Представьте: вы молодая будущая мама, а заодно – финансовый гений, который за несколько месяцев превращает декретные выплаты в золотую жилу. Как? Да очень просто: немного бумажной магии, несколько «работодателей» (лучше сразу десяток), зарплата как у топ-менеджера корпорации – и государство уже расстегивает кошелек.
Декретный стартап: инструкция по применению
Схема настолько изящна, что достойна премии за креатив. Беременная женщина (назовем ее, скажем, Айгуль) устраивается сразу в несколько организаций, а еще лучше – к десятку индивидуальных предпринимателей. Документы подписаны, зарплата рисуется щедрая – от 400 тысяч до полумиллиона тенге в месяц. Дальше – дело техники: социальные отчисления делаются буквально на несколько месяцев, а потом Айгуль торжественно уходит в декрет. Госфонд, ориентируясь на «официальные» данные, начисляет ей выплаты, которые в разы превышают реальные страховые взносы. Аплодисменты!
Казахский Голливуд: примеры успеха
Чтобы оценить масштаб фантазии, взглянем на кейсы:
- Айгуль № 1 за 10 месяцев «работы» получила в справках доход в 14,97 млн тенге, что принесло ей пособие 5,2 млн тенге.
- Айгуль № 2 за несколько месяцев нарисовала себе 21,77 млн тенге и забрала в декрет целых 7,6 млн тенге.
Но настоящие герои – это, конечно, шымкентские гении, которые в 2024 году оформили на одну беременную сразу 20 (!) ИП в разных уголках страны. Занавес.
Карта золотых копей
Министр труда и соцзащиты Светлана Жакупова с тревогой сообщила, что особо щедрые выплаты идут в Туркестанскую область – там сумма пособий превысила страховые отчисления в 3,6 раза. Жамбылская область не сильно отстает – 2,7 раза. В числе чемпионов также Шымкент, Кызылординская, Алматинская и Мангистауская области, где соцфонд работает на полную катушку.
Когда праздник закончится?
Увы, но любая сказка имеет конец. В 2023–2024 годах чиновники начали раскручивать эту эпопею и ввели анализ трудовой деятельности – теперь резкие скачки зарплат перед декретом привлекут внимание (хотя, конечно, есть сомнения в чистоте эксперимента, ведь все эти махинации проворачивались, естественно, не без участия самих госслужащих).
Кроме того, около 1500 человек добровольно признались в махинациях и вернули государству 3,4 млрд тенге (но, возможно, не без напоминания со стороны правоохранительных органов).
Так что если вы планировали подзаработать на декрете – лучше поторопиться или… все-таки рассчитывать на честные выплаты.
Коррупция в медицине: торг на 5 миллионов
Пока одни наживаются на соцвыплатах, другие зарабатывают на государственных контрактах. На днях суд приговорил к тюремному заключению директора Казахского научного центра дерматологии Байсеркина и его заместителя Абишева. Они получили по 4 года лишения свободы за взятку в 5 млн тенге, переданную директором института последипломного образования Толемисовой за подписание контракта. Все трое теперь пожизненно лишены права работать в госструктурах.
Три миллиарда в трубу: нарушения в футболе
Не обошлось без скандалов и в спорте. Генеральная прокуратура выявила финансовые махинации в Казахстанской федерации футбола (КФФ) и клубах «Ордабасы», «Актобе» и «Жетысу». Среди нарушений – завышенные премии, фиктивные контракты и оплата несуществующих работ. В результате нанесен ущерб на 3 млрд тенге.
Бывшее руководство КФФ начислило себе премии на 300 млн тенге, заплатило 350 млн тенге за несуществующие строительные работы и выделило 135 млн тенге на непонятные «стратегические документы». В начале марта против экс-главы КФФ Адилета Барменкулова и его команды начато расследование.
Вся система – в заложниках
Коррупция плотно вплелась во все сферы – от социальных выплат до медицины и спорта. Пока одни списывают миллионы, другие добросовестно отчисляют налоги и остаются без необходимых ресурсов. Если ситуация не изменится, то Казахстан рискует окончательно превратиться в страну, где умение обходить закон станет главным навыком для выживания.
Арлан Икрам, «D»