КОМУ нужен КПУ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №37 (401) от 12 октября 2017 г.

 

Бензиновый кризис


 

Очередное повышение цен на бензин и дизтопливо в связи возникшим их дефицитом подмочило и без того «мокрую» репутацию казахстанской власти как недееспособного органа, которому за более чем четверть века независимости не удалось ни построить новый нефтеперерабатывающий завод к устаревшим морально и физически существующим НПЗ, доставшимся в наследство от СССР, ни модернизировать имеющиеся. Как печальный итог – Казахстан, один из лидеров по добыче нефти в мире, продолжает зависеть от российского рынка нефтепродуктов. И даже Беларуси, не имеющей своих нефтяных скважин, но НПЗ которой, доставшиеся по наследству от СССР, продолжают на полную мощь перерабатывать в том числе нашу нефть, а затем продавать ее нам же в виде бензина и дизтоплива.

 

Во вторник, 11 октября, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев, видимо, решил адекватно отреагировать на бензиновый кризис в стране. На заседании правительства он внес предложение главе государства об объявлении выговора министру энергетики РК Канату Бозумбаеву (на это, согласно Конституции РК, уполномочен только президент РК) и, воспользовавшись своими полномочиями, в одну секунду отправил в ряды безработных вице-министра энергетики Асета Магауова.

Кадровый переполох коснулся и АО «Самрук-Казына», где премьер является председателем совета директоров. Так, по его распоряжению председатель правления «СамКи» Умирзак Шукеев должен дисциплинарно наказать главу правления АО «НК «Казмунайгаз» Сауата Мынбаева и уволить зампреда правления КМГ Данияра Берлибаева. Такая вот экзекуция из-за бензинового дефицита. Но можно ли было его упредить?

Чтобы как-то сбить нарастающие недовольства простых граждан, власти пытались провести разъяснение, однако невнятные и расплывчатые лепеты вице-министра энергетики Асета Магауова со ссылками на рост импорта и доллара США стали объектом насмешек в социальных сетях.

Другой чиновник, вице-министр нацэкономики РК Серик Жумангарин, пообещал, что антимонопольщики проведут проверку по факту повышения цен на горючее топливо.

Однако из инсайдерских источников нам стало известно, что причина повышения цен на бензин кроется в искусственно созданном дефиците топлива со стороны монополистов-импортеров, а начало всей этой вакханалии надо бы узреть в постановлении правительства № 484 от 27.07. 2015 года – о требовании по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и заправочных станций (кроме заправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета (КПУ), дополненным постановлением № 806 от 15.12.2016 года.

Кстати, тема установки КПУ всплыла буквально перед тем, как создался дефицит бензина. Тогда участники рынка бензина протестовали против инициативы Министерства госдоходов РК, которое требовало установить КПУ за счет владельцев АЗС и нефтебаз.

Как видите, работа по установке КПУ началась не вчера. Ее конечная цель – увеличение налоговых отчислений путем установления полного контроля на рынке нефтепродуктов.

Возле нефти всегда крутятся большие деньги, за которыми могут стоять большие люди. А «бесконтрольные» люди с большими деньгами – это уже потенциальная опасность для существующего режима. Мало ли, вдруг кому-то сгоряча взбредет в голову профинансировать, скажем, протестное движение в стране.

Наверняка многие заметили, что нынешняя деятельность правительства ввиду уменьшения доходов от продажи сырья заточена на «вытаскивании» денег внутри страны. Для этого используются все достижения передовых технологий по сбору штрафов и налогов, включая услуги частных судебных исполнителей. Те, кто хоть раз платил штраф за пересечение стоп-линии, давно оценили «новые достижения» высоких технологий и нарастающий аппетит органов власти в виде новых видов штрафов.

Еще в мае 2017 года председатель правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов провел встречу с представителями бизнес-сообщества, где обсуждались проблемы в реализации программы по установке КПУ. Одна из них – установление государственными (фискальными) органами полного контроля за оборотом нефтепродуктов в РК и, как следствие, – увеличение взимаемости налогов в данном секторе экономики. Срок реализации программы – до 01.01.2017 года. КПУ должны быть установлены на всех НПЗ и мини-НПЗ, на нефтебазах и АЗС до 01.01.2018 года.

До «часа икс» осталось чуть больше двух месяцев, а программу надо как-то закрывать. По словам нашего источника, посвященного в ее детали, при её реализации встал главный вопрос – за чей счет банкет? Установка КПУ оказалась удовольствием не из дешевых. Внедрение КПУ на обычной АЗС обойдется владельцу заправки в 5 млн. тенге, а на одной только линии нефтехранилища цена на оборудование КПУ доходит до 180 млн. тенге. При этом банки не предоставляют кредиты для подобных проектов ввиду их непривлекательности и длительного срока окупаемости, а государство не желает их выделять ввиду имеющихся многочисленных дыр в госказне. Тогда сверху спустили повторное указание, что владельцы нефтехранилищ и АЗС должны поставить КПУ за свой счет, что тоже не устроило предпринимателей, и те, ссылаясь на отсутствие денег на установку КПУ, не торопились их приобретать, а также резонно спрашивали: кто им вернет затраченные средства, будет ли разрешение на повышение цен на бензин, чтобы восполнить свои убытки?

Тогда и было принято решение повысить цены на топливо, поскольку в условиях «оборзевшего монополизма» в паре с «казахским родовым капитализмом» исполнение подобной задачи не составляет особого труда. Сказано – сделано. Владельцам нефтехранилищ и АЗС в голубом глазу внушительно объяснили: «Господа, мы вам обеспечили дополнительную маржу, которую необходимо использовать для установки КПУ! Чего ж вам боле?». В итоге получилось так, что за весь «банкет», связанный с внедрением КПУ, будет рассчитываться… даже простой автовладелец.

А как мы знаем из собственного опыта, подорожание энергоносителей всегда использовалось в качестве железобетонного аргумента для повышения цен на продукты питания и коммунальные услуги. Так что отделаться одним только ростом цен на бензин, к сожалению, не получится.

Ну, и самый главный вопрос во всей этой ситуации – коснется ли обязательство по установке КПУ на объектах АЗС и нефтепереработки принадлежащим членам Семьи и прочим олигархам от бензинового бизнеса, приютившимся под крылышком Нурсултана Назарбаева? Кстати, таким же вопросом можно задаться в отношении КПУ в отрасли производства винно-водочной продукции, где тоже предпринимаются попытки по установлению контроля за передвижением акцизных товаров.

Но есть один интересный момент. Если акциз за поллитровую водку установлен в размере 450 тенге, то откуда на полках магазинов зелье за такую же цену, а то и дешевле? Как в таких случаях покрываются затраты на тару, спирт, воду, зарплату и прочее?

Кто-то спросит, а при чем тут Нурсултан Назарбаев? Да при том, что 90 процентов спиртоводочного производства в Казахстане контролирует гражданин Германии Евгений Пак, которому очень уж благоволит родной брат президента РК Болат Назарбаев…

Димаш АЗАМАТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн