурсе представило для общественности сумму ущерба, якобы нанесенного государству Национальным пресс-клубом. Выяснилось, что ни одна цифра Национального бюро РК по противодействию коррупции (далее – финпол) не имеет доказательной базы, а уголовное дело в отношении Матаева разваливается уже на стадии досудебного следствия.

 

Следователь Таубалды, получивший задание из Астаны и поставивший себе цель достичь желаемого результата, а через это, по-видимому, получить новое назначение, едва не попал впросак из-за своей служебной ретивости. Как оказалось, сумма ущерба никак «не бьет», наоборот, вызывает сомнение. Например, нет доказательной базы в отношении якобы хищения бюджетных денег Национальным пресс-клубом. Почему мы ранее просили открыть показатели отчетности? Да потому, что бюджетных средств и в помине не было. Их пресс-клуб никогда не получал.

Чтобы добыть факты «хищения», Таубалды открывает новое уголовное дело, но уже в отношении информагентства КазТАГ. Ему из Астаны передали: «Копай под КазТАГ через комитет информации, там нажимай на чиновников, мол, они «расколятся» и выведут на Матаевых». Так появились в деле 80 миллионов за 2014–2015 годы. И первая версия – деньги были перечислены, но услуги не выполнены на 100 %.

В КазТАГе и комитете информации после выемки документов, а именно: актов выполненных работ, актов сверок, полного пакета принятых материалов по госинформзаказу – доказательств хищения не нашли. Явно в замешательстве у финполовцев сразу родилась другая версия: госзаказ выполнялся, а вот есть сомнения в том, что они не отвечали по содержанию. И опять – двадцать пять, но нет явных нарушений…

На какое-то время Таубалды с целой бригадой следователей, откомандированных на «дело Матаевых» со всего Казахстана, про инкреминируемые суммы совсем забыли и начали искать нарушения по сайту агентства. Мол, почему нет открытого доступа? Им вновь объяснили, что КазТАГ работает по подписке, а открытый доступ к материалам госзаказа был всегда по клику «спецпроекты».

Заметим, что, когда финпол пригласил специалиста по информтехнологиям, который в присутствии Асета Матаева и его адвоката легко открыл сайт и получил доступ ко всем материалам, потом он «неожиданно» оказался закрыт из-за D-DOS атак. И пока шел осмотр сайта, КазТАГ был временно не доступен. Зачем пошли финполовцы на этот шаг – загадка, но в выявлении причин произошедшего, как выяснилось, они не были заинтересованы.

Тем не менее, техническая поддержка Google и хостинговая компания сообщили, что в это время была внешняя атака на сайт КазТАГа, точно так же, как незадолго до этого произошло в отношении электронной почты Сейтказы Матаева, которую пытались вскрыть через Атырау и Костанай. Говорят, что у финпола есть свои хакеры, которые осуществляют так называемые услуги в нужное время для заказчика.

Однако давайте вновь перейдем к суммам инкриминируемого ущерба. Ничем не доказав хищение 80 млн. бюджетных тенге, финпол пошел дальше. Поднял цифры за 2011–2013 годы, и чтобы их увеличить, перешел красную черту – последние пять лет, предусмотренную законом, и стал копать уже за 2010 год. По версии досудебного следствия, теперь общая сумма госинформзаказа для КазТАГа превысила 160 миллионов – вдвое больше первоначальной.

Вот эту сумму финполовцы считают похищенной со счетов КазТАГа. Для пущей убедительности они нарисовали для общественности красочные схемы и опубликовали на сайтах Zakon.kz и Bnews.kz. Не секрет, что с самого начала следствия именно эти сайты «легли» под финпол и регулярно публиковали информацию только с подачи антикоррупционного ведомства. Недавно всей стране стали известны их владельцы и карманная «оппозиция» журналистов. Первый из них связан с Киселевым и братьями Нигматулиными, второй – государственный и оба отрабатывают миллиардный госзаказ в угоду власти. Ирония еще и в том, что этот госзаказ они получали из рук тех, кто сегодня подозревается в пособничестве. Фото руководителей комитета информации в схеме увода денег на первом плане. Воистину, неисповедимы пути госслужбы…

Как нам сообщили, действительно с 2010 по 2015 год КазТАГ через тендеры получил чуть более 160 миллионов бюджетных средств по линии госинформзаказа. Все эти деньги отработал по-честному, ни одной тиынки не потратил в нарушение казахстанского законодательства. Затраты, в частности, на зарплату журналистов и сотрудников в регионах – около 350 миллионов; на покрытие долгов по аренде помещений, финансовой помощи и других необходимых затрат – около 170 миллионов.

В государственный бюджет за 2010–2015 годы в виде НДС, пенсионных и социальных отчислений, индивидуального и корпоративного, а также социального налогов возвращено более 110 миллионов тенге.

Так где же воровство, если КазТАГ как средство массовой информации входит в тройку лучших в Алматы налогоплательщиков в своей среде? Вот и получается, что цифры финпола не бьют. Получил 160 миллионов – вернул более 110 миллионов. Из бюджета взял, в бюджет вернул.

Подчеркнем, для финпола главным подозрением стало наличие переводов между КазТАГом и Национальным пресс-клубом. Но здесь нет никаких нарушений – это обычная практика. Взял финансовую помощь – верни, заключил соглашение об аренде – заплати. Все должно быть в соответствии с законодательством. Таких партнеров у пресс-клуба несколько десятков – и все на основании договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, актов сверок. Все по закону. Но финполовцы в каждой финансовой процедуре видят подвох, а в каждом матаевском глазу – бельмо.

Теперь по поводу Асета Матаева, сына председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева. Он стал генеральным директором КазТАГа 21 сентября 2015 года, до этого все дела агентства он вел по доверенности в связи с тяжелой болезнью ранее ушедшего из жизни руководителя КазТАГа Александра Максимовича Кимасова, который тоже едва не попал в список подозреваемых, хотя его полгода как не было в живых. Но что до этого следакам финпола, они, если захотят, достанут человека даже из могилы. То ли в отместку за характер, то ли чтобы сломать Асета, его взяли под домашний арест. Но не по адресу прописки, а по месту юридического лица, не имеющего никакого отношения к следствию. При этом требуют предоставить следствию документы, ограничив полностью передвижение и переписку.

Говорят, что на сегодня следствие зашло в тупик: никаких доказательств вины отца и сына Матаевых как не было, так и нет. Но полным ходом идет охота за журналистами агентства и родственниками Матаевых. А вдруг кто-то из них заговорит? Но и здесь у финполовцев провал – кто будет говорить о том, чего не было, и зачем показывать пальцем на того, кто не виноват. Вот и образуется замкнутый круг, в котором сегодня, кажется, от бессилия мечутся охотники за сенсациями.

Денис КАРАМАНОВ,

«D»

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн