«Общественная позиция»
(проект «DAT» №31 (395) от 31 августа 2017 г.
Журналистское расследование
Миллиарды тенге украдены. Уже. Скоро придет время собирать если не камни, то для начала щебень. О нем будет рассказано много удивительного в этом расследовании.
Банальный гранит, как выяснилось, сродни золоту. Главные условия: география и творческий подход дельцов частных, но и государственных. Их художествами, по имеющимся данным, всерьез заинтересовались уполномоченные органы. Они готовы уронить с казенной души этот булыжник, который, упав, раздавит немало нездоровых амбиций. Ибо страдают обычные люди – рабочие, один из которых уже покончил жизнь самоубийством. И это из известных фактов. А сколько скрывается?
Серьезному разбору полетов в отрасли быть. Иначе известную госпрограмму за подписью самого президента Назарбаева так нарицательно и запомнят. Ибо у кого воруют щебень, рано или поздно умыкнут и его имя.
Елбасы, напомним, утвердил «Нурлы жол», направленную на инфраструктурное развитие страны, пару лет назад. Ее появление он предварил еще раньше в послании про 2050. Обратим внимание на эти прямо-таки сакральные для некоторых цифры. Они пригодятся и еще больше примелькаются в ходе каменобойного расследования. Его цель проста: лучше предупредить любую смуту, чем отважно сражаться с последствиями. Крайних мер акординцы крайне не любят. Да и спокойнее так будет всем нам.
Тон, к слову, уже задан. Накануне в Астане состоялось заседание Специальной мониторинговой группы Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. Председательствует там замглава антикоррупционного ведомства Алик Шпекбаев. Основным вопросом рассматривались риски в судебно-исполнительной системе. Это тема отдельного разговора, который в официальных стенах завел небезызвестный общественник Сырым Абдрахманов.
Он отметил, что «инициативной группой по созданию общественного Международного антикоррупционного бюро выявлено хищение госсредств, уклонение от налогов и создание «черной кассы» на более чем 1 миллиард народных тенге в рамках строительства автодороги «Астана–Павлодар».
Эту дорогу в народе давно прозвали отечественным «Транссибом». Хотя на деле долгострой можно было сравнить и с алматинским метро. Возводят автобан невероятно долго, с дичайшим скрипом, регулярными скандалами и уже небольшой, но «библиотекой» из уголовных томов. Жанр чтива в нашей стране до безобразия популярен – это «коррупционный экшн». К подробностям вернемся чуть позже.
Центр – Восток
В Казахстане все дороги обязаны вести в Астану. В центр. Равно как и из него в окрестности. Значимость асфальтобетонных артерий в госорганизме всегда была, есть и будет архиважной. Особенно в нашей великой степной державе, где расстояния велики. Не все можно перевезти по воздуху или по «железке». Дорого. По той же причине браться за строительство автобанов до определенного момента было даже страшно. Лишних тенге в этой стране никогда не было. Но соединять города и страны меж собой, обеспечивая транзит грузов, так или иначе, требовалось. Желательно единожды и надолго, чтобы не возвращаться к вопросу год от года. Специально для этого был создан национальный оператор АО «НК «КазАвтоЖол», занимающийся сегодня реализацией той самой программы «Нурлы жол».
Старые трассы критики не выдерживали никакой. Они напоминали русла горных рек Заилийского Алатау или Алтая, которые вброд босиком не перейти, не повредив ступней на острых камнях. Куда все это время шли дорожные налоги? Риторика.
Ямочные ремонты по-казахстански не реставрировали раритетные «двухполоски», а зачастую портили, превращая выбоины в бугры, которые сходят с первым же снегом. Обиднее всего было тем из нас, кому доводилось выскакивать к соседям и видеть при этом кардинальное отличие дорожных покрытий. А за бугром и подавно рыдалось. В африканских Марокко, Мавритании, Сенегале и иже с ними трассы разительно ровнее. Хотя климат там столь же радикален от минусов до плюсов на термометрах и колесит фур не меньше, чем прорезающих транзитом нашу степь. Больше того, руки у отечественных рабочих растут из плеч и «заточены» правильно. Значит, дело вовсе не в климате, а в сугубо человеческом факторе.
Об этом осенью прошлого года грозно глаголил один высокопоставленный партиец. Тогда «Нур Отан» взял под контроль качество строительства дорог по программе «Нурлы жол». Нацоператору по управлению автодорогами было предложено взять на вооружение международный опыт. Иначе, по определению первого заместителя партии Мухтара Кул-Мухамеда, как передавало abctv.kz, компанию ждет «очень много разборок». Кроме того, чиновник удивился, почему «КазАвтоЖол» не может найти надежных казахстанских подрядчиков для реализации всех проектов. «На 11 коридоров можно было бы найти в Казахстане состоявшихся профессионалов, которые зарекомендовали себя, у которых есть техника, опыт, профессиональные кадры. И все вопросы были бы решены. На маленьком участке 10 компаний работают, разная техника, разного уровня квалификация работников, разного уровня бетон, асфальт. И в результате получается такая работа», – укорил он главу «КазАвтоЖола».
Щебенка в печенках
Разборки не заставили себя долго ждать. Не прошло и года, как грянул гром. Весенний. Раскатистый. Аккурат в конце мая. Служба экономических расследований комитета госдоходов минфина РК пресекает схему хищения госсредств. Замдиректора павлодарского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Амантая Касымханова обвиняют в отмывании трех миллиардов тенге в течение трех лет (теперь внимание) через подрядные фирмы. Про такие глаголил нуротановец Кул-Мухамед, чьи слова оказались пророческими. Вот только ниточку ни партиец, ни следователи по делу Касымханова до конца не распутали. Свитая там паутина могла бы стать примерной для тотальных разоблачений, аналогичных тем, которыми, войдя в новую должность, прославился экс-премьер, а ныне глава КНБ РК Карим Масимов. Его ведомство начало во всех смыслах трясти теневую нефтянку. Лихорадит до сих пор и аресты там, по имеющимся сведениям, далеко не завершены.
Строительство, в том числе дорожное, – отрасль в коррупционном плане не менее захватывающая. Куда не брось камень, попадешь в байские амбиции. Это когда хочется комфортно передвигаться, мягчайше спать, достойно «есьже» отдыхать, жирно с мясом кушать, да без проблем чтобы. Без последствий. А если с орденом, то еще лучше. Бывало в нашем степном бытие и такое. Впрочем, отвлеклись.
Камни разбросаны, а собирать придется по крупицам. Горстка щебня, как говорится, километр асфальта или современной бетонки сбережет, не говоря про мосты, дома, брусчатку и многое другое. Булыжная крошка используется повсеместно. Это как крупа, без которой муки не сделать, шелпеков или бауырсаков не приготовить. Отечественных карьеров с каменоломнями на калькуляторе пересчитать. А вот крупных, да с государственным участием совсем немного. Один из таких расположен на Койтасском месторождении близ столицы. Разрабатывается частниками в доле с социально-предпринимательской корпорацией «Есиль», которой щебенка может оказаться в печенках. Эту каменоломню трясет не меньше «КазАвтоЖола». Погрязло предприятие в скандалах. Рабочие на грани стачки. Есть и чрезвычайный случай. Суицид. Подробнее в следующий раз. История требует дополнительного разбирательства.
Сегодня известно лишь, что упомянутое в Астане Сырымом Абдрахмановым (на фото) «хищение госсредств, уклонение от налогов и создание «черной кассы» на более чем 1 миллиард народных тенге в рамках строительства автодороги «Астана–Павлодар» связано именно с щебеночной компанией, пятой частью в которой владеет государство через СПК «Есиль». По всему выходит, что государство обманывает само себя? Любопытно, что и срок такой же, как это было выявлено в случае с замдиректора павлодарского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Амантая Касымханова. Три года кряду. И все на том же направлении «Центр – Восток». Хотя надежда на разбирательство есть. В середине июля главой «Есиля» был избран Казбек Ескедиров. Ему при всем желании придется наводить порядки и начинать с малого, то есть с щебенки, без которой и ЭКСПО бы не построилось.
Сорвиголов-ата
Осенняя миграция «акординских голов» не за горами. Есть за что. Некоторые уже пакуют фотографии со своих лакированных столов, укладывают чемоданы в казенных квадратных метрах. Повезет тому, кто пойдет на повышение. Противным же не позавидуешь. Обычно добрый Назарбаев-ата, говорят на левобережье, в последнее время превратился в Сорвиголов-ата. Недавно в Бурабае он собрал всех топ-чиновников и устроил форменный разнос. Больше всего словесных разносолов досталось тем, кто подозревается в срыве госпрограмм, «Нурлы жол» в частности. Назарбаев прямо указал на слишком слабые темпы строительства автодорог и соцобъектов. Министерства и акиматы недостаточно активно осваивают выделенные деньги. Не потратили даже половины.
Здесь, по примеру некоторых трактователей преждевременного износа казахстанского дорожного полотна почти сразу после ремонта, можно было бы посетовать на климат или технологическую несовременность, да не пройдет. Деньги не тратятся там, где слишком долго и усердно думают, как бы их потратить. Где придумывают очередные схемы. Где есть нерадивый человеческий фактор, а не дело, что реализуется последовательно. Шаг за шагом.
Во всякой стране есть высокопоставленные граждане, которые занимаются возведением пирамид. Зато не в каждой стране есть свой Сорвиголов-ата, способный навести порядок одним грозным взглядом. Хочется надеяться, что его в нашей великой степной державе еще боятся и уважают. Стало быть, надежда на положительный исход этого расследования, в котором уже стали промелькивать громкие фамилии, остается. Осталось основательно сопоставить факты. Они удивят многих.
А тем временем на трассе Центр – Восток простаивает дорожная техника. Работы если и ведутся, то слишком уж незаметно. Чиновники и подрядчики, однако, рапортуют об активной работе, о чем мы будем говорить в продолжение статьи, которое обязательно будет следовать…
Денис
КАРАМАНОВ,
«D»