Президент Назарбаев все-таки наложил вето на повышение пенсионного возраста женщин с 2014 года и рекомендовал парламенту отсрочить его на 4 года. Вето главы государства распространилось лишь на эту норму законопроекта. В целом он одобрил его, выразив при этом особое неудовольствие по поводу некачественного разъяснения якобы полезного и нужного закона со стороны правительства. Премьер-министр Серик Ахметов президентскую критику за провал разъяснительной работы признал справедливой. Депутаты, захлебываясь от восторга, поспешили выполнить «работу над собственными ошибками» и вновь славить мудрость елбасы. За пропагандистский провал полетела голова лишь министра труда и социальной защиты Серика Абденова, проработавшего в этой должности менее года. Глава Нацбанка Григорий Марченко вышел сухим из воды. Он срочно отправился в трудовой отпуск.
Ситуацию с пенсионной реформой «ДАТу» комментирует известный казахстанский государственный и общественный деятель Газиз АЛДАМЖАРОВ.
– Газиз Камашевич, зачем вообще потребовалась очередная пенсионная реформа? Провалили первую, оскандалились со второй. Только ли в бюджетных дырах, которые Акорда решила залатать с помощью женщин, проблема?
– Потому что исполнители этих законов делали многие вещи незаконно. Возьмем пенсионные фонды, куда люди делали пенсионные отчисления. Все они частные. При этом к контролю за расходованием денег не допускались общественные, неправительственные организации. За эти годы все, кто создавал частные фонды, жили очень хорошо, и практически, если какие-то дивиденды фонды заработали, то они их просто-напросто растащили. Когда впервые принимали закон по накопительным пенсионным фондам, разрабатывалась пенсионная реформа, я был их категорическим противником. Я считал, что при тех условиях, в которых находилась на тот момент страна, пенсионные фонды не могут быть априори.
Почему? Потому что если пенсионный фонд частный, он автоматически должен находиться под контролем общественности, гражданского общества. Если этого не будет, говорил я, на общественных, то есть народных, деньгах будет сколачивать себе капитал частная компания. Там изначально были заложены механизмы, которые должны были провалить эту систему.
– Расплодились частные пенсионные фонды, теперь их всех загоняют под единую крышу, а основной инструментарий, который должен обеспечить нормальное функционирование ЕНПФ, опять не разработан.
– То есть это опять общественные, народные деньги, и, повторяю, должен над ними быть какой-то контролирующий орган, чтобы постоянно проверять правильность этих денег. Отдать эти огромные деньги на откуп правительству, которое показало свою безграмотность, – безответственно. Считайте, мы опять все провалим, опять народ ничего не выиграет. Прежде чем начать какие-то экономические, пенсионные реформы, надо решить проблемы с 2,5 миллиона самозанятых людей, огромной армией безработных. По официальным данным, их 600–650 тысяч, на самом деле намного больше. Вот и считайте: 3 миллиона людей, которые должны делать отчисления в пенсионный фонд, не участвуют в его формировании. Но ведь все равно при достижении безработными и самозанятыми гражданами пенсионного возраста правительство будет выплачивать им хотя бы минимальную пенсию.
В нормальном государстве сначала создают рабочие места. А рабочие места – это новое производство, отечественная продукция, какие-то ценности. Участвуя в производительном труде, человек участвует в создании пенсионного фонда. Сегодня в Казахстане 8 миллионов работоспособного населения. Из них не работают 3 миллиона, из оставшихся 5 миллионов работают в полную нагрузку далеко не все. Поэтому, когда президент говорит, что население стремительно стареет, что на определенное количество стариков приходится мало работающих, он должен задуматься. Я считаю, людей, способных производить материальные блага, в стране хватает. Но для этого люди должны быть обеспечены работой. Тогда многие вопросы снимутся.
