Воскресенье , 20 апреля 2025

Богатый отец за своего сына не отвечает?

kazakhi_01Родиться под богатой родительской звездой, уже с пеленок играть погремушками от Тиффани, затем iPhone, брендовая одежда, дорогая машина – вот, пожалуй, нехитрая формула счастья современной казахстанской молодежи. Понятие «золотая молодежь», впервые появившееся в начале XIX века во Франции, потом трансформировалось в «папенькиных сыночков», а ныне – в «мажоры».

Золото померкло, а молодые, порой очень даже юные прожигатели жизни – обладатели в Land Cruiser Prado, Bentley и прочих «крутых» и умопомрачительно дорогих иномарок, покупающие эксклюзивную одежду, обувь и часы за десятки тысяч евро, позволяющие себе ужины в ресторанах, где чашка кофе стоит дороже минимальной пенсии по стране, отдыхающие в Куршавеле и на Бора-Бора, чувствуют себя в этом бренном мире даже не полубогами – богами! – довольно часто совершают преступления, будучи абсолютно уверенными в своей безнаказанности. Отпрыски богатых и влиятельных, но не аристократических (их в нынешнем Казахстане после сталинских и последующих репрессий единицы) фамилий, эти бездельники с пеленок уверовали (точнее, их уверовали) в неотвратимую силу денег. И вправду, свершаются чудеса – они выходят сухими из любого преступного болота, зал суда покидают с видом Георгия-Победоносца.

15 апреля 2013 года Сары-Аркинский районный суд по уголовным делам г. Астаны приговорил двух молодых людей к длительным годам тюремного заключения. Мурата Тусупова по двум статьям УК РК – в совокупности на 8 лет с содержанием в колонии строгого режима (ранее был дважды судим). Мурата Суюндикова – по тем же статьям, но на 6 лет – в колонии общего режима (ранее не судим).

Оба (на момент совершения преступления Жусупову было неполных 33 года, Суюндикову – неполных 24) в начале Дня смеха 2011 года устроили себе «перво­апрель­скую» шутку. Накануне, поздно вечером они вместе с общей знакомой, назовем ее С., гуляли-веселились в элитном столичном караоке-баре «Кореан-хаус» на дне рождения знакомого молодых людей. Пили виски, пели – словом, отдыхали по «полной».

Видно, показалось мало. Хотелось более острых ощущений. Тусупов и Суюндиков «положили глаз» на общую знакомую, которую привели с собой на день рождения.

Будучи даже под изрядным шофе, девушка почувствовала что-то неладное и засобиралась домой. Тусупов вызвал такси, заверив, что отвезет ее домой. Кстати, о криминальном прошлом своего знакомого С. не знала. Живя в Караганде и будучи женатым и имея малолетнего ребенка, он каждую неделю приезжал в Астану «оттянуться»: приглашал ее в самые «крутые» рестораны и ночные клубы.

Такси, однако, поехало не в сторону дома девушки. Тут она запротестовала и попросила водителя остановиться. Тусупов тем временем успел позвонить Суюндикову и попросил его приехать немедленно на пересечение улиц Жубанова – Абая, что тот быстро сделал. Вдвоем они затолкали сопротивлявшуюся С. в машину и привезли на неизвестную ей квартиру в доме №27/1 по ул. Жубанова.

Оба зверя в человеческом обличье насиловали девушку поочередно до самого утра, причем в извращенной форме. Попытки сопротивления пресекали ударами.

А когда, устав (к тому же в изрядной степени алкогольного опьянения, и в таком состоянии Суюндиков гонял свой «Лексус» по Астане!), Суюндиков уснул, она спросила разрешения у Тусупова принять душ. Улучив момент, девушка нашла свой сотовый телефон, который у нее отобрал Тусупов, заперлась в ванной и успела позвонить дежурному в службу «102» и своей подруге.

Уже под утро Тусупов на машине Суюндикова доставил девушку по адресу ее родственницы и вернулся в квартиру на Жубанова. Насытившись сексуально, оба зверя испытали неимоверное чувство гастрономического голода. Пошли усладить чрево.
Но тут позвонила С., мол, оставила на квартире ключи от квартиры. Пришлось им вернуться. Увидев полицейских, они попытались скрыться на машине. Полиция настигла их в паркинге ЖК «Каминный». Суюндикова взяли «тепленьким», Тусупову удалось «сделать ноги». Но взять его все равно взяли.

Возбудили уголовное дело. На время следствия Тусупов содержался под арестом, Суюндиков, у которого тоже малолетний сын, – под подпиской о невыезде.

Естественно, вину свою в суде никто из них не признал. Несмотря на заключения экспертиз, иные доказательства.

Это уголовное дело и судебный процесс в Астане не получили громкого резонанса. Мало ли кого у нас насилуют.

Но в данном случае, сдается, скрытости информации поспособствовала сторона подсудимых. Отец Суюндикова, как оказалось, один из богатейших тузов Астаны – генеральный директор РГП «Жасыл аймак» Жуматай Отарбаевич Суюндиков (на фото), ворочающий миллиардами не столько зеленых насаждений вокруг столичного «зеленого пояса», сколько другой «зелени», тенгово-долларовой, от которой мутнеет в глазах и может потерять рассудок любой, подчас даже не поддающийся дьявольскому искушению человек.

Атаку на С. родственники вначале обвиняемого, потом подсудимого Мурата Суюндикова начали буквально со дня его задержания, просили о примирении. В качестве компенсации морального вреда предложили автомашину «Тойота камри 40» 2006 года выпуска и 5 тыс. долларов. Девушка взяла их, но поставила условие – напишет встречное заявление в ДВД, если Суюндиков сделает письменное признание в совершенном преступлении и раскается. Он этого не сделал, более того, у подъезда ДВД нахально обвинил ее в вымогательстве.

Кроме назначенных сроков лишения свободы, суд удовлетворил исковые требования С. частично: с Тусупова – компенсацию морального вреда в размере 1 млн. тенге, о взыскании морального вреда с Суюндикова – отказать, поскольку уже получила машину и 5 тыс. долларов.

Мурат Суюндиков был взят под стражу прямо в зале суда.

Отчасти конфиденциальности судебного процесса поспособствовала и потерпевшая сторона. Отец С. – бывший сотрудник Генеральной прокуратуры РК, причем не последний в служебной иерархии. Вопреки устоявшемуся в глазах общественности неоднозначному отношению к сотрудникам силовых структур, о нем говорят как о человеке высокой морали и аристократической интеллигентности. Когда информация о случившемся с его дочерью стала достоянием его руководства, ему предложили написать «добровольное». Типа того, что недоглядел дочь.

А вот что касается гендиректора тоже государственного предприятия «Жасыл аймак» Жуматая Суюндикова, тут принцип «отец за сына отвечает» не сработал. На официальное обращение общественного защитника потерпевшей С. – президента общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет», эколога, доктора наук Мусагали Дуамбекова вице-министр охраны окружающей среды РК Е. Нысанбаев ответил: «Указанная в письме информация относится к семейным отношениям самого Суюндикова Ж. О.».

Согласитесь, подозрительно полярные углы зрения на одну и ту же морально-нравственную ситуацию, критерии оценки ответственности государственных чиновников за поведение своих отпрысков, не правда ли?

… Говорят, падение нравов – признак начала конца. Рим был самым богатым государством мира. Но погубил его глубочайший духовный упадок. То же самое, похоже, происходит сейчас и в нашем государстве.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

На раздумье чиновникам Алматы

Акимат Алматы хорошо организует работы по ремонту и уходу за городским коммунальным хозяйством, улицами, дворами, скверами, особенно в центральной части города. Начат ремонт фасадов старых домов. Но при этом есть и излишества.

Например, начали обновлять асфальтовое покрытие на ул. Тимирязева от КазГУграда до ул. Байтурсынова. Зачем? Там дорожное покрытие было в хорошем состоянии, могло прослужить еще несколько лет. Преждевременный ремонт проезжей части причиняет массу неудобств водителям и пешеходам, создает аварийные ситуации.

В то же время по телевизору часто показывают окраины мегаполиса, где нет дорог, воды, электричества. Не лучше ли было направить рабочих и технику на решение этих проблем? Конечно, там высокие гости и городские чиновники не ездят, но живут-то там наши горожане.

Другой пример. Ежемесячно большие группы рабочих стригут траву в сквере вдоль реки Есентай. С одной стороны, это повышает занятость, дает людям заработок – это хорошо. Однако труд этих стригунов можно использовать где-то более рационально в созидательных целях.

Еще пример. Раньше можно было легко и удобно попасть на Зеленый базар любым автобусом. Кто-то из чиновников приказал перенести все остановки подальше от «чрева Алматы». Этот базар посещают в основном пенсионеры и малообеспеченные жители города. (Богатые покупают сельхозпродукты в ближайших супермаркетах или ларьках по пути следования домой).

Теперь пожилые люди пешком тащат продуктовые сумки 3-4 квартала до остановки автобуса. Понятно, какими эпитетами они награждают радетелей чистоты вокруг базара.

При переносе остановок произвели дорогостоящую перепланировку всей прилегающей к базару территории. Город богатый, деньги можно тратить не считая. При этом на половине и без того узкого тротуара по ул. Макатаева возвели длинный (1,2 м высотой) железобетонный короб, нечто вроде саркофага. Засыпали его землей, и ныне он используется в качестве мусоросборника. Какой горе-архитектор это запроектировал, какой чиновник утвердил? На этом месте не достает медной дощечки с их именами.
Мнение налогоплательщиков такое: каждое тенге должно быть потрачено эффективно.

Сайын ТЕМИРГАЛИЕВ

Республиканский еженедельник онлайн