КТО И КАК ПОЛУЧАЕТ ГОСПРЕМИИ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.

 

Обращение ученого

 


 

Как правило, накануне Дня независимости глава Казахстана Нурсултан Назарбаев вручает Государственную премию имени аль-Фараби отечественным ученым за прорывные научные исследования и внедренные инновации. Премия присуждается один раз в два года.

Впервые об учреждении этой престижной премии он сказал в мае 2013 года, выступая на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов. «Она будет вручаться ежегодно в семи номинациях. На первом подступе размер премии – 100 тысяч долларов, далее мы будем ее повышать», – уточнил Н. Назарбаев.

Так, в 2015 году Госпремию РК получили ученые за исследования в области физики плазмы, инновационные разработки по цветной металлургии и достижения в области медицины. Премию также получили ученые, которые занимаются космическими исследованиями. В том числе и тогдашний глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев. Всего же обладателями высшей награды стали 39 человек. Размер Госпремии, вопреки обещанию о его повышении, составил более 57 тысяч долларов. По-видимому, сказался кризис.

Но кто и за что конкретно удостаивается чести стать лауреатом Государственной премии? Почему и как блокируется доступ к Госпремии ученым, которые действительно заслуживают ее? Возможны ли коррупционные составляющие при этом? Дискуссии на эту тему не стихают в среде самих ученых. Порой дискуссионной площадкой становятся средства массовой информации, в том числе и наше издание. Действительно, бывает, что обладателей премии не знают не только простые казахстанцы, но даже сами ученые-«отраслевики».

Об одном таком случае – обращение в комиссию по присуждению Государственной премии имени аль-Фараби автора, которое мы публикуем ниже.

 

«Уважаемые господа!

Работа «Научное обоснование углеводородного потенциала Республики Казахстан» с Вашего ведома и согласия, при активной поддержке отстраненного недавно от своей должности Карабалина У. С. (Карабалин Узакбай Сулейменович в разные годы являлся президентом АО «НК «КазМунайГаз», министром нефти и газа, первым заместителем министра энергетики, с марта 2016 года по достижении пенсионного возраста, – заместитель председателя Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy – D), удостоена Государственной премии РК в области науки и техники 2015 года.

Я вас своим письмом от 20 августа 2015 года предостерегал, что не следует этого делать. Так как работа состоит всего лишь из Атласа (Альбома) с рисунками карт нефтегазоносных и, возможно, нефтегазоносных впадин (бассейнов) Казахстана, выделенных на территории его, по результатам ранее выполненных геолого-поисковых и разведочных работ. Претенденты ничего нового в их строение не внесли, каких-либо новых серьезных открытий по всем этим впадинам не обеспечили. К тому же небольшой текст с описанием этих впадин выполнен на казахском языке, а на картах все надписи на русском, поэтому трудно пользоваться ими. И еще, этот текст, не изданный, а представленный в виде рукописи, плохо сочетается с вложенными в Альбом графиками.

Констатировал также, что такие записки с картами нефтегазоносных и, возможно, нефтегазоперспективных впадин составлялись и раньше, причем неоднократно, где уже были открыты месторождения, а также где изучения были проведены недостаточно или вообще не начаты. За время моей работы в Мингео Казахской ССР, в объединениях «Казнефтегазразведка» и «Казгеофизика» такие записки мы разрабатывали много раз.

Отметил также, что на всех картах, вложенных в Альбом, не указан масштаб. На основе каких и чьих материалов они составлены?

И самое главное, по таким картам возможно ли обосновать необходимость постановки буровых работ или отработку сейсмических профилей? На наш взгляд, по таким картам не то что наметить какие-либо работы, но и не представляется возможным более или менее точно определить размер самого осадочного бассейна и прогнозировать объем содержащихся в нем углеводородов. В таком случае откуда взято трехкратное увеличение прогнозных запасов УВ этих впадин, о чем буквально талдычил в СМИ Карабалин У.С. и некоторые из уже состоявшихся лауреатов? Неизвестны разработчики карт, они на картах также не указаны. Т. е. удостоенные Государственной премии лица имели отношения к этим картам или нет? Скорее, не имели, иначе они не упустили бы такую возможность и указали бы свои фамилии на картах.

Несмотря на все это, комиссия, т. е. вы, сочли возможным удостоить эту халтуру самой высокой на сегодня Государственной премии РК в области науки и техники имени аль-Фараби, с очень весомой денежной составляющей. Достойно сожаления, что принято такое решение!

В то же время у вас, в комиссии, есть работы по нефтяной геологии, не прошедшие по конкурсу или не удостоенные этой премии по тем или иным, не очень объективным причинам. В моей памяти таких работ несколько. Это – «Открытие новой нефтеносной зоны на юге междуречья Урал-Волга в Гурьевской области Казахской ССР и ускоренное ее промышленное освоение (1975 г.),«Открытие первых в Прикаспийской впадине подсолевых месторождений нефти и газа Кенкияк, Жанажол и др. в Актобинской области» (19…), «Открытие и ускоренная разведка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения в Западно-Казахстанской области» (2005 г.).