Президент говорит, что деньги в ЕНПФ должны работать на благосостояние людей. Если фонд будет правильно зарабатывать дивиденды – увеличится моя пенсия. Если улучшатся пенсионные накопления – улучшится и мое благосостояние. А президент повторяет, что пенсионные вклады не должны работать на получение прибыли. Как так? Раз мы создаем единый фонд (тем более государственный), то прибыль должна распределяться между теми, кто внес свои накопления в этот фонд.
– Повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет отложили до 2018 года. Насколько разумно принятие такого решения за 5 лет вперед?
– Вообще самое главное, что касается пенсионной реформы, увеличивается пенсионный возраст женщин на 5 лет. И принимать закон за 5 лет до решения каких-то вопросов само по себе абсурдно. Как говорил герой одного известного советского фильма, стабильности нет в мире, у нас в том числе. У нас нет стабильной политической системы, стабильной экономической системы. У нас за 20 с лишним лет накопилось огромное количество социальных проблем. В этих условиях считать, что через пять лет все будет хорошо и накопленные средства будут работать нормально, – значит обманывать самих себя.
Прежде чем заявлять о необходимости пенсионной реформы, правительство должно было сделать грамотные расчеты: какой будет рост населения, каково будет количество работоспособных людей, какие рабочие места будут создаваться, как они будут заняты, какова будет средняя заработная плата и т.д. И представить эти расчеты народу. А убеждать людей с пустыми руками, без глубокого анализа – это профанация. На сегодняшний день никто ничего не понял. Единственное объяснение – у нас, мол, денег не хватает. Это уже порядком надоело. А почему не хватает? Куда деваются деньги, на какие прожекты?
Давайте разберемся во всех экономических проблемах страны. Денег не хватает – поднимите экспортные пошлины на нефть. Сделайте прозрачной деятельность всех предприятий, какие налоги они платят в бюджет. Этого не делается, потому что многие предприятия принадлежат людям, которые находятся у власти. Должна быть обеспечена абсолютная прозрачность. Надо сделать, чтобы деньги не убегали за пределы страны. Создавать рабочие места. Не надо жить лозунгами о грядущем светлом будущем. Это мы уже проходили. Надо жить делами. Нужна ли нам выставка «ЭКСПО-2017?», на которую планируются гигантские суммы? Нет, не нужен. Потому что Казахстан за 20 лет развалил науку. Нет никаких научных достижений, которые можно было бы показать, продемонстрировать миру. ЭКСПО проводят развитые страны, где они показывают свои достижения. А мы проводим ЭКСПО, чтобы показать достижения других стран.
Теперь нам говорят: чтобы через пять лет достойно идти на увеличение пенсионного возраста, мы должны обеспечить накопления. Эти накопления сегодня хотят создать за счет увеличения нагрузки на работодателей. Сколько лет уже президент повторяет одно и то же! Что у нас малый и средний бизнес слаб. На сегодняшний день доля МСБ в экономике страны ничтожно мала, она не достигает, как в других странах, даже 50 %. В этих условиях, плюс галопирующем повышении платы за коммунальные услуги, электроэнергию, тяжком налоговом бремени, огромных масштабах коррупции и взяточничества недолго и вовсе развалить малые и средние предприятия. А тут еще дополнительные 5% по пенсионным отчислениям. Что они будут делать? Естественно, уменьшать заработную плату. Ведь затраты каким-то образом надо восполнить. Или поднимут цены на ту продукцию, которую мы с вами потребляем. Понимаете? На тот же хлеб, сыр, масло. Это скрытая форма изъятия средств опять-таки у нас, а не у работодателей. Работодатель здесь ничего не теряет. Он просто поднимает цену на свою продукцию. Это может в целом ухудшить благосостояние людей.
В своем недавнем обращении к народу Казахстана президент выразил недовольство работой Нацбанка и правительства по разъяснению пенсионной реформы населению. Мол, вместо того, чтобы «пойти в народ», они уговаривали депутатов. Кто же мешал объяснить людям суть реформы с готовыми, убедительными расчетами в руках? Объяснить, как реформа отразится на жизни простых граждан, на работе предприятий, на ценах. А просто говорить, что изымаем 5% – и этот вопрос решен, – это не дело.
