- Более десяти лет сотни многодетных матерей не могут дождаться заветных 10 соток земли, мечтая построить на них свои дома. Мечту матерей обещала исполнить руководитель объединения многодетных матерей «Гибрат» Марпия Бутабаева, которая позже была осуждена на 8 лет лишения свободы. К лишению свободы также приговорили юриста и кассира объединения. Камнем преткновения этой истории стали 162 га земли, граничащие с г.Алматы. Сама Марпия Бутабаева вину не признала и от своего обещания предоставить всем членам объединения «Гибрат» по 10 соток земли не отказывается. Так что же произошло почти двадцать лет назад и какие обстоятельства мешают многодетным матерям получить заветные 10 соток, читайте в интервью с Марпией БУТАБАЕВОЙ.
– Марпия Абзалиевна, напомните нашим читателям о той истории, стоившей вам свободы, а поверившим вам многодетным матерям – денег. Куда ушли собранные деньги и что стало с судьбой обещанных земель?
– История с земельными участками образовалась не на пустом месте. Наше объединение «Гибрат» в те годы проделало колоссальную работу в решении социальных вопросов многодетных матерей. О нас знали многие. Мы выпускали даже собственную газету. Как вы помните, двадцать лет назад объявили государственную программу – «каждому казахстанцу по 10 соток». Но на практике она почти не работала. Особенно остро этот вопрос стоял для многодетных матерей. Поэтому в далеком 2006 году решением общего собрания нашего объединения нами был приобретен земельный участок в Илийском районе Алматинской области площадью 162 га. Деньги на покупку земли были собраны членами нашего объединения. Мы хотели осуществить мечту сотен матерей – жить в собственном доме.
При поддержке спонсоров нами планировалось строительство мечети, дома-интерната, детского сада и школы. При совершении сделки приобретенные 162 га земли изначально были оформлены на юриста нашего объединения Гулнабиру Мамытову, которая должным образом не оформила договоры с нашими вкладчиками. Это стоило ей свободы.
Приобретенные нами 162 га земли имели статус – сельскохозяйственного назначения. Поэтому, оформив сделку, мы просили у тогдашнего акима района Николая Логутова дать разрешение на изменение целевого назначения земли на ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы люди могли построить хотя бы дачные дома. Мы были уверены, что наша просьба будет удовлетворена, поскольку первый президент Нурсултан Назарбаев в ходе своего визита в Алматинскую область поддержал инициативу строительства жилых массивов в пригороде Алматы. Кроме того, находящиеся рядом земли были проданы под строительство дачных поселков.
Осознавая всю важность нашего проекта, мы трезво оценили свои возможности и гарантировали внести собственные средства на проведение необходимых работ по водо-, электро-, газоснабжению и т.д.
Однако мы не нашли поддержки у местных властей, которые по долгу службы обязаны прилагать усилия для повышения уровня жизни социально незащищенных слоев населения. Получается, что многодетные матери, не желающие быть обузой для государства, не смогли на свои деньги приобрести землю и жить достойно.
Я неоднократно обращалась к президенту страны, премьер-министру и другим высокопоставленным чиновникам с просьбой поддержать многодетных матерей и помочь решить вопрос об изменении целевого назначения нашей земли, либо включить приобретенные земли в Генеральный план развития Алматинской пригородной зоны. Как вы, наверное, догадались, ни одно из обращений не нашло должного и своевременного отклика.
Затем началась травля. В СМИ писали, что я собрала деньги с 1,5 тысяч человек в сумме 7 млн долларов США. Это не правда. Вкладчиков-членов «Гибрата» было 707 человек, а собрано порядка 1.620.000 долларов США, которые были переданы нашему юристу Гулнабире Мамытовой, а затем продавцу этих 162 га земли Лоре Пупышевой.
– Когда вас судили, вы признали свою вину?
– Я никогда не признавала свою вину до уголовного дела, во время следствия и суда, да и до сих пор я говорила и говорю, что эти 162 га земли принадлежат народу, то есть нашим 707 вкладчикам!
Я сразу предположила заказной характер уголовного дела. Меня хотели заставить отказаться от земельного участка. Считаю, что под видом законности было осуществлено рейдерство. К тому же, согласно закону РК о крестьянском хозяйстве, я была зарегистрирована главой КХ. По закону, в дела КХ никто не имел права вмешиваться. Вкладчики могли выйти из КХ и требовать возврат вложенных денег (пай), в крайнем случае – через суд по гражданским делам.
– Вы же сказали, что земля была оформлена на юриста вашего объединения Мамытову.
– Да. При покупке земли, эти 162 га были оформлены на неё. Однако когда мы увидели, что она ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, в качестве главы крестьянского хозяйства избрали меня.
– Раз споры вокруг этих 162 га земли до сих пор не утихают, значит, земля кому-то пригляделась. Что делает вашу землю лакомым куском?
– Наша земля вошла в зеленую зону 4G или Гейт-Сити, 4 городов-спутников г.Алматы. Думаю, этот факт делает ее привлекательной.
– В вашей сделке продавцом земли выступает Лора Пупышева. Кто она и как она связана с этими 162 га?
– Наша земля с 1998 года значилась в аренде у человека по фамилии Ураев. Но он даже не оформил КХ, не обрабатывал землю, не стоял на учете и не платил налоги. Однако аким района того времени Николай Логутов решил продать Ураеву эти 162 га земли по государственной цене. Это было в июне 2006 года. Уже через месяц Ураев продал участок Лоре Пупышевой также по символической цене. По нашим сведениям, она является родственницей акима Логутова. В свою очередь, Пупышева в том же 2006 году продала этот участок нам, выручив за него 1 млн 620 тыс. долларов США. Я считаю, что эти деньги получил Логутов.
