Записки профессора

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.

Записки профессора


Наш постоянный автор, президент Казахской академии спорта и туризма, профессор Кайрат Закирьянов закончил работу над очередной своей книгой «Только эта жизнь имеет цену», где дал собственные комментарии почти тремстам афоризмам великих людей прошлого и современности, которые он собирал в течение 40 лет. Ниже «DAT» начинает публикацию отрывков из книги профессора.

Помни: только эта жизнь имеет цену

(Древний Египет)

Я с этим согласен. Когда Ленин говорил, что религия – это опиум для народа, он в чем-то был прав. Как опьяненный наркотиками человек уходит от реальной жизни, так и религия отрывает человека от повседневности, земная жизнь для него не становится существенной, и он мечтает обрести вечную жизнь на небесах. Простому человеку служитель культа внушает, чтобы он терпел все тяготы жизни и невзгоды, подчинялся своему господину, и тогда его ждет вечная жизнь в раю.

Но, как говорил Омар Хайям, никто еще не вернулся с того света и не рассказал, какая там жизнь. «Как там в мире ином?» – я спросил старика, утешаясь вином в уголке погребка. «Пей!» – ответил старик. – Дорога туда далека. Из ушедших никто не вернулся пока».

Кстати, о Ленине. Сегодняшний школьник о нем не знает ничего, а для нас, родившихся в СССР, он был иконой. Это был великий революционер, который 100 лет назад поднял на дыбы Российскую империю и, развернув ее на 1800 , задал ей совсем другой путь развития.

Мое детство и юность проходили в советские времена, нашим кумиром был Павка Корчагин, герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Нас тоже учили, что эта жизнь ничто. Герой романа и его современники, такие же мальчишки и девчонки, терпели голод, холод, лишения и собирались прекрасно жить в каком-то коммунизме, который должен был наступить в 80-х годах ХХ века и когда восторжествует принцип: от каждого по труду, каждому по потребностям. Целые поколения ушли в мир иной, так и не вкусив радостей этой жизни.

Мои родители, мои дедушки и бабушки, все они оказались заложниками советской идеологии. Нам правильно внушали, что жизнь дается человеку лишь один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Ну а дальше самое печальное: чтобы умирая, мог сказать, что жизнь ты свою посвятил служению своему народу, своему Отечеству.

Тоже правильно, но где же здесь человек? Слава Богу, пришел Горбачев, потом Ельцин, потом не стало великой державы, казахи обрели независимость, и мы стали строить новую жизнь. Я не знаю, какую мы модель своего капитализма строим: то ли американскую, когда интересы одного человека выше интересов общества; то ли японскую, где интересы семьи и фирмы стоят выше интересов государства?

Каждый человек должен уметь реализовать себя, государство должно ему в этом помочь. Конечно, и этот путь тернист, на нем уж точно не будет братской любви и поддержки друг друга. Еще в XV веке итальянский мыслитель Никола Макиавели предрек, что цель оправдывает средства. И на пути достижения цели любыми средствами, которой стало обретение богатства и власти, легко перейти через многие моральные барьеры человеческого общества.

Мой духовный учитель, новосибирский ученый Юрий Иванович Мерзляков в своей пафосной статье «Право на память» о таких деятелях написал: «…Ни уважения современников, ни тем более память потомков не волнуют хапугу-чиновника, чей дом служебная лестница, а храм – кабинет начальства. Дорвался – хапай без стыда!.. Скользи в грязи – ползи в ферзи… Ползет. Нагадил лет на 300. Урвал – и канул без следа. Черна забвения вода…».

Один мудрец сказал, что всякая жизнь, хорошо и достойно прожитая, есть долгая жизнь. Достойно жить и достойно наслаждаться жизнью – вот это богоугодная задача и мы должны ее решить. Настоящая жизнь – это не количество сделанных вдохов и выдохов, а это те моменты, когда говорят, что от счастья захватывает дух и кружится голова.

Сильнее всех – владеющий собой

(Сенека)

По этому поводу французский историк и публицист XVIII в. Альфонс Бошан говорил, что действовать в минуту страсти – значит пускаться в море во время бури. Овладеешь своими эмоциями – сохранишь себя в своих глазах и в глазах окружающих. Древнегреческая поэтесса Сафо по этому поводу тоже говорила, что если бушует гнев в твоем сердце, оберегай язык свой от лая. А наш мудрый Абай заметил: «Кричащий в гневе – смешон, молчащий в гневе – страшен».

