«Общественная позиция»
(проект «DAT» №12 (376) от 30 марта 2017 г.
Перемены для народа и с народом!
Какие же разные сложились судьбы у пятнадцати республик бывшего СССР. Какая огромная, непреодолимая пропасть образовалась между еще недавно равными между собой республиками. От членов Евросоюза, которые в полном объеме пользуются плодами демократии, до государств, которые, стоя на месте или даже двигаясь назад, по многим показателям практически вернулись в ХIХ век. Но век сегодняшний, несмотря ни на что, тянет вперед. Даже не скорость, а мгновенность информационных процессов сделала земной шар совсем маленьким.
Компания «Space X» Илона Маска планирует начать работу над проектом по запуску 4425 спутников на околоземную орбиту для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету на всей поверхности Земли. В перспективе подключиться к спутниковой сети смогут все желающие. Это может окончательно изменить мир, и особенно сильно повлиять на тоталитарные режимы, доживающие свой век. Разве можно в ХХI веке не развиваться и стоять на месте? Оказывается, пока еще можно, но с каждым годом это становится все сложнее и труднее.
Россия, самая большая республика бывшей огромной страны, вольно или невольно всегда оказывала и будет оказывать то или иное влияние на всех соседей – и ближних, и дальних. И это одна из причин, почему все события, происходящие в ней, всегда будут вызывать пристальный интерес.
Я не буду сейчас обсуждать все, что происходило в России в нынешнем веке, но, на мой взгляд, в августе 2008 года Россия начала переступать, а весной 2014 года окончательно переступила некую красную, рубежную, я бы сказал, необратимую черту. И сжимающиеся в пространстве и времени события последних трех лет подтверждают это. Зреет ощущение приближающихся серьезных событий в умах и душах как самих россиян, так и наблюдающих за ними соседей.
Неким предвестником этих событий оказались массовые митинги и протесты, состоявшиеся в год столетнего юбилея Великого большевистского переворота, в последнее воскресенье марта практически во всех крупных городах России. Начало этим событиям положил фильм Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального «Он вам не Димон», который, по разным оценкам, посмотрели около 14 миллионов россиян и никем не считанное огромное количество жителей СНГ. Фильм показал истинную сущность второго человека во властной иерархии России, да, пожалуй, и сущность всей системы существующей власти.
Сказать, что фильм произвел сильное впечатление, значит ничего не сказать. Какой-то официальной реакции власти на этот фильм нет до сих пор, и это отсутствие реакции красноречивее любых слов.
Призыв штаба А. Навального выйти на митинги и акции протеста против коррупции 26 марта не предвещал, казалось бы, ничего необычного. Но то, что произошло в воскресенье по всей России, от Владивостока до Калининграда, на мой взгляд, не ожидал никто. Масштабы произошедших акций протеста оказались неожиданными и для властей, и для самих организаторов. Думаю, что за всю постсоветскую историю России не найдется ни одного события, которое как по масштабам, так и по содержанию могло бы встать в один ряд с мартовским воскресеньем. Хотелось бы обозначить несколько моментов, которые принципиально отличали эти акции протеста от всех предыдущих.
Во-первых, акция прошла во всех крупнейших городах России. Такая согласованность и солидарность проявилась впервые.
Во-вторых, не считая самого А. Навального, которого упаковали довольно быстро, явных лидеров не наблюдалось. Это вводило силовиков в растерянность. Кого хватать? Поэтому и хватали всех подряд, если так можно выразиться, по вторичным признакам активности. Кто-то нес плакат, кто-то – флаг, кто-то был в ярких кроссовках, кто-то громко говорил по сотовому телефону, кто-то просто размахивал руками. Достаточно было просто идти быстрым шагом, проходить мимо или показать язык, чтобы оказаться в автозаке.
Не было заранее оговоренных точек сбора. Народ просто шел в центры своих городов. В Москве же вообще сообщили гражданам, чтобы выходили погулять на Тверскую по всей ее длине, от Манежной площади до станции метро «Белорусская». Это тоже мешало властям сконцентрироваться в одном самом значимом месте.
На мой взгляд, самый главный фактор этих акций заключался в огромном, если не сказать преобладающем, количестве молодежи. Не говоря уж о студентах, удивляло большое количество школьников. По их лицам и поведению было видно, что они не испытывают страха. И это очень важный момент, который заслуживает отдельного внимания. Для многих это вообще представлялось некой игрой. Но говорить, что те же школьники пришли, не понимая сути происходящего, я бы не стал. Вот как ответил один 15-летний московский школьник, пришедший на Тверскую, на вопрос, что тебя привело: «Меня впечатлило в фильме Навального то, что у людей есть дача по 15 миллиардов, притом, что у нас есть люди, которые живут в аварийных постройках. Мне это не нравится, я бы хотел, чтобы все было по-честному, чтобы ко всем относились одинаково хорошо».
А группа брянских школьников сказала своей директрисе, что поддерживают борьбу Навального с коррупцией, потому что «справедливость – это то, чего у нас нет». Поколение сегодняшних школьников, вышедших на акции протеста, особенно в провинции, я бы сравнил с поколением пацанов лихих 90-х годов. Те, выросшие в фабричных районах на окраинах больших и малых городов, не имея и не видя в своей жизни возможности как-то пробиться вверх, по так называемой социальной лестнице, охотно шли в криминальные банды, потому что там довольно быстро можно было чего-то добиться, сделать деньги, выбиться в лидеры и т.д. И кто-то, кому повезло, действительно, выбился, но их, конечно, многократно меньше, в сравнении с теми, кто сложил свои буйные головы в многочисленных разборках.
Если же говорить про сегодняшних пацанов, то многим из них, выросшим в Черемушках и Орехово-Зуево, тоже мало чего светит в будущем. Все социальные лифты закупорены, образование многим просто не по карману, завести свое дело – удел единиц, на госслужбу тоже не попадешь. Пропасть между богатыми и бедными растет, несправедливость и нечестность, сложившиеся в обществе, стали нормой, и они все это прекрасно видят, живя на окраинах своих городов, в своих хрущевках, на примере неудавшихся, сломанных судеб своих родителей, которые тянут лямку до потери здоровья или жизни. И мириться с этим они не хотят, повторять судьбу своих родителей тоже не хотят. И, как мне кажется, для того, чтобы сделать жизнь, как они говорят, «по-честному», «по-справедливому», они могут пойти на определенные жертвы, на определенные поступки и риски. Терять-то им по сути и нечего.
Ну, и наконец, последнее. Чем отличались эти события от предыдущих? Это заметная невооруженным глазом растерянность власти и ее неспособность что-нибудь предложить. Ничего грамотного, ничего разумного, ничего логичного, ничего компромиссного, ничего такого, что могло бы вырулить протест во что-то подобное договорному, управляемому или просто спокойному действию, власти сделать не смогли. Тупая сила – единственный ресурс. Хватай, тащи, пакуй! Там разберемся! И тот факт, что практически всех, продержав 5-7 часов, отпустили, предварительно взяв формальные, как под копирку, объяснительные, только подтверждает неспособность властей на разумные и эффективные действия. А на таких действиях постоянно выезжать не получится.
Я не буду делать никаких выводов. Их уже предостаточно в информационном пространстве, но, думаю, что прошедшие акции протеста – это не звоночек. Это серьезный сигнал властям, что народ, и особенно молодежь, так больше жить не хочет. И, наверное, так просто уже не остановится.
Пользователи социальных сетей уже объявили о готовящемся 2 апреля митинге на Красной площади, где собираются выдвинуть российским властям вполне серьезные требования в области и внутренней, и внешней политики. Это не просто сигналы. Это колокол о том, что перемены необходимы просто как воздух.
На фоне российских событий как-то не столь заметными оказались акции протеста в Белоруссии. Хотя они по-своему тоже беспрецедентны. Батька умудрился отличиться и сам себе создать проблемы на ровном месте, приняв Декрет «О предупреждении социального иждивенчества», или Декрет «О тунеядстве», как его прозвали в народе. Этот декрет есть яркий, если не сказать классический, пример того, как неграмотная и неэффективная власть, своими непродуманными действиями может одним росчерком пера поставить даже такой мирный и спокойный белорусский народ на дыбы. Действительно, как может власть вводить налоговый сбор на безработных людей, объявляя их еще и иждивенцами, в то время как сама же не в состоянии предоставить им рабочие места? В цивилизованных странах в такой ситуации власти, наоборот, выплачивают безработному пособие, компенсируя тем самым невозможность предоставления ему работы в данный момент. Батька же ноу-хау изобрел в социальной сфере. Иначе как абсурдом это не назовешь! Или у Батьки и его команды уже глаз настолько замылился, что не ведают что творят?
В результате получили 25 марта «Марш рассерженных белорусов». Акции протеста прошли во всех крупных городах Беларуси. На предупреждение акций протеста, на нейтрализацию последствий, на напряжение государственных сил и средств денег потеряли в сотни раз больше, чем успели собрать с «тунеядцев». Батька пошел на попятный, приостановил Декрет на год, начал объясняться, что он хотел и чего не хотел. В сухом остатке – потеря лица и у Батьки, и у всей власти, и у рассерженных, со сдвинутыми бровями лица европейских лидеров, с которыми у Батьки только-только начало что-то улучшаться. Но это мелочь.
Главное – это рассерженные белорусы. Растревожили, как тот пчелиный улей, доселе спокойно живущих белорусов. Начало положено. Инерционная масса народа сдвинута с места. Народ начинает чувствовать себя, свою солидарность и свою силу. А также он увидел, что можно и Батьку с его хлопцами на попятный идти заставить, а это не забывается, на ус наматывается и в память народную ложится навсегда.
Если говорить о Евразийском экономическом союзе, то уже в двух странах прошли очень серьезные события. В Кыргызстане тоже не за горами горячая осень. Но как бы там ни развивались события, а всего через полгода у них будет уже пятый президент! И это вызывает не только уважение, но и зависть.
А что у нас? В нашем родном Отечестве? Если сравнивать с союзниками по ЕАЭС, то, на мой взгляд, при всех различиях и разнице в масштабах ситуация в нашей стране ближе к российской. Схожие картины с падением цены на нефть и вытекающие из этого проблемы, одинаковое поведение слабых национальных валют, деградирующие банковские системы, очень похожие и не реформируемые, если не сказать, проржавевшие властные вертикали, неконкурентные политические, а значит, и экономические системы, прогрессирующая коррупция, тотальная безработица, огромный и неэффективный госаппарат, закупоренные и неработающие социальные лифты, разваливающиеся образование и здравоохранение. Но если в России уже школьники хотят «по-справедливому», а в Беларуси проходит «Марш рассерженных белорусов», то у нас, несмотря на то, что и мы показали свой характер на «земельных митингах», сегодня все же преобладают тишина и спокойствие. Или стагнация и безвременье. Кому как больше нравится.
Но, думается мне, если к вышеперечисленным проблемам, которые так схожи с российскими, добавить наши «земельные» проблемы или непопулярные и непродуманные шаги власти, например, с регистрацией граждан, картина перестанет казаться спокойной. Сегодня наши люди принуждены жить во все более ухудшающихся условиях жизни. Цены растут, инфляцию, вопреки здравому смыслу, держат, убивая при этом экономику и потребительский рынок, продуктовая корзина уменьшается в количестве и падает в качестве продуктов, около трем миллионам самозанятых все труднее себя занять, малый и средний бизнес исчез как таковой, оставив небольшой рынок услуг, молодежи в основной своей массе недоступно высшее образование, а те, кто имеет диплом, не знают, где и как себя реализовать, и вынужденно уезжают в ближнее и дальнее зарубежье.
Все вместе это говорит о том, что дальше так жить нельзя. Как сказал тот московский школьник, «надо, чтобы было по-честному». Обществу и гражданам всех возрастов нужны перемены, причем именно политические перемены, иначе без них все остальное просто пустые слова. И гораздо лучше будет, если власти сами придут к пониманию неизбежности перемен и сами инициируют их, не дожидаясь, пока народ заставит их пойти на эти перемены. Ибо в этом случае все будет гораздо сложнее и больнее.
События в России и Беларуси, проблемы в которых точно такие же, как у нас, должны послужить поводом нашим властям к серьезным размышлениям и к пониманию того, что пора начинать политические перемены для народа, вместе с народом, ради интересов и блага народа.
Айдар АЛИБАЕВ,
заместитель председателя Президиума политсовета ОСДП