– Вам не кажется, что президент переиначил на свой лад пенсионный закон?
– Во-первых, президент поступил не как президент. Он поступил, как человек, случайно попавший в нашу страну. Человек, который здесь долго не был и вдруг увидел, что его поданные делают что-то не то и не так. А эти дела свершались при нем, и о них он знал. Но выжидал, до какой точки кипения все дойдет. По большому счету, вернув законопроект о пенсионной реформе в парламент и выступив с обращением, он унизил обе ветви государственной власти – законодательную и исполнительную, продемонстрировал народу их недееспособность. Опять повернул ситуацию так, будто он самый мудрый и человечный. Но ведь ни для кого не секрет, что парламент и правительство фактически формирует он сам. Без согласования с ним ни одна кандидатура туда не пройдет. И он должен был заставить отвечать своих назначенцев. Но они и не думают отвечать перед народом. Потому что такой практики, существующей во всем цивилизованном и правовом мире, у нас просто нет, и, надо полагать, она не нужна власти.
Возьмите Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство. Кто что объяснил казахстанцам? Поэтому абсолютное большинство населения вообще не имеет представления, что происходит.
Точно так же по пенсионной реформе. Ведь без указания и разрешения президента находящиеся в нашей власти самостоятельно не могут сделать и шагу. Когда он сказал о переносе срока повышения пенсионного возраста, женщины облегченно вздохнули. Радоваться не стоит. Ни в одной стране такого нет, чтобы закон приняли, а исполнение его ждало своего часа аж 5 лет. Все равно о нем вспомнят. Так что это бомба замедленного действия. Не сегодня, так завтра взорвется. Потому что экономическое, социальное, политическое состояние общества не стабильно. Вне зависимости от мирового кризиса. У казахстанцев нет уверенности в завтрашнем дне.
Сегодня правительство и Нацбанк говорят, что в бюджете скоро не будет хватать денег на выплату пенсий. А Марченко в своем верноподданическом экстазе и вовсе договорился до того, что в сенате, когда крыть было нечем, воскликнул: «Мы ведь не виноваты в том, что так долго живем!». Если сегодня не хватает денег на пенсии, откуда они возьмутся через 5 лет, если упадут цены на нефть и газ? Тогда мы вообще развалимся. Поэтому сегодня вопрос надо ставить иначе: давайте, мы проживем предстоящие 5 лет и тогда решим, поднимать на законодательном уровне пенсионный возраст женщин или нет.
– Провластные СМИ показывают и пишут, что казахстанские женщины готовы в ноги Назарбаеву кланяться. А как вы восприняли завуалированное толкование закона президентом?
– Понимаете, я думаю, президент Назарбаев даже в отношении себя поступает плохо. Конечно, на сегодня особой любовью народа он не пользуется. Поэтому считать, что народ будет терпеть еще 5-6 лет – большой вопрос. Я не думаю, что, например, российские правители намного тупее, чем он. Сегодня президент и правительство РФ считают, что нынешняя экономическая, социальная и политическая ситуация не позволяют увеличить пенсионный возраст россиян. Причем о возрасте женщин там вообще речи нет! А ведь там демографические проблемы стоят гораздо острее, пенсионеров в перерасчете «на душу работающего населения» гораздо больше.
Правительство Казахстана не может обеспечить семьи доступными по цене детскими садами. Прежние детсады уничтожили, распродали. Новые не построили. В частных детсадах, которые в большинстве своем располагаются в жилых комплексах, за ребенка надо платить от 30 тыс. тенге и больше. А как быть семьям, где по 2-3 малыша? Родителям, занятым проблемами элементарного выживания, зачастую не до воспитания детей. С увеличением пенсионного возраста женщин им будет не до рождаемости. Так что задача президента увеличить количество населения до 20 млн. к 2020 году – не что иное, как утопия. Может, ее выполнят за счет приезжих. Хотя это тоже спорно. В Казахстане сейчас наблюдается отток оралманов, которые, погрузившись в наши реалии, возвращаются туда, откуда прибыли на историческую родину. Поэтому 20 млн. казахстанцев – задача пока не осуществимая. Власть забыла, что очаг семьи, этой «ячейки государства», очаг согласия во всем мире зиждется на плечах и мудрости женщины. Женщины – матери. Они – берегини. Поэтому испокон веков мужская половина наших предков трепетно относилась к женщине, берегла ее и воспевала. А сегодня власть устами краснобая Марченко упрекает казахстанских женщин, что они долго живут. Какое кощунство и безнравственность! Неужто Бога не боятся?