К свободе ведет лишь одна дорога:

презрение к тому, что от нас не зависит

(Эпиктет)

Мы всегда в плену своих иллюзий и страстей. Вольтер по этому поводу сказал: «Всякое желание есть зачаток новой скорби». Поэтому, хочешь быть свободным, будь подальше от желаний, которые ты не сможешь осуществить! Ну не стану я Папой Римским, и почему я должен свою жизнь отравить этим ядом неосуществленного желания?

Испанский писатель XVII века Бальтасар Грассиан придумал очень хорошую формулу достичь желаемого: надо просто пренебречь им! Я свободен, потому что нет у меня этого желания! Демокрит говорил: «Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, раз тому, что имеет». Вместе с тем нельзя игнорировать обстоятельства, которые могут повредить тебе, твоему делу. По этому поводу великий Конфуций сказал: «Того, кто не видит далеких трудностей, поджидают близкие неприятности», а Уинстон Черчилль ещё и советует: «Ситуацию мало уметь использовать, её надо создавать».

И, конечно же, как не вспомнить Сократа, который изрек: «Чем меньше человеку нужно, тем больше он свободен и ближе к Богам».

Нет огня, подобного страсти. Нет спазмы, подобной гневу. Нет сети, подобной обману. Нет реки, подобной желанию

(Будда)

Кстати, последние исследования казахстанских ученых, в частности, выдающегося ученого-археолога Карла Байпакова, говорят о том, что Будда происходит из сакского рода, то есть он предок казахского народа, а ДНК-исследования, проведенные у потомков Будды, проживающих в Тибете, показали, что он близок с казахскими найманами. Я уже говорил, что наши предки, завоевывая другие страны, приспосабливали свою религию тенгрианство к менталитету местного населения. Так возникли ислам, христианство, зороастризм, буддизм и другие мировые религии.

А в то время, когда Будда родился и творил, Индия была под властью кочевых племен, пришедших с территории Великой Степи и согласно моего KZ-постулата, он происходил из верхнего, правящего класса. Суть открытого мною KZ-фактора и KZ-постулата заключается в том, что если мы установим в пространстве и времени наличие на определенной территории KZ-фактора, заключающегося в установлении факта завоевания этой территории кочевыми племенами Великой Степи, то все выдающиеся деятели этой территории данного периода будут представителями верхнего класса, класса завоевателей, пришедших с территории Евразии. Это есть мой KZ-постулат! Нижний класс составляли представители местного, коренного народа.

А что касается самого высказывания Будды, то здесь он говорит о том, что никакие природные явления не сравнятся со страстями, которые присущи человеку. Древнегреческий драматург Софокл очень точно заметил, что «Много великого есть на свете, но нет ничего более величественного, чем человек». Будде еще приписывают следующее: «Побеждай гнев при помощи спокойствия, побеждай зло при помощи добра. Побеждай бедность при помощи щедрости, побеждай ложь при помощи истины».

Мужеством можно победить силу,

дерзостью – судьбу

(Александр Македонский)

Помню, как-то раз, придя к своему другу, Кайрату Букенову, который на тот момент был первым заместителем акима г.Алматы, я подарил ему свою первую книгу о Чингисхане. Тогда он, не скрывая своего сарказма, заметил, что я договорюсь до того, что и Александра Македонского сделаю казахом. И когда я обосновал свой KZ-постулат и доказал, что Македония во времена Александра была под властью кочевых племен, пришедших с евразийских степей, и более того, нашел в источниках мощный аргумент, что царь скифов Атей хотел сделать Филиппа, отца Александра Македонского, своим наследником, я снова пришел к своему другу и сказал: что да, действительно, я уже «договорился» и сделал великого завоевателя предком казахского народа.

Французский писатель Мишель де Монтень говорил, что честолюбие – порок не для мелких людишек. Да, я честолюбив и не считаю себя мелким человечишкой, а когда вступал в борьбу с сильными мира сего, верил, что можно дерзостью победить судьбу. К своему 60-летию я написал книгу под названием «Когда Боги не спорят с Неизбежностью». В названии я обыграл известную фразу Питтака, одного из семи мудрецов Древней Греции, который говорил, что «С неизбежностью и Боги не спорят», но я проявил дерзость и выиграл свои местечковые битвы.

С помощью револьвера и доброго слова можно добиться гораздо большего, чем с помощью только одного доброго слова

(Аль Капоне)

Я не сторонник Льва Толстого с его теорией «непротивления злу насилием». Я также не сторонник учения Иисуса Христа, я не сторонник тех, кто говорит, что, если ударили в левую щеку, подставь правую. К сожалению, жизнь устроена так, что многие вопросы можно решить не с помощью только одного доброго слова, а зачастую с применением физической силы. И внукам своим я говорю, надо уметь себя защищать. Американское изречение еще говорит, что «Бог создал людей, а Кольт сделал их равными».

