«Общественная позиция»
(проект «DAT» №8 (372) от 2 марта 2017 г.
Постфактум
Давеча случилось, не побоюсь этого слова – знаковое, беспрецедентное для казахстанского информационного пространства и для меня лично событие: в кои веки меня, известного критика власти, пригласили на передачу на государственный телеканал «Казахстан»! Речь там шла об изменениях в Конституцию (о них я подробно писал в прошлом номере проекта «D», поэтому не буду останавливаться на теме программы).
И у меня стоял выбор: пойти на эту передачу, где, естественно, будут свои известные ограничения, или же отказаться от этой идеи. Я пошел на эту передачу и, сохраняя законы жанра, постарался соблюсти политические и личные приличия, следуя принципу: вопрос ведущего – мой ответ.
Пользуясь такой оказией, несмотря на определенные ограничения государственного телеканала, все же постарался довести самую главную идею: нельзя заниматься самолюбованием и нужно учесть все, в том числе и критические, замечания со стороны плюралистического общества (эти фразы прозвучали в эфире).
Мой выход получил неоднозначную реакцию в обществе. Одни поддержали меня, а другие, наиболее непримиримые, привыкшие видеть нас исключительно под арестом и цензурой, наоборот, критиковали меня за такое «соглашательство»: мол, подыграл власти в ее желании легитимизировать процесс обсуждения темы.
Какой же вывод (или выход)? На мой взгляд их три.
Первый. В стране происходят интересные (с точки зрения политики и политологии) события. Само начало обсуждения так называемой «конституционной реформы» с горьким привкусом одиозной 26-статьи это нечто: есть возможность высказаться (хотя удручает сам состав рабочей группы, где нет нас). И в то же время сажают под арест Жанболата Мамая и как-то «красиво», изощренно расправляются с Рысбеком Сарсенбаевым, теперь уже экс-главой популярной газеты «Жас Алаш». Добавим сюда процесс над Сейтказы Матаевым и его сыном.
Получается, что одно рука не ведает (или, наоборот, ведает?) что делает вторая?!
Второй вывод. На самом верху идет борьба мнений (и не только клановая, но и общегосударственная!) на тему «по какому пути будет идти страна в неминуемый постназарбаевский период?»: будет ли в стране жесточайшая диктатура, которая будет похлеще назарбаевского авторитаризма «с человеческим лицом»? Или страна будет двигаться в сторону пусть и постепенной, но либерализации? Вопрос на самом деле шескпировский: быть или не быть демократии в Казахстане в ближайшие пять (или около того) лет?!
Третий вывод самый сложный: что делать в такой ситуации нам, многолетним критикам власти и ее известных схем? Занять позицию неприятия любым инициативам власти, дабы не легитимизировать ее начинания своим физическим присутствием? Или же находить компромисс, поддерживая тех, кто несет в себе прогрессивные начинания?
Очень сложный вопрос!
Думаю, что истина, как всегда, посередине.
Естественно, мы, демократическая общественность, не должны поощрять антидемократические тенденций власти, где казахстанские правовые механизмы подменяются групповыми интересами и личной неприязнью. Это – абсолют! Это то, что нас разделяет от соглашателей, которые в свое время «кидали» своих соратников по оппозиции, от примиренчески и упаднически настроенных коллег, в том числе и тех, кто считает, что любой контакт с властью сродни преступлению!
Но в то же время мы видим, что в самой системе власти происходят неведомые нам процессы. Приход того же Марата Тажина к руководству внутренней (и вполне протухшей за эти годы) политики в администрации елбасы. Хотя, честно говоря, наши позитивные ожидания стоят особняком на фоне гонений против Мамая. Конечно, можно все эти негативы списать на вездесущую теорию заговора вокруг елбасы. Но тогда тот же Тажин просто обязан поднять свой голос в поддержку демократических ценностей в сложившейся системе! Или ему не дают такой карт-бланш? Тогда я ему не завидую в стратегическом смысле сохранения своего лица…
Или же назначение Ерлана Карина, авторитетного политика и политолога с огромным багажом опыта компромисса во имя общегосударственных интересов, руководителем главного государственного телеканала, который лично я, до прихода Карина, и не смотрел. У него есть, пусть и эфемерный шанс, в рамках системы поднять авторитет замшелого и упавшего до уровня плинтуса телеканал «Казахстана». Конечно, сложно представить себе, что там будут денно и нощно пребывать критики власти. Но прошлый эфир, где обсуждалась одна из самых важных тем и где были такие фигуры, как Айдос Сарым, Ерлан Саиров и Ваш покорный слуга, говорит о том, что поезд тронулся.
А ведь эти устремления (в том числе и конкретные кадры!) надо поддержать! Страна – одна на всех: и для общества, и для власти. И нам, 17 миллионам граждан, вместе пожинать плоды предстоящих реформ! И здесь и власть, как главный игрок политического поля, должна понимать свою часть ответственности!
• PS. В заголовке статьи после слов «Ожидание чуда» я намеренно поставил вопросительный знак. Все еще есть сомнения по этому поводу…
Амиржан КОСАНОВ,
специально для проекта «D»