«Общественная позиция»
(проект «DAT» №4 (368) от 2 февраля 2017 г.
Зарубка на память
Слово, удержанное тобой, – раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой.
(Хафиз Ширази)
Персидский поэт и суффийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы нам в наследство оставил сорок цитат. Порассуждаем об одной из них. Хочу рассказать одну историю, услышанную мной от Кабылбаева Мадениета Рапиховича, бывшего в свое время директором союзных институтов «Гипроторг» и «Гипровуз», который, в свою очередь, услышал эту историю от Жапара Тыналина – инструктора Орготдела ЦК Компартии Казахстана середины 50-х годов прошлого столетия.
Идет 1954 год. В СССР после смерти Иосифа Сталина к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев, который, понятное дело, формировал свою команду.
В Казахстане в это время Первым секретарем ЦК КП Казахстана был Жумабай Шаяхметов, соратник и друг Сталина. Естественно, его отставка была предрешена. К тому же Шаяхметов не выражал большого рвения к планам Москвы распахать целину в Казахстане. Рассказывают, что Центр свой выбор остановил на Канапине Амире*, который в свое время возглавлял комсомол Казахстана, а в 1954 году работал первым секретарем Алма-Атинского обкома КП Казахстана. Пройдя собеседование в высоких кабинетах на Старой площади, Канапин получил добро Н.С. Хрущева занять должность партийного лидера Казахстана. Оставалась пустая формальность – одобрение пленума ЦК КП Казахстана.
В то время сообщение между Москвой и Алма-Атой было только железнодорожным, и Канапин пошел в свою гостиницу, чтобы утром выехать в столицу Казахстана. По дороге в гостиницу он встретил друга своей молодости, которого пригласил в гостиницу поужинать вместе с ним. Видимо, после приема изрядной доли спиртного, радость, переполнявшая Канапина, вышла наружу. Он сделал свой выбор и оказался заложником своих слов, похоронив тем самым свою блистательную карьеру. Одним словом, друг его молодости позвонил об этой радостной вести своим друзьям в Алма-Ату, в частности, министру просвещения Казахской ССР Хамиту Сембаеву, который тут же обзвонил всех других членов правительства и предложил им выехать в город Джамбул (нынешний Тараз), чтобы встретить и поздравить будущего партийного вожака.
Все так и случилось, но об этом узнала Москва и все свои решения в отношении Канапина она отозвала. Первым секретарем ЦК КП Казахстана был назначен В.К. Пономаренко. Русская пословица гласит: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Вот так случайная встреча своего друга в Москве обернулась для Амира Канапина личной трагедией.
Что касается Жапара Тыналина, то он в 30-х годах прошлого столетия, пройдя диверсионную подготовку на базе «Горельник», которая по иронии судьбы стала собственностью Казахской академии спорта и туризма, был заброшен в Синьцзян, где вместе с легендарным Оспан батыром помогал Мао-Цзэдуну свергнуть гоминдановский режим и стать во главе Поднебесной империи.
Лягушка и с золотого трона спрыгнет в болото.
(Публий Сир)
Образно говоря, человек, связавший себя с определенной чуждой средой обитания, постарается вернуться к себе домой, несмотря на высокое положение, которое занимает в совершенно несвойственной нынешней обстановке. Как говорится, человек будет там, где ему комфортно.
В этой связи хочу еще раз вспомнить внука Чингисхана, великого кагана Құбылая, который, вопреки завещанию Күлтегіна, перенес столицу тюркской империи в Ханбалық, позже названной Пекином. Тоскуя по своей родине, в привычной степной обстановке он создал в столице своеобразный запретный город, куда приходил, чтобы окунуться в свою привычную среду, на миг оказаться на своей родине, в Великой Степи. А в августе месяце, как пишет Марко Поло, он уезжал в степь, где пил молоко (кумыс) десяти тысяч белых кобылиц, которое разрешалось, кроме чингизидов, пить только племени каких-то гориятов.
Наш казахстанский ученый Тлеуберды Абенай, к сожалению, пишет, что горияты – это жалайыры. Ну откуда такая фантазия! Горияты – это, скорее всего, қоңыраты, из рода которых происходила мать и жена Чингисхана. Более того, этот ученый, которого я очень ценю и уважаю, допускает и другие вольные трактовки первоисточников. К примеру, со ссылкой на Рашид-ад-Дина он пишет, что род «төре» принадлежит племени жалайыров. Но, познакомившись с источником, мы находим, что под именем төре скрывается род тури, который в указателе на первоисточник именуется родом бури. А его ссылки на «Сокровенное сказание монголов» – основной источник 1240 г. по истории Чингисхана, что «сыновья десятников и выходцев из рода төре должны привести с собой своего младшего брата и трех своих нукеров», вовсе не выдерживают никакой критики. В источнике записано: «Сыновей нойонов – десятников, равно и сыновей людей свободного состояния, каждого сопровождают по одному младшему брату и по три товарища…»
Радует, что казахи, признавая Чингисхана своим великим предком, теперь раздирают его на части по своим родам. Да будет известно Абенаю и другим, что төре – это не род, а обозначение чингизидов, принятое уже позднее, после Чингисхана, а критикуемый мной автор подводит к тому, что род төре принадлежит к племени жалайыров. Ну нельзя применять такие методы доказательств! Этим самым мы компрометируем саму установку о тюркском происхождении великого кагана. Я же доказываю, что Чингисхан мог принадлежать к одному из следующих казахских родов: меркитам в составе казахских кереев; роду бағаналы или матай в составе найманов; а также родам адай или шаңышқылы.
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ,
профессор
(Продолжение следует)
*Амир Канапин был вожаком молодежи послевоенного времени. Эрудированный, интеллигентный, выдержанный, он внимательно относился к окружающим, был хорошим оратором. Он был в хороших отношениях с первым секретарем ЦК КП Казахстана Шаяхметовым и секретарем ЦК по идеологии Омаровым. Некоторые утверждали, что именно они выдвинули и поддерживали Амира. Но я никогда не верил этому, т.к. никакая поддержка не может помочь, если человек не умеет работать. Тем более и сам Канапин был незаурядным человеком.
После комсомольской работы его направили на работу в Алматинский обком партии, был секретарем по идеологии Карагандинского обкома партии. Потом он работал министром культуры, с этого поста ему предложили перейти на другую работу, он отказался и ушел преподавать в Институт иностранных языков. Здесь он защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Несмотря на то, что зависть и клевета часто преследовали его в жизни, он оставался интеллигентным человеком, не державшим зла. Нагрузки, выпавшие на его долю, могут выдержать только сильные люди. Таким сильным человеком был Амир Канапин.
Из эссе «Взгляд» Асанбая Аскарова, журнал «Простор»