
- «Путин надавил на «батьку» Лукашенко и в качестве долга за его спасение добился подписания договора о союзном государстве. Теперь он хочет этот дуэт превратить в тройственный союз, с участием Казахстана, для того, чтобы упрочить свои позиции на суперконтиненте Евразии.
Сейдахмет КУТТЫКАДАМ
В российской прессе периодически поднималась тема о положении русскоязычных и русского языка в нашей стране, разумеется в негативном ключе, но в последнее время она обострилась, приняв форму усиленных поисков казахских «русофобов». Конечно, найти их в самой русскоязычной республике постсоветского пространства было нелегко, но те, кто очень хочет найти, найдет и черную кошку в темной комнате, даже если там ее нет. Поэтому нашли, их было довольно трудно сравнить с очень крутыми реальными русофобами в других странах, но что делать, на нет и суда нет, обойдемся и этими, решили поисковики и стали раздувать вокруг них истерию. После чего начались хорошо с режиссированные выпады ряда российских подневольных политиканов и ангажированных журналистов в адрес нашей республики по традиционному «русскому вопросу». Было ясно, что это мелкие задиры, за которыми вступят в дело российские тяжеловесы. И это случилось.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на днях, 9 ноября опубликовал в «Российской газете» статью «Россия и Казахстан: сотрудничество без границ», само название которой симптоматично, если таковое звучало раньше, как утверждение, то теперь оно выглядело напором. Он обвинил нас в «ряде резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана».
Причем Лавров утвердительно заявил, что «отдельные случаи во многом являются продуктом применения извне специальных информационных методик, направленных на культивирование местечкового национализма и дискредитацию сотрудничества с Россией».
Это уже явный намек на возможность «цветной революции» в Казахстане, направленной против России. Однако после этих слов Лавров, успокоительно поведал о том, какие превентивные меры принимает Россия совместно с Казахстаном для недопущения подобного сценария. Но как говорится, осадок остался.
В целом, общий тон искушенного российского Талейрана настораживает. Конечно, большое беспокойство Лаврова можно понять, давление Запада на Россию усиливается с каждым днем, все «замороженные» конфликты на их границах начинают обостряться, Украина, управляемая шоуменом того и гляди может вступить в НАТО, тогда будет не до смеху, натовские самолеты, не говоря о ракетах окажутся в опасной близости к Москве.
Поэтому Путин надавил на «батьку» Лукашенко и в качестве долга за его спасение добился подписания договора о союзном государстве. Теперь он хочет этот дуэт превратить в тройственный союз, с участием Казахстана, для того, чтобы упрочить свои позиции на суперконтиненте Евразии.
Но это противоречит интересам Казахстана, которого на Западе тут же объявят изгоем. Но не только это, все наши топовые бизнесмены и чиновники, как действующие, так и в отставке хранят в подавляющем большинстве свои драгоценные сбережения в офшорах и банках на Западе. И все эти счета довольно быстро будут заморожены и начнутся процессы по расследованию их происхождении. А выяснить это не составит никакого труда. Поэтому эти господа вряд ли захотят пополнить ряды и без того многочисленного неимущего сословия.
Казахстан должен быть в дружественных отношениях с Россией, это отвечает его геополитическим, политическим, экономическим и культурным интересам, но могущественной соседке надо быть осторожней в политике принуждения к насильственной зависимости. Россия не раз наступала на такие грабли.
Кстати, у нас остро стоит не проблема русского языка, а казахского, и подавляющее большинство населения живет плохо, но хуже всех не русскоязычные, а казахи. (Впрочем, как в самой России – русские. Поэтому российским властям отеческую заботу о русских надо бы начать у себя, в пределах своей большой федерации и только после этого, вспомнить о своих соотечественниках в других суверенных государствах).
Многие сейчас подвергают критике многовекторную политику нашей страны, но ей нет реальной альтернативы. Наш вектор с Россией должен быть прочным, но, не ослабляя другие векторы.
Вообще-то сейчас в общей мировой суматохе, появляется перспектива давнего, но так и нереализованного проекта ЦАС – Центральноазиатского Содружества.
У Казахстана хорошие отношения с Узбекистаном, очень теплые с Таджикистаном и традиционно прочные – с Кыргызстаном, да и с Туркменистаном можно договориться.
Такие же отношения у Узбекистана со всеми своими соседями. Эти две наиболее большие и более экономически успешные республики могли бы стать объединителями Центральной Азии, конечно при соблюдении политической самостоятельности каждой из них, но при единой транспортной системе, информационных связей, экономической и таможенной политике, а возможно и единой валюте.
Это Содружество более, чем с 70 миллионным грамотным населением, богатыми природными и трудовыми ресурсами, с общей историей и культурой могло бы стать сильным субъектом мировой политики для общего блага всех этих народов.
Конечно, это может не понравиться ряду великих держав, но убедить их в том, что единая, сильная, стабильная и предсказуемая Центральная Азия в сложнейшем регионе, выгодна всем, и особенно нашим великим соседям – России и Китаю, это дело местных государственных деятелей!