Большие проблемы больших городов

almatyУрбанизация развивается стремительно. К 2050 году число только городского населения мира будет приравнено числу мирового населения 2002 года. Из-за ожидаемого большого уровня урбанизации в странах с менее развитой экономикой, к коим относится и наша, данный показатель может негативно сказаться на экономическом и устойчивом развитии.

Сложности уже коснулись малых и средних городов. На подходе города республиканского значения, административные центры областей. Их может ожидать аналогичная судьба многих малых городов Казахстана в случае продолжающейся тенденции неэффективного местного управления, которое не сможет обеспечить население базовыми услугами: утилизация отходов, расселение и транспорт, дорожная инфраструктура, решение проблем экологии, обеспечение населения базовыми стандартами общественного пространства и т.д.

(Продолжение. Начало в №7-8)

НАСТУПЛЕНИЕ «ТРУЩОБНОЙ» УРБАНИЗАЦИИ

Большие города продолжают притягивать население, они будут расти, как и их роль в жизни общества. А с этим будет расти и острота их проблем, частично нам уже знакомых, а частично – новых. Процесс урбанизации в Казахстане определяется в основном низким качеством жизни в сельской местности. В города перебираются жить не по причине их высокого уровня развития, а ввиду невозможности приемлемого проживания в сельской местности. На очередной отчетной встрече акима Алматы с населением южного мегаполиса Ахметжан Есимов отметил острую перегруженность городских поликлиник и больниц в связи с потоком иногородних больных.

Урбанизация наших городов движется по типу «экономический рост без экономического развития». Такой урбанизации присущи многие кризисные явления. Они выступают в качестве центров концентрации нищеты, безработицы, социальной и политической не­устойчивости, экологического кризиса.

Несомненно, экономический аспект является наиболее важным. Если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект в силу значительных возможностей комбинирования и кооперирования, использования сверхконцентрации, то теперь на передний план выступили негативные моменты. В их числе транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В результате промышленность вынуждена «передислоцироваться» из крупных городов, место которой должны занять другие функции в виде науки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, финансовые, управленческие и другие.

Официальная статистка развития экономики свидетельствует, что в периоды экономического роста поток миграции из села в город увеличивался, так как в городе росла потребность в рабочих руках. Большая часть мигрировавшего населения в городе составляет значительную долю неформального рынка труда. Они вовлечены в торговлю, в рынок субаренды жилья, набирающий обороты в Алматы и других крупных городах страны, частный извоз и другие сферы занятости.

В кризисные времена ситуация кардинально меняется. Большая часть мигрировавшего в город населения и работавшая до этого в неформальном секторе (самозанятые) экономики становится безработными, социально не защищенными категориями. В этой ситуации и без того существовавшие угрозы существенной доли неформального рынка труда в виде теневой экономики, коррупции, недополучения доходов бюджетом приобретают гипертрофированную форму, зачастую сопряженную с дискриминацией со стороны работодателей, еще большим вовлечением в «теневую» экономику, а зачастую и в криминальную деятельность.

Экологический аспект урбанизации выражается в том, что города все больше концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на значительные территории.

Многоплановость социальных аспектов урбанизации наглядно себя проявила в Алматы и Астане. Проявляется она, прежде всего, в резких различиях качества жизни в городах и их маргинальных периферийных районов, в социальных контрастах внутри городов, особенно в районах стихийного заселения. Согласно оценкам экспертов, средние доходы населения таких массовых стихийных застроек в 3-4 раза ниже, чем в других районах тех же Алматы или Астаны.
Совокупность всего спектра выше обозначенных проблем порождает проблему пространственного аспекта урбанизации.

В результате агломерационных процессов наблюдается распространение городского образа жизни на все большие территории. Формируется значительный слой «псевдогородского» населения и стремительный рост проблемы «трущобной урбанизации».

Это, в свою очередь, актуализирует проблему «агломераций и окружения», т.е. еще большее обострение экологических проблем, связанных с растущим транспортным потоком, оттеснением на дальнюю периферию сельскохозяйственных и рекреационных зон.

КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ…

В XXI век человечество вступило с перспективой самого серьезного в его истории обострения продовольственной проблемы. Сегодня одна страна за другой принимают специальные законы и государственные программы по обеспечению своей продовольственной безопасности. Казахстан – тоже.

Еще одна проблема, с которой в ближайшей перспективе столкнутся наши власти, связана с тем, что исторически большие города формировались как центры промышленного, торгового, научного развития. Это сохраняется и сегодня.