Первая работа не прошла из-за разногласий (скорее даже противостояния) между председателями комитета по Госпремиям КазССР в области науки и техники при Совете министров КазССР Ш. Е. Есеновым (Шахмардан Есенов, ученик Каныша Сатпаева – D) и его преемником А.М.Кунаевым (Аскар Кунаев – D). Есенов был склонен решить вопрос положительно. Якобы, при предварительном рассмотрении такое решение даже было принято. Между тем, Есенов был переведен на другую работу, заодно был освобожден от должности председателя комитета по Госпремиям. Его преемником стал А. М. Кунаев. Он отменил решение Ш.Е. Есенова. И мы получили коротенькое сообщение за подписью и.о. ответсекретаря комитета Н. Колтихиной : «Возвращаем Вам работу, как не прошедшую по конкурсу».

Но в том году никакого конкурса не было, кроме нашей, других работ по нефтяной геологии тоже не было. Тем не менее мы лишились своей премии. В этом районе к настоящему времени открыты около 30 месторождений, в числе которых такое крупнейшее, как Астраханское (Имашевское), расположенное на границе с Россией. Наши научные прогнозы о высокой перспективности района в нефтегазоносном отношении полностью подтвердились. В течение прошедшего полувека идет интенсивная добыча самой качественной надсолевой Эмбинской нефти. Разве все это не заслуживает поощрения Госпремией?

Последующие две работы не прошли из-за того, что в числе претендентов оказались лица, не имеющие отношения к открытию этих месторождений, поэтому, видимо, были жалобы от тех, кто участвовал непосредственно в открытии или при проведении работ, приведших к открытию.

Между тем, Карачаганак – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений, в настоящее время оно дает около половины добываемого в республике газа, еще значительную часть нефти и конденсата. Поэтому следовало бы решить вопрос о поощрении тех, кто участвовал в открытии этого уникального месторождения. Кроме указанных, в 1982 году был открыт Южно-Тургайский нефтегазоносный район с нефтегазовыми месторождениями в количестве около 20. На его базе было создано нефтегазодобывающее объединение «Южказнефтегаз». В 1990 году на соискание премии Совета министров СССР была выдвинута работа «Научные геолого-геофизические разработки по прогнозированию, открытию и освоению Южно-Тургайского нефтегазоносного бассейна, их внедрение в геологоразведочные работы на нефть и газ в Южном Тургае». Весной 1991 г. она была рассмотрена, но не прошла по конкурсу. В то же время председатель комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР Н. П. Лаверов, обращаясь к собравшимся и нам – представителям Казахстана, сказал: «Подождите год, сейчас нам необходимо поощрить более значимое открытие, чем ваше, а в следующем году вы свою премию обязательно получите. Обещаю вам об этом принародно». Мы обрадовались, один год подождем, мол. Однако в следующем году Советского Союза не стало и нашей премии тоже.

С тех пор прошло четверть века. Геологоразведочных организаций, занимавшихся этими работами, уже нет. Многие претенденты ушли из жизни или уехали в другие страны. Кстати, по другим, ранее рассмотренным работам претендентов тоже почти нет. Разумеется, геологоразведочных организаций, выдвинувших их, тоже нет. Так что повторно выдвигать их некому, если даже появится такая необходимость. В этой связи комиссии по Госпремиям РК следовало бы заняться этим вопросом и найти пути решения его, т. е. поощрения за открытие нефтегазоносных районов, оставшихся в живых претендентов.

Еще раз констатирую, что все эти открытия уникальны. Каждый из них в тысячи крат значимее, чем разобранный нами в первой части записки и уже удостоенный Госпремии 2015 года Атлас (Альбом) с рисунками карт. Они, т. е. эти нефтегазоносные районы, интенсивно разрабатываемые все эти годы, обеспечили устойчивую добычу УВ в нефтегазодобывающих объединениях «Эмбамунайгаз», «Актобемунайгаз», «Южказмунайгаз» и в компании «КарачаганакПетролеумОператинг», привлекая к этим районам иностранных инвесторов. Они обеспечивают благополучие государства после приобретения им своей независимости. Оставшиеся в живых претенденты по всем этим работам, они же ветераны казахстанской нефтегазоразведки, были бы признательны за получение, наконец-то, соответствующей достойной оценки своего труда.

На фоне так неожиданно-негаданно высокооцененного Альбома с рисунками карт, вне всякого сомнения, заслуживала бы присуждения этой премии разработанная и изданная за рекордно короткий отрезок времени первая Нефтяная энциклопедия Казахстана. Этот 1200-страничный двухтомный капитальный труд был выполнен в 1998–1999 годах, к 100-летию нефтегазовой отрасли республики небольшим коллективом специалистов компании «Казахойл» под руководством его тогдашнего президента и вице-президента Н. Ж. Каппарова.

С уважением,

Садуакас КУРМАНОВ,

ветеран геологоразведочной отрасли, доктор геолого-

минералогических наук, профессор, лауреат Государственной

премии СССР, Почетный разведчик недр РК»

 

От редакции. Это обращение было подготовлено автором еще в феврале 2016 года. Отправил нам на днях в надежде, что авторитет СМИ для госчиновников и комиссии по присуждению Госпремии все-таки возымеет действие. По просьбе автора этот номер с соответствующим редакционным запросом «D» отправит по соответствующим адресам, в частности, в комиссию по Госпремиям.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн