«Общественная позиция»
(проект «DAT» №43 (360) от 24 ноября 2016 г.
Размышление по поводу
-
На днях теперь уже бывший председатель Комитета госдоходов Даулет Ергожин распоряжением главы государства был назначен заместителем председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Назначение еще одного «гражданского» на столь специфическую должность вызвало неоднозначную реакцию в обществе, о чем свидетельствует множество комментариев пользователей социальных сетей. Мы тоже не смогли оставить без своего внимания сие назначение. Что бы это значило?
Для начала спишем очередное несоблюдение запрета главы государства на командные перемещения в госорганах на оперативную необходимость, дабы безопасность государства – приоритет №1. Ответ на вопрос: является ли Даулет Ергожин человеком из команды бывшего премьера, а ныне председателя КНБ РК Карима Масимова?
Покопавшись в послужном списке новоявленного зампреда КНБ РК, выяснили, что Даулет Ергожин является сыном заслуженного деятеля науки Казахской ССР Ергожина Едиля Ергожаевича, в 32 года защитившего докторскую диссертацию, а в последующем воспитавшего 13 докторов и 95 кандидатов химических наук. Видно, генная предрасположенность, в том числе, способствовала столь стремительному карьерному росту новоиспеченного высокопоставленного чекиста.
Согласно данным из открытых источников, связь Масимова и Ергожина прослеживается как минимум с 2006 года, когда первый работал заместителем премьер-министра Казахстана, а второй – его советником. В период премьерства Масимова в 2007–2012 годы Ергожин занимал должность вице-министра финансов, а затем председателя Налогового комитета в том же ведомстве. В бытность Масимова руководителем Администрации президента в 2012–2014 годы Ергожин возглавлял отдел социально-экономического мониторинга АП РК. Ну, а то, что он начинал трудовой путь в «КазМунайГаз», указывает о неслучайности последнего назначения.
Не будем перечислять все ранее занимаемые должности г-на Ергожина, но очевидно, что даже при отсутствии значимого политического веса он имеет достаточный опыт познания финансовых тонкостей, что очень востребовано в нынешней кризисной ситуации как самого государства, так и складывающейся обстановки внутри политических элит. Не лишним будет напомнить, что Ергожин являлся инициатором практики обнародования списка заведений и ресторанов, уклоняющихся от налогов. Сюда же можно присовокупить его инициативу по повышению цен на акцизы алкогольной продукции, поскольку он хорошо осведомлен о том, что 70% алкогольной продукции находится в теневом бизнесе, чей доход составляет около 300 млн долларов США в месяц, которые утекают мимо нашей госказны.
Отныне, будучи зампреда главы КНБ, Даулет Ергожин займется финансово-экономической разведкой и выявлять, кто из теневиков уводит в сторону от бюджета около $3,5 млрд в год. Кстати, эта сумма составляет одну восьмую части госбюджета. Полагаем также, что в новой должности Ергожину предстоит возобновить практику выявления капиталов, но уже на более высоком уровне и их последующего обнародования, пусть даже в узком кругу. А поругать владельцев этих капиталов найдется кому. Ведь президент Назарбаев в последнее время часто напоминает, что Казахстан подписал соглашения по возврату капиталов со многими государствами и что в нынешний век глобализации скрыть большие активы – дело не из легких. А в том, что в Казахстане людей с большими активами более чем достаточно, сомневаться не приходится. Так что намеки президента приобретают реальные очертания с элементами мускулатуры.
Однако вернемся к тому, с чего начали: как гражданское лицо оказался в зампредах председателя КНБ. Обратимся к логике.
Во-первых, и Масимов, и Ергожин, будучи на высокопоставленной «гражданке», являлись носителями сверх секретов государства. Во-вторых, если перед Ергожиным поставлена генеральная задача по возращению в страну вывезенных активов, то ему совсем необязательно знать методы разведывательно-подрывной деятельности противника. Достаточно имеющейся информации и навыков по так называемому их «выявлению и обнародованию», направленных на обеспечение прозрачности сил и средств внутри властных элит, в разрезе их зарубежных банковских счетов, что является ахиллесовой пятой любого политика. Как говорится, кто платит, тот заказывает музыку, а для нынешнего положения нашей власти лишние «меломаны» ни к чему.
Тем более, когда наш сегодняшний политический истеблишмент больше напоминает африканскую саванну, где полно хищников. Иные из них, как мы знаем, охотятся в одиночку, иные сбиваются в стаи, то бишь в кланы. И среди них всегда найдутся такие, кто видит, спит и мнит себя вожаком главной стаи. А за годы независимости государство наплодило такое множество хищников, что теперь вынуждено выпускать охотников для отстрела или, как минимум, егеря, чтобы отслеживать их популяцию.
Не в обиду чекистам, но каким бы ни был высокий уровень их подготовки, они все же специфичны и имеют свои ограничения. Иными словами, «контора» может раздобыть самую «цветную» информацию практически из любой среды, принять самостоятельные решения в области борьбы с религиозным экстремизмом, терроризмом, наркотрафиком, а вот когда дело касается политики, то, извольте, здесь их юрисдикция заканчивается, и тут «контора» вне политики.
Приход Карима Масимова в КНБ РК меняет сложившуюся ситуацию и вносит коррективы в сформировавшиеся правила игры. На сегодняшний день не одно даже маломальское совещание правительства не проходит без участия представителя «конторы». К ее мнению стали прислушиваться и даже советоваться.
Что это значит? А то, что «контора» заходит в большую политику, будь то возврат вывезенных активов или мониторинг внутренней обстановки политического бомонда. Потому что спецслужбы всегда являлись мощнейшим инструментом, и в чих руках он окажется, тот и будет обеспечивать смысл латинского выражения – «кто предупрежден, тот вооружен». Практическое применение добытой информации ляжет на плечи ее нынешнего руководителя Карима Масимова. То есть гражданские тяжеловесы, за плечами которых имеется практически опыт внутриполитической кухни, будут собирать пазлы в единую картину и найдут им применение. Именно поэтому назначение в главную спецслужбу страны таких персон, как Масимов и Ергожин, есть логическая цепь давно начавшегося предтранзитного периода, подготовки к смене политической власти в стране.
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»
Тем временем
КАЗАХСТАН НЕ ВЫПОЛНИЛ
НИ ОДНОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ
-
Казахстан не выполнил ни одной рекомендации по борьбе с коррупцией, рассказал руководитель мониторинговой группы ОЭСР по Казахстану Дмитрий Котляр.
«Казахстан полностью не выполнил ни одной рекомендации Стамбулского плана действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Были выполнены некоторые элементы рекомендаций, но это были незначительные элементы. Например, процесс набора судей путем объявления вакансий. Это была только маленькая часть большой рекомендации», – сказал Д.Котляр во время онлайн-трансляции.
Выполнение Стамбулского договора повышает шансы участвующих в его исполнении стран попасть в ряды членов ОЭСР, пояснила юрист «Интерньюс-Казахстан» Ольга Диденко. По ее информации, первые три раунда мониторинга Стамбулского плана прошли в 2007, 2012, 2014 годах.
Многие рекомендации для Казахстана, озвученные во время второго раунда, ОЭСР подтвердила и во время третьего раунда, так как прогресса по их исполнению не увидела, продолжил Д.Котляр. Всего их было 20, в списке значится комплекс мер по ужесточению уголовной ответственности за коррупцию и для ее предупреждения. Казахстан частично выполнил только 7 рекомендаций.
В четвертом раунде мониторинга, начавшемся в 2016 году, завершение которого запланировано на первую половину 2017 года, Казахстану, скорее всего, предложат новые рекомендации в связи с изменением методологии мониторинга и некоторых тем, отметил Д.Котляр. «Некоторые темы, например, «финансовый контроль», «аудит», а также «банки и финансы» были исключены из мониторинга, в то же время будет введено детальное изучение важного сектора «образование», – сказал он.
Принятый мажилисом РК законопроект о переносе декларирования доходов с намеченного 2017 года на 2020 год он назвал «плохой новостью», в то время как в одном из промежуточных отчетов по РК эту меру группа ОЭСР отметила как прогресс, напомнил он. «Мы давно добивались, чтобы была изменена система декларирования доходов. Перенос на более поздний срок будет нами оценен негативно и не засчитан как реформа. К тому же нет объективных объяснений, почему декларирование будет начато в 2020 году и не может быть начато в следующем», – сказал Д.Котляр.
При этом, отметил он, вообще не обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности для юридических лиц за участие в коррупции. В Казахстане шли споры о том, что это будет негативно воспринято с точки зрения инвестиционной привлекательности страны и окажет дополнительное давление на компании. Этих аргументов оказалось достаточно для того, чтобы отказаться от ее введения, добавил он.
КазТАГ