наряду с этим большие города все более превращаются в центры притяжения и оседлости людей пенсионного возраста. И с этим власти города, особенно Алматы и Астаны, уже не могут не считаться. Это требует внесения корректив практически во все сферы их деятельности – от архитектурно-технических деталей градостроительства и организации сферы услуг до решения проблем общественного питания, медицинского обслуживания, условий досуга и отдыха.

Не актуализирована до уровня «критический», но уже существует проблема информационного обслуживания большого города. Однозначно, что сетевые технологии и технологическая инфраструктура становятся кровеносной системой города, которая связывает людей, соединяет город и общество в целом. Сетевые технологии и широкополосный доступ помогают ускорить развитие экономики. В то же время сетевые технологии способствуют формированию эффективной и комфортной городской среды, закладывая фундамент для развития умного транспорта, энергоэффективной энергетики, продвинутой системы ЖКХ, передовых систем здравоохранения, образования и всего того, что является неотъемлемой частью среды современного города.

На фоне стремительного развития средств связи и большого скопления людей, ускорения общения и сделок и т.д. потоки информации становятся все более важным фактором жизни больших городов. Однако утверждение о том, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром», имеет смысл только в случае, если эта информация достоверна, достаточна и своевременна. К сожалению, приходится констатировать, что обеспечение именно этих условий становится одной из трудных проблем. Фальсификация и подделка ценных бумаг, акцизных марок, документов строгой отчетности (несущих финансовую и правовую информацию), а также товарных знаков и самой продукции (т.е. нарушение прав потребителя на получение качественной продукции в соответствии с действующими в стране стандартами) – все это крупномасштабное и организованное мошенничество цветет пышным цветом, прежде всего в больших городах.

УГРОЗА «ДИКИХ ПРИГОРОДОВ»

Готовы ли наши власти к тому, что население кварталов на периферии крупных городов будет пополняться тысячами людей, не имеющих шансов найти работу в сельской местности? Эксперты ООН подсчитали, что свыше 30% городского населения развивающихся стран живет в трущобах, при этом их доля растет бешеными темпами. Судя по тому, как наша власть «тупит» по этому вопросу, крупные города Казахстана в ближайшем будущем столкнутся с тем, что качество жизни в них будет все более определяться «дикими пригородами», а пригороды по своим размерам кое-где станут больше самих городов.

Большая часть казахстанцев, решивших переселиться в город, стекаются в Астану, Алматы, Актау, Атырау, Шымкент. Эти города по стоимости жизни в них одни из самых дорогих в стране.

Существует прямая связь между уровнем социально-экономического развития и рынком жилья.

В Казахстане такой показатель, как соотношение объема жилой площади, приходящейся на одного жителя, является одним из главных социально-экономических показателей развития не только города, но и страны в целом, наряду с доходами на душу населения. Средняя обеспеченность жильем в Казахстане 18,3 кв. метра на человека, что в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах, – Норвегия – 74, США – 65, Великобритания – 62, Франция – 37, Япония – 30, Китай – 22,7, Россия – 22. При уровне обеспеченности жильем в южной столице 13,7 кв.м. на человека, для того чтобы в Алматы спрос стал сокращаться, нужно построить не менее 335 тыс. кв.м. жилья. Причем эти цифры эксперты приводят без учета вывода площадей жилого фонда под коммерческое назначение и снос. Фактически же, согласно официальным данным казахской статистики, в Алматы на январь 2013 года было введено 125 220 кв.м.

Уровень обеспеченности жильем на одного человека в Алматы уже в 2008 году достиг 21,5 кв.м., а в 2011-м равнялся 24,4 кв.м. Аналогичные показатели сегодня в Мадриде, Санкт-Петербурге. При этом, согласно официальным данным, сегодня в Астане на 1000 человек населения приходится 125,3 кв.м. общей площади жилых зданий, в то время как в Алматы 85,6 кв.м. на 1000 человек, а среднее значение по республике составляет 33,1 кв.м. на те же 1000 чел.

Ситуация усугубляется проблемой регистрации по месту жительства, а проще говоря, банальной пропиской. Согласно исследованиям Центра анализа общественных проблем, только у 12% из одной тысячи приезжих имеется прописка в Алматы, у 50% – по старому месту жительства. В результате значительная часть «новых», не прописанных горожан не могут устроить детей в детский сад, в школу, получить бесплатную медицинскую помощь, устроиться на работу.

Эскалация социальной протестности налицо. В этой связи стоит ли удивляться феноменам «бакая» и «шанырака», когда проблемы вследствие нерегулируемой урбанизации порождают проблемы социальной адаптации вчерашних сельчан к городской жизни, в том числе снижения общей культуры, роста преступности и социальной напряженности, приводящей в итоге не только к конфликтам между исконными и пришлыми горожанами, но и между мигрантами и властью.
Бесконтрольный рост численности городского населения может повлечь за собой целый ряд социально-политических, экономических, экологических и других проблем, справиться с которыми будет непросто.

А наша проблема в том, что в Казахстане движущей силой урбанизации остается конфликт, когда люди принимают для себя тяжелое решение – покинуть родные места, чтобы выжить. Когда у сельчан отсутствует выбор, они вынуждены перебираться в город, противясь своим собственным чувствам, ментальности, образу жизни. Совокупность физической, психологической и субкультурной дисгармонии приводит сначала к бытовым, а после и к социальным конфликтам.

Как показывает мировая практика, ни промышленность, ни сфера обслуживания не в состоянии поглотить массовый прилив рабочей силы из села. Все большая часть экономистов и экспертов склонны считать, что миграция не является положительным процессом, обеспечивающим растущие потребности городов в рабочей силе. При этом она, по их мнению, все больше является основной причиной возникновения и широкого распространения феномена избыточной рабочей силы, обостряющей проблему безработицы, вызванную экономическими и структурными различиями между городом и деревней.

ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Процесс урбанизации остановить нельзя, однако его можно регулировать. Изменить ситуацию в городах республики можно только при наличии грамотной системы стратегического планирования. Качество городских стратегий и мастер-планов имеет критическое значение для любого города мира. Именно поэтому к их разработке требуется привлекать на конкурсной основе лучшие международные умы, как это принято в развитых странах. Наша же практика, за редким исключением ряда проектов в Астане, свидетельствует, что в этом отношении наши власти полагаются на компетенции национальных градостроителей, которые «завязли» по горло в попытках развития городов своим, «особым путем».

Однако надо посмотреть правде в глаза – в Казахстане нет достаточного количества высококлассных урбанистов. Требуется немало времени и средств, чтобы воспитать новое поколение, интегрированное в международное сообщество.

Например, сколько «болашаковцев» сегодня обучается за рубежом по специализации «урбанистика»? Единицы.

Стоящие перед городами Казахстана задачи невозможно реализовать только усилиями чиновников и государственной казны. Во всем мире преобразованием городской среды управляют корпорации городского развития. Именно они объединяют интересы государства и частных инвесторов, обеспечивают административную и инфраструктурную поддержку реализуемым проектам, организуют финансирование. При этом их деятельность абсолютно прозрачна и подотчетна горожанам, так как главные инвесторы в городе – его жители. Ничего подобного в Казахстане не наблюдается. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в отношении решения проблем городов и урбанистики существует только на бумаге.

Так, Алматы с трудом сдвинулся с мертвой точки, не желая развиваться, так как расширение территории города является большим бременем для бюджета. В городе давно назрела необходимость строительства кольцевой сети электричек вокруг мегаполиса с включением в транспортную орбиту Каскелена, Капшагая, Талгара и других близлежащих населенных пунктов. Несмотря на заявления о том, что проблема будет решаться путем совместного финансирования проектов за счет инструментов и институтов ГЧП, на деле все не что иное, как декларативные заявления.

Никогда, например, южная столица не сталкивалась с такими серьезными проблемами и вызовами, которые существуют сегодня. И именно поэтому наше правительство обязано проводить соответствующие конкурсы на создание агломераций, привлекая к нему лучших урбанистов мира, лучших казахских и мировых архитекторов. Пока что этой привилегией пользуется только Астана.

Задачей международных конкурсов будет являться развитие не только Астаны, но и новых территорий. Сегодня уже невозможно представить развитие самого крупного в Казахстане мегаполиса без решения на его новых землях общих для всего города проблем. Власти обязаны обратить внимание на мировую практику формирования и создания агломераций.

Среди принципиальных задач можно сразу обозначить необходимость полицентричности развития крупных городов Казахстана. Старые моноцентричные модели себя исчерпали. Полицентричный способ решения градостроительных проблем сопряжен с формированием новых центров притяжения с адекватным созданием рабочих мест, равномерным развитием социальной и транспортной инфраструктуры, более равномерного распределения строящегося жилья.

Инвестиционные ресурсы нужно сосредотачивать на развитии общественного транспорта, в том числе на интенсивном строительстве метрополитена, оптимизации городского наземного сообщения, внутригородских и пригородных железнодорожных перевозок пассажиров. Требуется развитие зеленого строительства, обустройства парков и скверов. Их необходимо сделать более доступными и комфортными для горожан.

Особое внимание следует уделить проблеме «экономики событий», т.е. организации мероприятий, форумов, съездов, конкурсов – всего того, что могло бы задать дополнительный рост социально-экономическому, культурному и пространственному развитию городов, привлечь туристический поток.

Сейчас этот «бонус роста» и инвестиций принадлежит только Астане. В Казахстане потенциал событийной и конгрессно-выставочной экономики вполне не оценен и реализован. При этом, организуя такие мероприятия, как зимняя Азиада, съезд мировых религий, ЭКСПО-2017, страна оплачивает все расходы из госбюджета, хотя во всем мире практикуется опыт налаживания работы с инвесторами и улучшения инвестиционного климата. Наши же власти, где кнутом, где пряником строят специальные гостевые зоны и объекты масштабных мероприятий, вместо того, чтобы задуматься о том, какое наследие эти мероприятия оставят.

Казахстану предстоит научиться считать экономику событий и воспринимать их как реальный инструмент развития городов. Правительству и городским властям надо будет усвоить, что экономика событий должна использоваться как драйвер развития многих городов и территорий за счет привлечения инвестиций и туристического потока. И это не должно быть прерогативой только Астаны. Города Казахстана должны развивать инфраструктуру конгрессно-выставочной деятельности (отели, экспо-центры, конгрессные центры), чтобы принять участие в мировой экономике событий, доля которых приближается в 2 % ВВП мира.

Именно экономика событий стала основой развития многих городов Европы и США в постиндустриальный период. Например, музейная столица Бильбао в Испании, которая специализируется теперь как культурный и музейный центр. Или Ганновер с численностью населения более 522 тыс. сейчас по праву считается выставочной столицей в Германии со специализацией проведения выставок, конференций. Мало кто сегодня оспорит, что Вена, в которой проживает более 1,67 млн. человек, будучи столицей Австрии, является мировой площадкой концертных мероприятий. Ее основная специализация – проведение музыкальных концертов (опера, филармония и т.д.), музейных выставок.

Безусловно, обозначенные проблемы требуют не только пристального внимания, но и скорейшего решения. При этом многое, если не сказать, практически все, должно представлять интерес для предпринимателей. До тех пор, пока власть не привлечет внимание отечественных предпринимателей к решению обозначенной выше проблемной зоны, соблюдая их интересы и поддерживая деловую привлекательность всеми доступными средствами, она не сможет решить проблемы больших городов в будущем.

Амина БУРАБАЕВА,
«D»

ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ

Астанчанин обходится казне вдвое дороже, чем Алматинец

• По объемам бюджетных затрат Астана опередила Алматы на 705 млрд тенге

В январе бюджетные затраты на одного жителя столицы более чем в два раза превзошли госзатраты на одного алматинца – 10,2 тыс. тенге к 4,9 тыс. тенге. Непропорциональные расходы (по численности населения Алматы почти в два раза превосходит Астану) связаны с запуском двух крупных медицинских проектов в столице. Строительство нового госпиталя с поликлиникой для МВД РК стоимостью в 4,6 млрд тенге и строительство Центра судебной медицины стоимостью в 1,9 млрд тенге. В итоге затраты на здравоохранения Астаны превзошли алматинские в 229,4 раза! По итогам января 2012 года затраты Астаны на здравоохранение превосходили алматинские всего в 4,3 раза.

Если говорить об отчуждаемых средствах в пользу других бюджетов (трансферты в республиканский бюджет), у Астаны сумма составила всего 195 млн тенге. У Алматы – почти 3,5 млрд тенге. По трансфертам в государственный бюджет Алматы превосходит Астану почти в 17 раз. Донорские функции Алматы в текущем году усилились. Если в январе 2012 года затраты на трансферты составляли 17,7% от налоговых поступлений, то в январе 2013-го – почти 20%.

Согласно Закону «О Республиканском бюджете на 2013-2015 годы», объем бюджетных изъятий из Алматы в республиканский бюджет в 2013 году составит 52,2 млрд тенге.

У столицы налоговые поступления формируют 77,7% поступлений в бюджет (20% – это трансферт из республиканского бюджета и продажа основного капитала). В южной столице налоги формируют 97% поступлений в городской бюджет. По налоговой отдаче (налоги на душу населения) у Алматы показатель в 11,2 тыс. тенге, у Астаны – 7,6 тыс. тенге.

По получению донорских средств (трансферты из республиканского бюджета) Астана в 14 раз превосходит южную столицу – 997 млн тенге против 71 млн тенге.

Источник: ranking.kz

Республиканский еженедельник онлайн