– В связи с этим. Наш президент – человек в возрасте, разменял восьмой десяток жизни, отпущенной ему Всевышним. Мало ли что его ожидает…
– Человек разумный при достижении определенного возраста обязательно думает о том, что его ожидает в потустороннем мире. Конечно, если он глубоко верующий. Полагаю, что г-н Назарбаев тоже размышляет на эту тему. Никто из нас, ходящих под Богом, пусть он даже глава государства, не может утверждать, что через 5 лет он будет жить. Умный человек всегда говорит, если Бог позволит, я доживу. Люди уже разуверились в нем. Правда, сказать об этом открыто не осмеливаются. Они разуверились в проводимых им реформах. Что ни реформа – так новый источник воровства и коррупции во властных структурах, в том числе на местах. Посмотрите, с какой скоростью меняются кадры. Каждый назначенец уже знает, что он не надолго, поэтому старается извлечь для себя максимальную прибыль от этой должности. А там хоть трава не расти. Они понимают, что в этой системе реальное исполнение программ невозможно. Романтики-альтруисты, как правило, у нас оказываются за решеткой, а истинные казнокрады – припеваючи живут на родине или скрываются за рубежом. Такова печальная реальность.
– Страна полнится слухами о досрочных парламентских выборах. Какие-то телодвижения делают некоторые политические партии. Объединились, например, «Руханият» с «Әділетом» в «Бірлік». Может, это, действительно, симптомы досрочных выборов?
– Внеочередные парламентские выборы вполне возможны. Но что они дадут нам при существующей избирательной системе? Если такие выборы Акорда объявит, то мы должны голосовать, чтоб никто не ходил голосовать. Честные избиратели должны понять, что это не наши выборы!
В одном своем выступлении Назарбаев говорил, что он никогда со своей должности не уйдет, его только могут вынести. Честные выборы не нужны власти. Она их боится как чумы. 99 процентов с «хвостиком» – в это не верит и сам елбасы.
В одном из своих интервью я говорил, что постоянный обман избирателей, фальсификация и подтасовка их голосов могут привести к взрыву возмущения. Люди просто не придут на избирательные участки. Они не верят существующим реалиям избирательной системы. По Конституции – одно, по де-факто – другое. Что выборы парламента, что президента – сплошная профанация.
Я думаю, в нынешней политической ситуации досрочные выборы парламента нужны. Парламент пятого созыва изжил себя морально и нравственно, несмотря на то, что в нем якобы представлена многопартийность. Но, согласитесь, мы же с вами не с луны упали и прекрасно знаем, как туда попали партии «Ак жол» и КНПК. Их вполне устраивает нынешняя система обустройства государственной власти. И никогда они не пойдут на ограничение полномочий президента. Потому что понимают, что они в парламентском меньшинстве. Как захочет «Нур Отан», так и будет.
Устраивает их и нынешний президент, который выгоден им и управляет страной через них, «своих любимых» – безголосых депутатов и членов правительства. Но случись ситуация, все они друг другу горло перегрызут, начнут делиться по родоплеменным признакам, что, кстати, уже приходит.
– Известные политические деятели Казахстана обратились к Назарбаеву о защите прав супруги Мухтара Аблязова – Алмы Шалабаевой и их несовершеннолетней дочери. Вы – один из подписантов.