Цвети там, где тебя посадили

(Японская пословица)

Мы сегодня живем в эпоху глобализации. Став независимым государством, для своих детей и внуков мы открыли новые горизонты и новые страны. Если завтра мой внук Тамерлан захочет остаться в Англии или в Америке, справедлива ли для него будет эта пословица великого народа, каковыми я считаю японцев? Вернувшись на родину с приобретенными новыми прогрессивными знаниями, мой внук многое сделает для своего народа, для своего государства. Но вполне возможно, что он сможет реализовать до конца свой потенциал только на чужой земле, где больше уважают науку и образование.

Я знаком с крупным ученым Инсеповым Зейнотуллой, доктором физико-математических наук, приходящимся мне дальним родственником. Так вот, он работал в Японии, потом его пригласили в Америку, поскольку он крупный специалист по нанотехнологиям. Став независимым, Казахстан пригласил его на работу. Поработав немного здесь, он понял, что не сможет двигать науку и получать моральное и материальное удовлетворение так, как он это делал в университете Чикаго.

Теперь он снова творит в Америке. Разве можно его обвинять в отсутствии патриотизма? В одной пословице казахского народа говорится, что, чем быть султаном на чужбине, лучше быть подстилкой сапога у себя на Родине. Но куда мы в таком случае денем великого сына казахского народа Бейбарса, который далеко на чужбине, в Египте, еще ХІІІ в. высоко поднял имя кочевника? Истина где-то по середине, ведь мои предки найманы тоже говорили: «Ладонью солнце не закрыть. Сколь высоко ни поднимался бы в небо орел, тень его всегда будет на земле».

Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла

(Питтак, один из семи мудрецов Древней Греции)

Совсем недавно мы были свидетелями того, как Крым стал российским. Я не говорю, что когда-то он был нашим. В своей книге «Тюркская сага Чингисхана и KZ-фактор» я привел примеры из источников о составе коренного населения Крыма: в Перекопском уезде – қыпшыки, алшины, уйсуне, найманы, китаи (в составе найманов) и кереи. В Евпаторийском уезде – қара-қыпшаки, құрылу- қыпшаки, бельдауз-қыпшаки, бай-оғлы қыпшаки, қаранайманы, қоңыраты, қырғыз-казахи. В Феодосийском уезде – қыпшаки, тама, арғыны, найманы и қытаи. В Симферопольском уезде – только найманы. Вот вам и крымские татары!

Но дело здесь в другом, такое же могло случиться и у нас, в Казахстане, когда в 90-х годах прошлого столетия, после обретения независимости, на востоке и севере Казахстана были сильны сепаратистские настроения, серьезно ставился вопрос о присоединении этих областей к России. Мне рассказывали, что не без помощи тогдашнего акима Восточно-Казахстанской области Виталия Метте, с которым мы были очень дружны, русскоязычная часть населения хотела захватить большинство голосов в областном маслихате и поставить вопрос о присоединении региона к России. Но наш президент Нурсултан Назарбаев предотвратил эту беду. Об этом в открытую не пишут, не говорит об этом и сам президент, но когда он принимал решение о переносе столицы в Целиноград, а при объединении Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей, областным центром сделал Усть-Каменогорск, то как раз своими действиями и предотвратил большую беду.

Сегодня на севере и востоке Казахстана большинство население – казахи, и невозможен никакой сценарий с «крымской» весной на казахстанской земле. Ну а что касается управления с бедой, когда она пришла, то хочу вспомнить великую Томирис, царицу саков – массагетов, которых современная история относит к предкам казахского народа. Когда в наши степи в VІ веке до н.э. пришел персидский царь Кир Второй Великий с целью ее захвата, отпор ему организовала эта великая женщина. Со словами: «Ты хотел напиться нашей крови, захлебнись же в собственной», она отрезала голову пленённого персидского царя и бросила его в бурдюк с его кровью.

Великий француз Жан Жак Руссо говорил: «Лишь великие события создают великих людей»: не было бы нашествия персидского царя, не было бы и величия Томирис. Как говорил Цицерон: «Необходимость – страшное оружие». Как утверждает вице-президент Всемирной академии Чингисхана Марал Томпиев, казахское ханство значительно укрепилось, как это странно и не звучит, благодаря Джунгарскому нашествию. За два века борьбы казахских жузов с джунгарами территория ханства возросла с 200 тысяч до 6.5 миллионов квадратных километров, а численность населения выросло с 450 тысяч до 6.5 миллиона человек.

(Продолжение следует)

Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ,

профессор


Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн