ТАК, КТО ЖЕ ПРАВИТ в Казахстане ВОДОЧНЫМ БИЗНЕСОМ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №39 (403) от 26 октября 2017 г.

 

Журналистское расследование


 

(Продолжение. Начало в №36 от 5 октября с.г.).

 

Алко-водочные ручейки, сливающиеся в нашей стране в один могучий «спиртово-доходный Ишим», впадают в финансово-экономическое море «семьи №1». Брат президента Болат Назарбаев, по имеющимся данным, давно и основательно «крышует» отрасль. Собственно, потому она и была так оптимизирована, укрупнена фактически до монополии. Вот только куда и в каком количестве уходят акцизы? Сколько недополучает государство? Речь идет о миллионах долларов.

 

Постановлением Правительства РК от 27 января 2017 года № 24 установлены минимальные розничные цены на водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия на 2017 год в размере 1 700 тенге за литр. Из этой установочной цены вытекает, что за 0,5 литра водки акциз оценен в 450 тенге (с НДС). Обратите внимание, это только обязательная госмзда. В расчет не берутся логистика, издержки производства (зарплата, стоимость тары, спирт и пр.), накрутки продавцов и прочие проценты.

Откуда появляются на прилавках магазинов такая дешевая водка, когда в Казахстане установлено минимальная цена не менее 850 тенге за «поллитровку»? Так вот, выпускается их в месяц разнообразных по «ноль пять» минимум 20 миллионов бутылок. В мокром и очень пьяном остатке более 480 миллионов у.е. в месяц или треть с тиынами миллиарда в год.

И это только водка, не считая спирта, пива, вина и прочих градусосодержащих напитков. ЭКСПО на такие деньги не провести, но подзаработать на, допустим, «Бугатти Вейрон» последней модели, можно. Легко. Да, не на одну.

Машины этой модели в нашей Великой степной державе первостатейно уважает и обожает Назарбаев-младший. Болат Абишевич одним из первых обзавелся мощным элиткаром. Говорил, что подарили. Кто? Осталось за кадром. Не исключено, что тот человек, о котором мы писали в предыдущем номере. Напомним, речь шла о господине Паке. Бывший гражданин Кыргызстана Евгений Пак, после смутных событий перебравшийся в Казахстан, основавший здесь алко-водочную империю, оседлав которую экстренно и прочно обоснововавшийся в списке владельцев офшоров в Казахстане (источник – http://kuplu.kz/novosti/?id=5290), чтобы в конце-концов стать верноподданным Германии и там уже строить отели и прочие здания.

Теперь подумайте: как этому Паку удалось монопольно править водочным бизнесом в Казахстане? За счет каких сверхвозможностей рыночника он добился такому положению водочного короля? Ответ, видимо, один: он всего-навсего подставное лицо Булата Назарбаева, который почти всех производителей спирто-водочной продукции подчинил в одни руки Пака, чтобы спрос был только с одного человека.

А кто дал такие господствующие права «Бөке», как среди водочников называют Болата Назарбаева, все, кто находится под его «крышей»? Ответ тоже один: или он, воспользовавшись именем своего брата, добился таких привилегий, или сам старший брат предоставил ему такое безкрайное право, чтобы в свою очередь спрос был тоже от одного человека.

Получается почти как в России: Путин собрал водочный бизнес страны в одни руки и отдал порулить олигарху Роттенбергу, чтобы всякие там теневики не расстасковали миллиардные деньги в свои карманы, минуя государственную казну. В данном случае, что бы там ни говорили о Путине-диктаторе, в условиях алькогольной России он поступил правильно, дабы бюджетосоставляющий отрасль, коей является водочный бизнес, приносила доходы в государственную казну.

А у нас порядки другие. У нас почти больше половины акцизных поступлений текут мимо бюджета сраны. А это огромные средства, которые рекой текут в карман монополиста.

 

ДЛЯ СПРАВКИ: В советское время, до 1985 года доходы от продажи алкогольной продукции составляли 30% доходной части бюджета СССР. Однако после ликвидации государственной монополии на производство и реализацию алкогольных напитков в 1992 году доходы бюджета от алкогольной отрасли снизились в 10 раз, составив к 1996 году менее 6 млрд рублей.

Вглядитесь еще раз в цифры, имеющиеся сегодня в открытом доступе в интернете. Треть доходов «советской махине» приносил алкоголь. Треть?! Нефть, золото и прочие минералы размазывались на остаток.

Отыскать внятные данные по ситуации в современном Казахстане практически невозможно. Так случается, когда прибыльный бизнес прикрывает «мохнатая», а точнее весьма могущественная длань. Потому что главного водочника Евгения Пака, по некоторым данным, оккупировавшего 90% этого рынка, крышует брат елбасы. А это уже «семейное предприятие», как ни крути. Есть мнение, что порядка половины упомянутых выше акцизов неподконтрольны вовсе. То есть казна недополучает что-то около 450–500 миллионов долларов в год? Сомневаться в этом предположении после всего произошедшего за годы независимости в отрасли не приходится.