– Единственная «вина» Алмы – это то, что она жена Аблязова. У нас уже стало правилом: виноват муж – таскают жен. Я на себе испытал эту систему. Многие из окружения Аблязова уже сидят в тюрьмах. Тот же самый экс-глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев. Татишева брат тоже отсидел. Так или иначе, начинают прессовать человека через его детей, жен. Люди, находящиеся у власти, видимо, плохо знают историю. Как ты можешь законопослушности требовать от своих граждан, если сам нарушаешь закон? Если мы все ходим под законом, тогда закон должен работать для всех одинаково.
Чисто по-человечески трудно понять, как можно похитить человека, а в случае с супругой и ребенком Аблязова все было именно так, без предъявления обвинения, лишь по подозрению в подделке каких-то документов? Что, она своей рукой это делала? Делали все по их просьбе люди у власти! Если закон нарушают те, кто у власти, значит, в государстве плохо с законопослушанием государственных чиновников. Поэтому обвинять Алму Шалабаеву, считаю, неумно.
Неправильно. Выходит, если Аблязов сегодня не у власти, значит, можно судить его жену и детей. А где гарантия, что завтра власть не сменится? Тот же Аблязов, скажем, возглавит страну, и что он тоже в отместку сделает то же самое? Вообще, решать вопросы через чьих-то жен, детей – это поступки подонков!
– Говорят, Назарбаев не был в курсе этой истории…
– Аблязов является политическим оппонентом президента. И говорить, что вопрос решился сам по себе, кто-то там съездил, заказал самолет и т.д. – глупо. Знали посольство, МИД, генпрокуратура… Если даже он не был осведомлен, а генпрокуратура до сих пор не предъявила обвинение, то почему президент, узнав о случившемся, не восстановил законность? Он никого не наказал. Это говорит о том, что все об этом знали, в том числе и президент.
Да, отношение к самому Аблязову в обществе неоднозначное. На его негативный имидж очень хорошо поработали провластные СМИ, сама власть. Они простым людям преподносят все так, будто Аблязов – единственный человек, который украл все ваши деньги и из-за этого мы плохо живем. Но при этом не говорят, откуда деньги у тех, кто еще не уехал. Хотя все знаем, что они все деньги накопили за счет воровства, отнимая у нас. И люди повторяют то, что в их головы вливает власть. Я не говорю, что Аблязов – ангел, весь такой белый и пушистый. Он тоже работал в этой системе, тоже был в команде президента. Поэтому за преступления, которые ему вменяют, кстати, их еще надо доказать, ответственность должен нести и президент. Как и за братьев Рыскалиевых, Мешимбаеву и других. Это он их назначал и воспитал.
Президент не должен просто освобождать проштрафившегося того или иного высокопоставленного государственного чиновника, как, скажем, министр «Патамушта». Мы должны знать, почему так произошло. За плохую разъяснительную работу министров не снимают. И потом, у нас часто провинившиеся или не справившиеся со своими обязанностями министры опять возвращаются во власть, но уже министром другой отрасли. Получается, никто ни за что не отвечает. Но если все не отвечают, тогда почему Аблязов должен?
А тут ему еще вменяют политический экстремизм. Якобы он призывал к государственному перевороту. Поэтому люди думают, что если они посочувствуют Аблязову, то их тоже обвинят в экстремизме. Какой экстремизм?
И подписав обращение, мы исполнили свой гражданский долг. Не Аблязова мы защищаем, а женщину и ребенка. Если мы сегодня не защитим их, то завтра кто защитит наших жен и детей? Я считаю, надо быть честным по отношению к любому человеку. Жена его не воровала. Жена, как всякая мать, любит свое дитя. Мы не должны обвинять ее за то, что она жена Аблязова. Когда она выходила за него замуж, Аблязов не был богатым, он был студентом. Прожив с ним столько лет, она, видимо, сочла своим моральным и нравственным долгом оставаться рядом с ним и в трудные для него этапы жизни. Это достойно уважения. Поэтому каждому из нас из подобных ситуаций надо учиться делать правильные выводы – будь то политические, нравственные или семейные.
– Спасибо вам за интервью!
Бакытгуль МАКИМБАЙ,
«D»