Я думаю, что Николай Логутов специально организовал шумиху вокруг меня, говоря: «Посадите Бутабаеву и земельный участок вернется акимату». Он явно мог заново совершить еще одну сделку с этой землей.
– Пока вы отбывали наказание, 162 га земли успели переоформить. Как такое возможно?
– В нашей стране всё возможно. Одной из «пострадавших» оказалась женщина по имени Улниза Уалиева, которая сдала деньги только в 2007 г. На суде она отказалась от земельного участка и потребовала свои деньги. Более того, она стремилась переоформить землю на созданный ею потребительский кооператив «Садоводческое товарищество (ПКСТ) «Асыл ана», якобы объединивших часть потерпевших/взыскателей. Позже мы узнали, что в членстве её объединения состояло всего 5 человек. Многие «потерпевшие», от имени которых выступала Уалиева, оказались ложными. Люди дали показания, где говорили, что не вступали в её объединение, а тем более не отказывались от своей доли в 162 га земли.
Тем не менее, в 2013 году Уалиевой при содействии старшего судебного исполнителя Байчепанова удалось переоформить наши земли на свое ПКСТ и даже сдавать землю в аренду. Однако в 2016 году решение судебного исполнителя Байчепанова о передаче нашей земли в ПКСТ «Асыл ана» было отменено постановлением Верховного суда РК.
Позже к Уалиевой присоединилась гражданка Бопабаева. Объединившись, при поддержке все того же Байчепанова, но уже в качестве частного судебного исполнителя, в 2022 году им вновь удалось заполучить наши земли. Пользуясь этим, Уалиева подала заявление в Алмалинский районный суд по уголовным делам г.Алматы о снятии ареста с земельного участка, но Постановлением суда от 08.02.2023 г. ей было отказано. Кроме того, Алматинский городской суд вынес частное постановление от 15.03.2023 г. в отношении частного судебного исполнителя Байчепанова, установив в его действиях грубейшие нарушения.
– Вы утверждаете, что сами стали жертвой произвола?
– Из-за намеренно созданной вокруг меня шумихи, а также вопреки требованиям закона, при наличии неотмененного отказного материала в возбуждении уголовного дела финансовой полиции в марте 2008 года, в августе того же года в отношении меня было возбуждено уголовное дело в ДВД г.Алматы. При этом была нарушена территориальность и подсудность: нас осудили трижды разными районными судами г.Алматы по одной и той же статье, только по разным эпизодам. Из уголовного дела «исчезли» протоколы допросов, где вкладчики утверждают, что не отказываются от 10 соток, которые я была готова им предоставить.
На сегодня выяснилось, что многие «потерпевшие» были признаны таковыми без их ведома. Они не знали про уголовное дело, не ходили ни в полицию, ни в суд, за них везде расписывались в процессуальных документах. Почерковедческая экспертиза уже подтвердила подделку подписей потерпевших в процессуальных документах. Среди «потерпевших» были «мертвые души». Я считаю, что вынесенный мне приговор суда заведомо неправосудный. Следователи ДВД г.Алматы Джекешов, Алтаев, Абилгазинов и другие сфальсифицировали доказательства против меня. Я убеждена, что под видом законности был осуществлен рейдерский захват 162 га земли.
– Раз эти 162 га земли все еще оформлены на вас, раз вы не признали вину, раз не намерены присваивать эти земли, то что вам мешает разделить землю между бывшими вкладчиками?
– Нам мешает исполнительное производство по сомнительным судебным актам и прокуратура Алматинской области, которая утверждает, что в действиях судебного исполнителя Байчепанова нет состава преступления. Прокуратура игнорирует частное постановление суда, где указано, что Байчепанов допустил нарушение закона. На сегодня группа обманутых людей, поверившие, что, отказавшись от земельного участка КХ и осудив меня, они получат земельный участок, поняли, что исполнительное производство не приведет их к желаемому.
Единственно правильный, законный и справедливый выход из социально взрывоопасной ситуации, созданной по вине должностных лиц, юристами при исполнении в интересах двух физических лиц:
– прекратить исполнение заведомо сомнительных приговоров суда, по которым потерпевшие отказались от земельного участка, т.к. ГСИ и ЧСИ допустили незаконное правопреемство, признали взыскателями посторонние юридические и физические лица, т.е. все исполнительные документы должны быть возвращены в суд без исполнения;
– тогда сразу же решением общего собрания членов КХ мы принимаем всех взыскателей членами КХ «Бутабаева М.А.», закрепляем за каждым из них его долю (пай), в результате земельный участок реально станет общедолевой собственностью.
К сожалению, в этом никто не заинтересован. Несмотря на то, что у нас имеются факты фальсификации доказательств против меня, прокуратура области в лице Берика Адамова никак не реагирует. Следователи Департамента полиции Алматинской области не желают расследовать нарушения закона со стороны частных судебных исполнителей, не желают признавать нас потерпевшими в угоду группы лиц. При этом руководство областной прокуратуры и ДП своими действиями/бездействиями поощряют следователей на дальнейшее беззаконие. И даже в Министерстве юстиции РК не понимают, что правопреемство производится только судом.
Новый Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о «новом Казахстане», но почему-то ситуация в нашей правоохранительной и судебной системах остается старой.
Азамат МОЛДАСАНОВ,