А сколько на самом деле теряет государство на поддельных акцизах, знает российский поставщик левых акцизных марок. По нашим данным, почти все «левые» акцизные наклейки поставляются оттуда, о чем, конечно, знает не только Комитет госдоходов (КГД) Министерства финансов РК, но и скорее всего антикоррупционное агентство. Стоимость одной отпечатанной марки с доставкой в Казахстан не превышает 5 тенге. Напоминаем, что постановлением правительства в нашей стране акциз за 0,5 литра водки оценен в 450 тенге (без НДС).

Кстати, по нашим данным, такой негласный учет левых акцизов, то есть теневого рынка, известен экс-премьеру Кариму Масимову и его «смотрителю» в КГД Даулету Ергожину, ныне нашедшего приют у того же потрона уже в КНБ РК, где он занял пост заместителя начальника республиканской «конторы». Это при правительстве Масимова создавался весь существующий бардак в водочном бизнесе. Только вот не известно, теневое предпринимательство при нем создано по указанию президента страны или это его самостоятельная затея?

Это при правительстве Масимова в Казахстан хлынули потоки водки из России, Украины, Белоруссии, даже из соседнего Кыргызстана. Кабмин перестал защищать свой рынок, тем самым резко упало поступление акцизных сборов из собственных производителей. Сейчас в любом захудалом магазине можно купить украинскую «Хортицу», белорусскую «Бульбаш», кыргызскую «Кара балту». А продается ли в упомянутых странах аналогичная казахстанская продукция? Вряд ли.

После нашей предыдущей публикации повлияли ли на это мы или просто очередная «клановая разборка», почти все спирто-водочные заводы Казахстана встали – не вупускается ни одной бутылки водки. Даже у всемогущего Пака приостановлено действие «билета» на производства. Рынок держится только на старых запасах и захламленной российской водяре. По нашим данным, на верхах идет новый предел водочного рынка.

Кто в конечном итоге завладеет акцизным монопольным «билетом» – не известно. Возможно, это будет тот же тандем – Назарбаев-младший с Паком, или придет новый монополист в лице «Казалко-сауда», которого в спешном порядке готовит уже представитель третьего поколения Назарбаевых – Нурбол Болатович Назарбаев и его команда? Все производители ждут решения Акорды.

Ждут они конечно решение на основе существующих законов, которые дают возможность работать всем без исключения на конкурентной основе, хотя надежды на такой исход мало. Если бы государство в лице Минфина, без посредника – КГД, контролировало бы движение на спирто-водочном рынке, где выживают только сильные и честные производители, то владельцы заводов и на том были бы согласны. Контроль через приборы учета, которые установлены почти на всех предприятиях и в торговых точках, устраивают всех участников рынка, лишь бы дали возможность работать без давления монополистов в лице Пака и его «крыши».

Как мы уже писали, Пак подмял под себя почти 90 процентов водочного рынка. Один из заводов, который перешел под влияние монополиста, Алматинский вино-водочный завод.

 

ДЛЯ СПРАВКИ (zakon.kz): АЛВЗ, один из старейших заводов республики, был основан еще до революции 1917 года купцом Никитой Пугасовым. Второе рождение «винокурни» датируется 1 января 1959 года, когда предприятие получило название «Алма-Атинский государственный ликёро-водочный завод»… В благополучном 2005 году АЛВЗ произвёл 3 миллиона 505 тысяч 844 бутылки «беленькой». В 2006-м – 5 миллионов 757 тысяч 668. В относительно благополучном 2007-м – уже 7 миллионов 700 тысяч!

 

В 2009 году «золотая курица» пошла под нож банкротства, о чем и было незамедлительно объявлено. Невероятная данность. Затем новости из отрасли сыпались как из рога изобилия, с той лишь разницей, что все горькие были сообщения. Так, всего за 4 месяца года 2014-го число активных производителей крепкой спиртосодержащей продукции упало на 35% – до 17. Сегодня не осталось и этих. Последних из «могикан». Стали банальной закуской при дележе алкогольного не пирога, а море-океана с традиционной ломкой судеб обычных работяг, но и тех, кто сидел повыше – руководил. Хорошо, если бизнес приходилось просто отдать (читай – за копейки продать), а были и иные случаи. О них позже и более подробно.

(Продолжение следует)

 

Денис КАРАМАНОВ,

«D»

• От редакции: В материале журналистского расследования использованы и проанализированы материалы, имеющиеся в открытом доступе.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн